Ziusudra

редактировать
Царь Шуруппака
Зиусудра. 𒍣𒌓𒋤𒁺
Царь Шуруппака. Царь Шумера
Шумерский род g Список, 1800 г. до н.э., Ларса, Ирак (фрагмент).jpg Шумерский царь Лист, 1800 г. до н.э., Ларса, Ирак
Допотопный царь
Правлениеc.2900 г. до н.э.
ПредшественникУбара-Туту
ПреемникПотоп. Джушур Киша
УмерБессмертный
Династия Допотоп
ОтецУбара-туту (аккадская традиция)

Зиусудра (древневавилонский : 𒍣𒌓𒋤𒁺 zi-ud-su₃-ra₂, Неоасирийский : 𒍣𒋤𒁕 zi-sud-da, Греческий : Ξίσουθρος, перевод. Xísuthros) из Шуруппака (ок. 2900 г. до н.э.) внесен в список WB-62 шумерских царей редакция как последний царь Шумера до Великого Потопа. Впоследствии он записан как герой шумерского мифа о сотворении мира и фигурирует в писаниях Бероса как Ксисутрос.

Зиусудра - один из нескольких мифических персонажей, которые являются главными героями из ближневосточных мифов о потопе, включая Атрахасис, Утнапиштим и библейский Ной. Хотя каждая история имеет свои отличительные особенности, многие ключевые элементы истории являются общими для двух, трех или всех четырех версий.

Содержание
  • 1 Литературные и археологические свидетельства
    • 1.1 Царь Зиусудра из Шуруппака
    • 1.2 Шумерский миф о потопе
    • 1.3 Ксисутрос
    • 1.4 Другие источники
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки
Литературные и археологические свидетельства

Царь Зиусудра из Шуруппака

В списке шумерских царей WB-62 редакция Зиусудра или Зин-Судду из Шуруппака указан как сын последнего царя Шумера до большой потоп. Зарегистрировано, что он правил как царь и священник гудуг в течение десяти саров (периоды в три тысячи шестьсот лет), хотя эта цифра, вероятно, является ошибкой переписчика в течение десяти лет. В этой версии Зиусудра унаследовал правление от своего отца Убара-Туту, который правил десять саров.

Строки, следующие за упоминанием Зиусудры, читаются:

Затем наводнение охватило. После того, как наводнение охватило, царство сошло с небес; царство было в Кише.

Город Киш процветал в раннединастический период вскоре после разлива реки, археологически подтвержденного осадочными пластами в Шуруппаке (современный Телль Фара ), Урук, Киш и другие памятники, все из которых были радиоуглеродными датированными ок. 2900 г. до н.э. Полихромная керамика из периода Джемдет Наср (примерно 30 век до н.э.), который непосредственно предшествовал периоду раннего династического периода I, была обнаружена непосредственно под слоем наводнения Шуруппак. Таким образом, появление имени Зиусудры в списке царей WB-62 связывает потоп, упомянутый в трех сохранившихся вавилонских эпосах о потопе - Эриду Бытие, Эпос о Гильгамеше и Эпос Атрахасиса - об этих речных отложениях. Макс Маллоуэн писал, что «мы знаем из призмы Уэлда Бланделла, что во время Потопа царем был Зиусудра, шумерский Ной. города Шуруппак, где он получил предупреждение о надвигающейся катастрофе. Его роль спасителя совпадает с ролью, отведенной его коллеге Утнапишти в эпосе о Гильгамеше... и эпиграфические, и археологические открытия дают веские основания полагать, что Зиусудра был доисторическим правителем известного исторического города, местонахождение которого было определено ».

То, что Зиусудра был королем Шуруппака, подтверждается табличкой Гильгамеша XI, в которой упоминается Утнапиштим (аккадский перевод шумерского имени Зиусудра) с эпитетом «человек Шуруппака» в строке 23.

Шумерский миф о потопе

Сказание о Зиусудре известно из единственной фрагментарной таблички, написанной на шумерском языке, датируемой по письменности 17 веком до нашей эры (Древняя Вавилонская империя ) и опубликовано в 1914 году Арно Пёбелем. Первая часть посвящена созданию человека и животных и основанию первых городов Эриду, Бад-Тибира, Ларак, Сиппар и Шуруппак. После пропущенного раздела в табличке мы узнаем, что боги решили послать потоп, чтобы уничтожить человечество. Бог Энки (повелитель подземного мира пресной воды и шумерский эквивалент вавилонского бога Эа) предупреждает Зиусудру, правителя Шуруппака, построить большую лодку; отрывок, описывающий направление лодки, также утерян. Когда планшет возобновляет работу, он описывает флуд. Семь дней бушевала ужасная буря, «огромную лодку швыряли в великих водах», затем Уту (Солнце) появляется, и Зиусудра открывает окно, простирается ниц и приносит в жертву вола и овцу.. После очередной паузы текст возобновляется, наводнение, очевидно, закончилось, и Зиусудра простирается ниц перед Ан (Небо) и Энлилем (Дыхание Господа), которые дают ему «дыхание вечное» и взять его в Дильмун. Остальная часть стихотворения утеряна.

В эпосе о Зиусудре в строках 258–261 добавлен элемент, который не встречается в других версиях, что после наводнения реки «царь Зиусудра... они поселили в Курской области. Дильмун, место, где восходит солнце ». Шумерское слово «КУР» - слово неоднозначное. Самуэль Ноа Крамер заявляет, что «его основное значение -« гора »подтверждается тем фактом, что использованный для него знак на самом деле является пиктограммой, представляющей гору. Из значения« гора »развилось значение« чужая земля », поскольку горные страны граничащие с Шумером были постоянной угрозой для его народа. Кур стал также означать «земля» в целом ».. Последнее предложение можно перевести как« В горе перехода, на горе Дильмун, месте, где восходит солнце ».

.

Шумерский документ, известный как Инструкции Шуруппака, датированный Крамером примерно 2600 г. до н.э., относится в более поздней версии к Зиусудре. Крамер заявил, что «Зиусудра стал почтенной фигурой в литературных традициях к середине третьего тысячелетия до нашей эры».

Ксисутрос

Ксисутрос (Ξισουθρο is) - это эллинизация Шумерский Зиусудра, известный из писаний Бероса, жреца Бел в Вавилоне, на которого Александр Полихистор в значительной степени полагался на информацию о Месопотамии. Среди интересных особенностей этой версии мифа о потопе - отождествление с помощью интерпретации graeca шумерского бога Энки с греческим богом Кроносом, отец Зевса ; и утверждение, что тростниковая лодка, построенная Ксисутросом, сохранилась, по крайней мере, до времен Бероса, в «Коркирских горах» Армении. Ксисутрос числился королем, сыном некоего Ардата, и правил 18 сароями. Один сарос (шар на аккадском языке) означает 3600, и, следовательно, 18 сароев были переведены как 64 800 лет. Сарой или сарос - это астрологический термин, определяемый как 222 лунных месяца по 29,5 дней или 18,5 лунных лет, равных 17,93 солнечным годам.

Другие источники

Зиусудра также упоминается в другой древней литературе, включая «Смерть Гильгамеша» и «Поэму ранних правителей», а также в поздней версии «Наставления Шуруппака».

См. Также
Заметки
Ссылки
Внешние ссылки
Предшественник. Убара-Туту из Шуруппака Царь Шумера. в. Легендарный или 2900 г. до н.э.Преемник. Джушур из Киш
Энси из Шуруппак. c. Легендарный или 2900 г. до н.э.Город затоплен согласно легенде
Последняя правка сделана 2021-06-23 10:32:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте