Ваджук

редактировать

Группы нунгарского языка

Ваджук, альтернативно Витджари, являются нунгарскими (аборигенные австралийцы ) люди из Западной Австралии региона Перт биорегиона Лебединой прибрежной равнины.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 Страна
  • 3 Культура и предыстория
    • 3.1 Сезонные подразделения
    • 3.2 Церемонии
  • 4 История контактов
  • 5 Социальная структура
  • 6 Кемпинги аборигенов в окрестностях Перта
  • 7 Альтернативные названия / варианты написания
  • 8 Некоторые слова
  • 9 Примечания
    • 9.1 Цитаты
  • 10 Источники
Имя

этноним, по-видимому, происходит от whad, их слово «нет».

Страна

Традиционная территория племен ваджук, по оценке Нормана Тиндейла, занимала около 6700 квадратных километров (2600 квадратных миль).) земли из реки Лебедь вместе с ее восточными и северными притоками. Его внутренние районы выходили за пределы горы Елены. В него входили Каламунда на Дарлинг Скарп и Армадейл. На севере она охватывала равнины Виктория, область к югу от Тудьяй и доходила к востоку до к западу от Йорка. Его южная прибрежная граница простиралась до района Пинджарра. Их северными соседями были юед, балардонг народ лежал к востоку от них, и пинджаруп на их южном побережье.

Культура и предыстория

Ваджуки входили в языковую группу нунгар со своим отличительным диалектом. В культурном отношении они были разделены на две матрилинейные части : Wardungmaat, от wardung («ворона », то есть австралийский ворон, Corvus coronoides) и maat (« род "; буквально" нога ") и; Манитьмаат, от манитдж («какаду с серным хохолком, Cacatua galerita») и маат. Части были эндогамными, и дети брали часть своей матери. Каждая часть также содержала две «секции » (или «шкуры»): в случае Манитжмаата это были Балларок и Тондаруп, а в случае Вардунгмаата - Нготак и Наганюк.

Ваджук также сохранил много историй о вагиле, водном питоне, который, как считается, отвечает за большинство водных объектов в окрестностях Перта. Возможно, это была культурная память о вымершей Madtsoiidae питоноподобной змеи, водном хищнике-засаднике, части вымершей мегафауны Австралии, исчезнувшей между 40 000 и 20 000 лет назад.

Прибрежные жилища Ваджуки имеют устную традицию, описывающую отделение Роттнеста от материка, которое произошло между 12000–8000 гг. До н.э., технически постледниковое фландрийское нарушение.

Сезонное divisions

Как и другие народы нунгар, ваджуки, кажется, переместились вглубь суши в более влажную зимнюю погоду, вернувшись на побережье по мере высыхания внутренних сезонных озер. Ваджук, как и многие люди Нунгар, делили год на шесть сезонов.

  • Бирак: с ноября по декабрь был период «плодоношения», характеризовавшийся появлением жарких восточных ветров, дующих в течение дня. Люди нунгар сжигали мозаичные участки кустарников, чтобы заставить животных выходить на открытое пространство для охоты, а также чтобы открыть навес и позволить немногочисленным ноябрьским дождям усилиться прорастание летних пищевых продуктов и сумчатых выпас. Это был сезон сбора семян акации, которые растирали в муку и хранили как влажный.
  • Бунуру: с января по февраль были «жарко-сухие», характеризовавшиеся жаркими и сухими восточными условиями с дневным морем. бриз, известный в Западной Австралии как доктор Фримантла. Чтобы максимизировать воздействие этих охлаждающих бризов, нунгар переместился в прибрежные устья рек и рифы, где рыба и морское ушко (Haliotis roei) составляли большую часть сезонного рациона. Малли-курица яйца из туартовых лесов также входили в состав рациона.
  • Джеран: с марта по апрель были «первые дожди - первая роса», с погодой становилось прохладнее с ветрами с юго-запада. Продолжалась рыбалка (часто ловится в рыболовные ловушки ) и пальма замиа (Нунгар = джириджи, Macrozamia ridlei) орехи цикад (Нунгар = байу), (нардоо, Марсилия quadrifolia) луковицы и другие семена собирали в пищу. Пальма замия, которая по своей природе очень ядовита, была приготовлена ​​таким образом, чтобы устранить ее токсичность. Роющие лягушки (kooyar, Heleioporus eyrei ) были пойманы в больших количествах с начавшимися зимними дождями.
  • Макуру: с мая по июнь был «мокрым», и нунгарцы двинулись вглубь страны из вдоль побережья до Darling Scarp, чтобы охотиться на yongka, серого кенгуру (Macropus fuliginosus) и tammar (Macropus eugenii) после того, как дожди пополнили внутренние водные ресурсы. Это был сезон средних широт фронтальных холодных дождей. Также были пойманы нунгарские гноу (или маллифы (Leipoa ocellata)).
  • Джильба: с июля по август были «холодно-влажные», когда группы нунгар переместились на более сухие почвы Районы Гилфорд и Каннинг-Келмскотт, где собирали корни и охотились на эму (Noongar = wej) (Dromaius novaehollandiae), опоссумов-кольчатых хвостов (Noongar = goomal) (Psudocheirus occidentalis) и кенгуру..
  • Камбаранг: с сентября по октябрь был «цветением» в разгар сезона полевых цветов. На этот раз дождь уменьшился. Семьи двинулись к берегу, где были пойманы лягушки, черепахи и пресноводные раки или gilgies (Cherax quinquecarinatus) и blue marron, (Noongar = marrin (от marr = «рука»)). Птицы, вернувшиеся из своих миграций в северном полушарии, также составляли часть их рациона.

Эти сезоны были примерно разделены (а не по конкретной дате), и Ваджук учитывал экологические сигналы, такие как весенний крик мотоциклетной лягушки (зеленая квакша (Litoria moorei)), в разгар сезона. Например, наступление Камбаранга или цветение рождественской елки Западной Австралии (Nuytsia floribunda показывает начало Бунуру.

Церемонии

Ваджук использовал высококачественные вильги (красная охра ) в церемониях, которые они получили на месте, ныне занимаемом железнодорожным вокзалом Перта, и которым они торговали с народами на востоке. По репутации он продавался до Улуру. До колонизации он использовался для окрашивания волос, которые носили долго (в стиле, похожем на дреды ). Среди коренных народов, которые практиковали посвященное обрезание, территория ваджуков была известна как «Земля мальчиков». Кварц из Дарлинг-Скарпа также продавался Балардонг группам для изготовления копий.

История контактов

Ваджук народы несли на себе основную тяжесть европейского вторжения и колонизации, поскольку на их территории были построены города Перт и Фримантл.

Несомненно, ваджукские народы были знаком с голландскими исследователями, такими как Вламинг, и случайными посещениями китобоев на побережье до прибытия поселенцев под командованием губернатора Джеймса Стирлинга. После почти катастрофы на Гарден-Айленде, баркас под командованием капитана (впоследствии вице-губернатора) Ирвина был отправлен и встречен с Йеллагонга и его семьей в Кроули, на побережье того места, где сейчас находится Университет Западной Австралии или у Маунт-Элиза (Нунгар = Goonininup). Поскольку женщины-аборигены ранее были захвачены европейскими охотниками на тюленей, Йеллагонга впоследствии перенес свой лагерь на то, что сейчас является озером Монгер (Нунгар = Каллап). Из-за отчуждения от своих земель из-за того, что поселенцы требовали землю и огораживали ее, аборигены потеряли доступ к важным сезонным продуктам питания, они не понимали и не принимали частную собственность на свои земли, что привело к вырубке скота и раскопкам в огородах. Репрессии привели к росту насилия с обеих сторон. Первой попыткой массового убийства аборигенов была «Битва за Перт», когда была попытка окружить и захватить аборигенов, отступивших в озеро Монгер. Местность была оцеплена, но затравленные люди скрылись. После того, как озеро Монгер было заселено семьей Монгер, Йеллагонга перебралась на озеро Джундалуп. В 1834 году эту территорию Ваннеру исследовал, а в 1838 году Джордж Грей. Когда в 1843 году земли были захвачены для поселения, Йеллагонга был вынужден просить о выживании, и вскоре после этого он случайно утонул.

Положение Миджгуру было еще более опасным. Насилие вспыхнуло, когда было сказано, что 200 «дикарей» собирались атаковать паром из Фримантла, и граждане вооружились и бросились на это место, но не нашли ничего, кроме сбитого с толку паромщика. Тасманский поселенец застрелил одного из местных мужчин-аборигенов, а Яган, сын Миджгуру и племянник Йеллагонги, в отместку проткнул белого копьем. Яган был арестован и отправлен на остров Карнак на попечение Роберта Лайона, который утверждал, что он борец за свободу. Яган бежал с острова на лодке и вел партизанский поход по обе стороны реки. В конце концов он был убит одним из двух европейских мальчиков, с которыми он подружился, и его голова была закопчена и отправлена ​​в Англию, где, наконец, его выздоровел и вернулся домой Кен Колбунг в 1997 году.

После Резня в Пинджарре, аборигены Ваджуков полностью впали в отчаяние и стали зависимыми, поселившись на своей территории на Маунт-Элиза для подачек под руководством Фрэнсиса Армстронга. Англиканская школа была открыта в Элленбруке в течение нескольких лет, но никогда не имела большого успеха и сильно недофинансировалась.

Отношения между поселенцами и народом нунгар сильно ухудшились в последние годы правления Стерлинга, когда поселенцы стреляли в аборигенов без разбора за то, что они закалывали запасы скота, что приводило к расправе над поселенцами. В ответ Стирлинг попытался подчинить аборигенов суровым наказанием. Когда Стирлинг вышел на пенсию, 1 января 1839 года его сменил на посту губернатора Джон Хатт, который вместо того, чтобы принять мстительную политику Стирлинга в отношении аборигенов, попытался защитить их права и дать им образование. Это противоречило приграничным поселенцам, намеревающимся захватить земли аборигенов без компенсации, которые считали, что им нужна сильная тактика, чтобы защитить себя от «репрессий» аборигенов. В 1887 году заповедник аборигенов для оставшихся ваджуков был основан около озера Гнангара, одного из целого ряда водно-болотных угодий, которые, возможно, на памяти местных аборигенов были целым рядом пещер вдоль подземной реки, крыша которой провалилась. Этот заповедник был восстановлен в 1975 году. В дополнение к «кормовой станции» на горе Элиза, находящейся под контролем Фрэнсиса Армстронга, первого «Защитника аборигенов». Хатт также пытался создать йомен-аборигенов, давая аборигенным «поселенцам» гранты на правительственную землю. Земли, выбранные для этого предприятия, были маргинальными, и от аборигенов ожидалось, что они будут вносить улучшения, не давая им доступа к необходимому банковскому финансированию, поэтому схема быстро рухнула. Лагеря аборигенов были временно созданы во многих столичных городах, включая Элленбрук, Джолимонт, Уэлшпул и Аллава Гроув. Однако эти участки часто перемещались по усмотрению европейских властей после того, как земля находила альтернативное использование (как это произошло на кладбище Карракатта, стрелковом полигоне Суонборн и аэропорту Перта ).

В 1893 году предоставление самоуправления Западной Австралии, в частности, исключало положение о делах аборигенов, которое оставалось за британской короной. В конституции штата также указано, что 1% государственных расходов должен быть направлен на благо аборигенов, а это условие никогда не выполнялось. Премьер Джон Форрест в одностороннем порядке взял под свой контроль дела аборигенов без внесения поправок в конституцию в 1896 году. По состоянию на 2016 год аборигены составляют 3% населения штата, но составляют 50% женщин в Женская тюрьма Бандюп и молодые люди в заключении в Западной Австралии. Многие сажают в тюрьму за неуплату штрафов за мелкие правонарушения. Количество молодых людей из числа нунгар, находящихся в заключении, превышает количество людей, обучающихся в школе или в формальном образовании.

Дейзи Бейтс утверждала, что в 1907 году она брала интервью у последних полностью посвященных ваджук-нунгар людей, сообщая об информаторах Фанни Балбел и Джубайтдж, которые в устной традиции сохранили точку зрения аборигенов на приход европейцев.. Фанни родилась на священном месте аборигенов, лежащем в основе собора Святого Георгия, в то время как священные земли Джубайтджа находились рядом с нынешним молодежным общежитием в Мундаринг-Уир.

Социальная структура

Ваджук Люди были разделены Лебединой рекой на четыре группы, каждая со своей территорией:

  • Белиар. Их страна лежала к юго-востоку от Перта в районе реки Каннинг, и в начале белых поселений их возглавлял Миджгуру, отец Ягана.
  • Билоо. Их лидером был Манди. Зимой они разбили лагерь в районе холмов Каламунда и Мандеринг.
  • Муро - под предводительством Йеллагонга - лежат к северу от реки Суон, охватывая прибрежную зону и Мелвилл-Уотер.
  • Группа Верхнего Лебедя, горный клан, по словам первых поселенцев, возглавлялась Виипом.

несколькими европейцами в частности, способствовал современному пониманию языка и культуры ваджук-нунгар.

, европейских поселенцев первоначально называли Джанга - термин, относящийся к духам мертвый - по Ваджуку. Эта вера включала европейцев в социальную структуру народов нунгар и подкреплялась несколькими факторами. Для Ваджуков поселенцы напоминали мертвых людей, потому что они:

  • пришли с запада, со стороны заходящего солнца и Куранюпа, страны мертвых для Ваджуков;
  • были бледными по цвету лица, что Ваджуки считали бледность людей после смерти;
  • часто меняли одежду и, следовательно, их общий вид;
  • плохо пахли и часто имели гнилые зубы, что отражает стандарты начала 19 века гигиены и;
  • не были затронуты инфекционными заболеваниями, к которым у большинства аборигенов не было генетической устойчивости.

Работа в его книге «Сломанные копья» показала, что культура аборигенов не может объяснить высокую смертность, связанных с европейскими инфекциями, и полагал, что в этом участвовало колдовство аборигенов, что привело к росту числа репрессалий и убийств в сообществе аборигенов. В сочетании со снижением рождаемости эти факторы привели к сокращению численности населения в районах, прилегающих к европейским поселениям. Помимо убийств белых и массовых убийств во Фримантле и других местах, прибытие европейцев привело к множеству смертей от болезней, которым аборигены не сопротивлялись. В традиционной культуре они интерпретировались как колдовство и привели к «расплате» вендетты, что увеличило смертность тех, кто находился в самом тесном контакте с европейцами.

Кемпинги аборигенов вокруг Перта
  • Goonininup, ныне перестроенная Пивоварня «Лебедь», вместе с близлежащим участком Гудинуп, отметили место, где прибрежные и внутренние районы Нюнгара встречались для торговых и ритуальных целей. Это был центр торговли красной охрой. Здесь проходили и мужские инициации. Рядом находился Коямулюп (лагерь лягушек), названный так из-за обилия лягушек, важной части местной диеты. Бойя (или Камень родов) была вытеснена в реку европейскими поселенцами, чтобы попытаться помешать аборигенам получить доступ к этому месту.
  • Озеро Монгер было кемпингом аборигенов до 1920-х годов. Когда он был закрыт, земля использовалась для садоводства, и группы аборигенов переехали в Джолимонт и Нджукенборо (Инналу ).
  • . Люди с поселения Джолимонт позже переехали на территорию Суонборн Стрелковый полигон, позже возобновленный австралийской армией в 1913 году.
  • Также был небольшой кемпинг аборигенов возле здания Австралийской радиовещательной корпорации в Восточном Перте и на острове Хейриссон. Мелководье у острова Хейриссон, известное как Матагаруп («Глубина ноги»), предоставило проход для пересечения реки Суон. Позже они были перемещены в Берсвуд, пока это место не превратилось в свалку мусора для города Перт, прежде чем, наконец, стать местом казино Burswood.
  • Ваннеру (= «место, где женщины копают батат») имел ряд лагерей аборигенов, далеко в 20-м веке. Оркестр Shell Cave в Ваннеру украшал потолки и стены рисунками аборигенов. Джордж Грей познакомился с аборигенами на озере Joondalup, когда он вернулся в Перт.
  • Уэлшпул был кемпингом для аборигенов на рубеже 20-го века. Дейзи Бейтс проводила здесь большую часть своих интервью с аборигенами Перта.
  • Беннет Брук имеет большое значение для аборигенов, так как считается, что он был сформирован творческой деятельностью Ваугал. Говорят, что место упокоения Вогала - это пещера в глубокой тихой воде. Мост Питона пересекает ручей Беннетт примерно в 200 метрах от его слияния с рекой Суон и считается домом злого и опасного духа. Некоторые семьи аборигенов говорят, что места для кемпинга существовали от южных границ этого места до Болота Беннетт до контакта с ними. Существует традиция рытье колодцев для пресной воды на западном берегу ручья Беннетт, и традиционные рыбные ловушки служили пищей для этих лагерей. Бенара-роуд - это южная граница этого места проживания аборигенов. С 1930-х по 1960-е годы лагеря аборигенов распространились через Лорд-стрит в районе, который сейчас является жилым комплексом. Сообщается, что захоронения имели место между Бенара-роуд и Уиджи-роуд, однако их точное местонахождение неизвестно.
  • Аборигены из реки Суон разбили лагеря вдоль Перта центральных озер России, чтобы избежать соленых озер ближе к побережью. В городе Кокберн
  • было обнаружено 16 кемпингов аборигенов.
  • В 1941 году группа женщин Ньюнга в Лебединой долине приобрела 20 акров (8,1 га) лесных угодий, ограниченных Галлахер-стрит и Мэри Кресент, Иден-Хилл. Местный совет отклонил их запросы на воду и заявки на строительство жилья, поэтому они разбили лагеря в миа миас, кустарниках и оловянных лагерях и полагались на воду, вырытую из собственных колодцев. В 1950-х годах эта территория была возобновлена ​​Государственной жилищной комиссией для создания пригорода Иден-Хилл.
  • . Сообщество Лебединая долина Нюнга было сообществом коренных австралийцев Нунгар люди в Локридже, Западная Австралия. При спорных обстоятельствах Правительство Западной Австралии закрыло поселение в 2003 году актом парламента. Позже здания были снесены бульдозерами правительством Барнетта. SVNC входит в число лидеров сообщества аборигенов-беженцев 2015-2016 гг. На острове Хейриссон.
  • Болото Мандей расположено напротив северо-восточного периметра забора аэропорта Перт, к юго-западу от Кинг-роуд и к западу от железной дороги Форрестфилд и Кьюдейл. Ярдов. Мандейское болото было районом использования древних аборигенов и использовалось как место ловли черепах в доконтактные времена. Кустарник Мелалеука давал тень и прохладу рыбакам-черепахам, которые, как известно, время от времени разбивали там лагеря. В наши дни болото Мандей находится на частной территории рядом с забором периметра аэропорта Перта.
  • с 1920-х годов до недавнего времени использовалось аборигенами из районов Бэйсуотер и Бассендин в качестве рыболовного района.
  • Озеро Бибра был часто используемым кемпингом, о чем свидетельствует наличие артефактов аборигенов из этого района.
  • В Валюнге находится один из крупнейших известных кемпингов аборигенов недалеко от Перта, который использовался региональными племенами более 60 000 лет, теперь является национальным Парк
  • Гнангара располагал большим кемпингом аборигенов. Гнангара содержал Колледж аборигенов (K-12), основанный в 1979 году и закрытый в 2008 году. Это была одна из двух независимых школ коренных народов в столичном районе.
  • Роща Аллава на севере -Западный край в Южном Гилфорде долгое время ассоциировался с «лагерями», как себя называли аборигены. В 1911 году он был объявлен заповедником аборигенов, и неоднократно предпринимались попытки переселить туда коренное население, несмотря на их отказ оставаться на этом месте, предпочитая свои традиционные стоянки вокруг холма Иден. В конце концов, в конце 1950-х годов аборигены из лагерей в Бассендин и Эден-Хилл приняли это место, потому что, преследуемые политикой запрета коренным народам жить в районе Перта и часто остававшиеся без крова, правительство предложило разместить их на этом месте и гарантировать некоторую свободу. от постоянного преследования со стороны полиции. К февралю 1958 года здесь обосновалось около 29 семей, состоящих из 220 человек.
  • в Северном мосту аборигены часто использовали в качестве кемпинга. Совет по продвижению аборигенов основал здесь свою штаб-квартиру в 1940-х годах.
Альтернативные названия / варианты написания
  • Племя Карактеруп
  • Дербал
  • Илакури вонги (название языка)
  • Джуаджук
  • Караката (топоним Перт) / Карракатта (берег реки Суон в Перте)
  • Миналнджанга, (Юед термин, состоящий из минанг (юг) и нджунга (человек)
  • Миннал Юнгар
  • Ваджук, Ваджуг, Ваджук
  • Ваджуп (топоним для квартир реки Каннинг )
  • Витья: ri
  • Yooadda
  • Yooard

Источник: Tindale 1974, p. 260

Некоторые слова
  • gengar (whiteman)
  • дзюкан (мать)
  • mamman (отец)

Источник: Parker 1886, стр. 340

Примечания

Цитаты

Источники
Последняя правка сделана 2021-06-20 13:14:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте