Noongar

редактировать

Группы Noongar

The Noongar (, также пишется Нунга, Нюнгар, Ньунгар, Ньунга, Нюнга, Ньюга, Юнга ) - аборигенные австралийские народы, которые живут в юго-западном углу Западной Австралии, от Джералдтона на западном побережье до Эсперанс на южном побережье. Страна Нунгар - это земля, занятая 14 различными группами: Амангу, Баллардонг, Юед, Канеанг, Коренг, Миненг, Ньякинджаки, Нджунга, Пибельмен, Пинджаруп, Варданди, Ваджук, Вильман и Вуджари.

Члены коллективного культурного блока нунгар происходят от народов, говорящих на нескольких языках и диалектах, которые часто были взаимно понятными. То, что сейчас классифицируется как нунгарский язык, является членом большой пама-ньюнганской языковой семьи. Современные нунгар говорят на австралийском аборигенном английском (диалекте английского языка) с примесью нунгарских слов и иногда изменяются грамматикой. Большинство современных нунгар прослеживают свою родословную к одной или более чем одной из этих групп. Данные переписи 2001 г. показали, что 21 000 человек идентифицировали себя как коренные жители юго-запада Западной Австралии.

Содержание
  • 1 Имя
  • 2 Язык
  • 3 Экологический контекст
  • 4 История контактов
  • 5 Культура
  • 6 Нунгарская экология
  • 7 Родное название
  • 8 Экономика
  • 9 Текущие проблемы
  • 10 Известные нунгарские люди
  • 11 См. Также
  • 12 Примечания
    • 12.1 Цитаты
  • 13 Источники
  • 14 Дополнительная литература
  • 15 Внешние ссылки
Имя

эндоним нунгар происходит от слова, первоначально означающего «человек» или «человек».

Язык

Во времена европейского заселения это Считается, что народы того, что стало сообществом Нунгар, говорили на тринадцати диалектах, на пяти из которых до сих пор есть носители, обладающие некоторым живым знанием соответствующих версий языка. Ни один из носителей языка не использует его во всем диапазоне повседневных разговорных ситуаций, а все ресурсы языка доступны лишь нескольким людям.

Экологический контекст

У нунгарских народов есть шесть сезонов, время которых Структура определяется конкретными наблюдаемыми изменениями в окружающей среде, при этом период засухи варьируется от трех до одиннадцати месяцев. Племена разбросаны по трем различным геологическим системам: прибрежные равнины, плато и окраины плато; все районы характеризуются относительно неплодородной почвой. Для севера характерны заросли казуарины, акации и мелалеуки, на юге - заросли кустарников мульги, но он также поддерживает густые лесные насаждения. Несколько рек текут к побережью, а озера и водно-болотные угодья обеспечивали народ нунгар своей уникальной пищей и растительными ресурсами.

Как правило, нунгар зарабатывал на жизнь охотой и ловлей различных диких животных, включая кенгуру, опоссумы и валлаби; для людей, живущих в прибрежной зоне или в речных системах, обычным явлением был подводный лов рыбы или выбраковка рыбы в ловушки. Также был доступен широкий спектр съедобных дикорастущих растений, включая семена ямса и акации. Орехи пальмы замии, употребляемые в пищу во время сезона Джеран (апрель – май), требовали обширной обработки для устранения их токсичности, а для женщин это могло иметь противозачаточный эффект. Еще в 10 000 BP местные жители использовали кварц, заменив кремн кремнем на лезвия копий и ножей, когда месторождения кремня были затоплены из-за повышения уровня моря во время Фландрийское нарушение.

История контактов

До прихода европейцев численность нунгар по разным оценкам составляла от 6000 до нескольких десятков тысяч. Колонизация со стороны британцев принесла как насилие, так и новые болезни, нанеся тяжелый урон населению. Нунгар, как и многие другие аборигены, рассматривали прибытие европейцев как возвращение умерших людей, часто представляя их родственниками, заслуживающими жилья. Когда они приближались с запада, пришельцев называли джанга (или джанак), что означает «белые духи».

Местное поселение на реке Кэрролуп, ок. 1951, около Катаннинг

Первоначально отношения в целом были сердечными. Мэтью Флиндерс признал, что успех его трехнедельного пребывания в значительной степени обусловлен нунгарской дипломатией, и ритуалы Нунгар отмечали прием новичков в церемониальной форме. Однако, когда поселение стало более прочным, недопонимание по поводу обязательств взаимности - некоторые из наиболее продуктивных земель были захвачены, особенно на Верхнем Лебеде - привело к спорадическим столкновениям. Примером такого недоразумения является практика землеустройства Нунгар, заключающаяся в поджоге в начале лета, которую поселенцы ошибочно восприняли как акт враждебности. И наоборот, нунгар считали домашний скот поселенцев честной добычей, чтобы заменить истощающиеся запасы местных животных, без разбора отстреливаемых поселенцами. Единственной территорией, которая в течение какого-либо времени успешно сопротивлялась узурпации родных земель, была территория вокруг реки Мюррей, которая фактически блокировала расширение крошечного поселения в Мандура почти на полдесятилетия.

В июне 1832 года лидер ваджуков, Яган, ранее пользовавшийся хорошей репутацией среди властей поселенцев и известный в колонии своей красивой осанкой, «высокий, стройный, хорошо одетый… приятное выражение лица », вместе со своим отцом Миджгуру и братом Понедельником был объявлен вне закона после проведения серии продовольственных набегов и нападений мести в отместку примерно 16 ваджукам, убитым с момента основания поселения. Пойманный и заключенный в тюрьму, он сбежал и был оставлен в покое, как если бы неофициально получил отсрочку как местный вариант Уильяма Уоллеса. Его отец был пойман и убит без суда и следствия. Сам Яган, награжденный за голову, вскоре после этого попал в засаду 18-летнего юноши-поселенца, после того как остановил двух поселенцев и попросил муки. Его труп был обезглавлен, а череп отправлен в Англию для демонстрации на ярмарке. Яган теперь считается нунгарским героем, и многие считают его одним из первых борцов местного сопротивления. Ситуация обострилась из-за конфликтов между поселением Томаса Пила и людьми Пинджарупа, что привело к резне Пинджарры. Подобная борьба с людьми Балардонг в долине Эйвон продолжалась до тех пор, пока не была жестоко подавлена ​​лейтенантом Генри Уильямом Сен-Пьером Банбери. Несмотря на это насилие, существовали экстраординарные акты доброй воли. В том же 1834 году пара Нунгар Суон Ривер, Миго и Молли Доббин, предупредила о пропаже европейского ребенка, преодолела 22 мили (35 км) за 10 часов, отслеживая его следы, и спас его в момент смерти.

С августа 1838 года десять заключенных-аборигенов были отправлены на остров Роттнест (известный как Ваджемуп в Нунгар, что, возможно, означает «место по воде »). После короткого периода, когда и поселенцы, и заключенные оккупировали остров, министр по делам колоний объявил в июне 1839 года, что остров станет исправительным учреждением для аборигенов, и был официально признан таковым в 1841 году. до 1903 года, когда была закрыта коренная часть, остров Роттнест использовался как тюрьма для перевода заключенных-аборигенов «за границу». Чтобы «умиротворить » аборигенное население, мужчин сгоняли и приковывали цепями за правонарушения, начиная от копья скота, сжигания куста или выкапывания овощей на том, что раньше было их собственной землей. Он быстро превратился в «место мучений, лишений и смерти», и было подсчитано, что на острове может быть до 369 могил аборигенов, из которых пять были для повешенных заключенных. За исключением короткого периода между 1849 и 1855 годами, в течение которого тюрьма была закрыта, в тюрьму были заключены около 3700 мужчин и мальчиков из числа аборигенов, многие из которых были нунгар, но также и многие другие со всех концов штата.

A Значительным событием для народа нунгар в западной австралийской колонии стало прибытие Розендо Сальвадо в 1846 году. Высококультурный, очень заботливый, практичный и приземленный, Сальвадо посвятил свою жизнь гуманному обращению с австралийцами. Аборигены в миссии, которую он создал в Новой Норции, на территории Юэд. Нджунга нашел убежище под его крышей, и он защищал многих туземцев по обвинению в воровстве, аргументируя это церковной доктриной, что воровство не является преступлением, если оно продиктовано крайней необходимостью. Намереваясь обратиться в другую веру, он призвал нунгар сохранить свою традиционную культуру.

С 1890 по 1958 годы жизнь и образ жизни нунгар подпадали под действие Закона о благосостоянии коренных жителей. К 1915 году 15% нунгар Перта были вытеснены на север и интернированы в поселении коренных жителей Мур-Ривер. Кэрролуп (позже известный как Маррибанк ) стал домом для одной трети населения. Подсчитано, что от 10 до 25% детей нунгар были насильственно «усыновлены» в течение этих лет в рамках того, что стало известно как украденные поколения.

культура
Олман Уолли, исполнитель нунгар, в традиционном Одежда нунгар

Люди нунгар живут во многих провинциальных городах на юго-западе, а также в крупных населенных пунктах Перт, Мандура, Банбери, Джеральдтон, Олбани и Эсперанс. Многие деревенские жители нунгар установили давние отношения с фермерами ваджила (белый парень [мужчина]) и продолжают охотиться на кенгуру и собирать кустарника (пищу), а также учить их детские рассказы о земле. В некоторых районах на юго-западе посетители могут прогуляться по кустарникам, попробовать такие продукты, как кенгуру, эму, quandong варенье или приправы, кустовые помидоры, witchetty grub паштет и кустовой мед.

бука - традиционный плащ народа нунгар, сделанный из кожи кенгуру.

В Перте нунгар верят, что шарп милого - это Говорят, что он представляет тело Вагила, змееподобного существа из Dreamtime, которое блуждает по земле, создавая реки, водные пути и озера. Считается, что вагылы создали Лебединую реку. Вагил был связан с Wonambi naracoutensis, частью вымершей мегафауны Австралии, исчезнувшей между 15 и 50 000 лет назад.

Река Лебедь Река Лебедь, с Река Каннинг голубого цвета

Также в Перте гора Элиза была важным местом для нунгар. Это было место охоты, где кенгуру пасли и загоняли через край, чтобы добыть мясо для собирающихся кланов. В этом контексте «клан» - это группа местного происхождения - большая, чем семья, но основанная на семейных связях через общее происхождение. У подножия горы Элиза находится священное место, где, как говорят, Вагил отдыхал во время своих путешествий. На этом месте также находилась бывшая Swan Brewery, которая была источником раздора между местными группами нунгар (которые хотели бы увидеть землю, отвоеванную у реки в конце 19 века », восстановил »им) и правообладателей, пожелавших развивать сайт. Лагерь протеста Нунгар просуществовал здесь несколько лет, в конце 1990-х - начале 2000-х годов.

Полуденная культура особенно сильна с письменным словом. пьес из Джека Дэвиса включены в школьные программы в нескольких австралийских штатах. Первая полнометражная пьеса Дэвиса «Кулларк», документальный фильм об истории аборигенов в Вашингтоне, был впервые выпущен в 1979 году. Среди других пьес: «Нет сахара», «Мечтатели», «Барунгин: запах ветра», «В нашем городе» и для более молодой аудитории, «Милый». Пятно, Мурли и Лепрекон. Ким Скотт выиграл 2000 Miles Franklin Award за свой роман Бенанг и награду 2011 года за That Deadman Dance.

Йирра Яакин описывает себя как ответ на потребность сообщества аборигенов в позитивном самосовершенствовании посредством художественного самовыражения. Это театральная труппа, которая стремится к развитию сообщества, а также стремится создать «захватывающий, аутентичный и культурно соответствующий местный театр».

Правительство Барнетта Западной Австралии объявило в ноябре 2014 года, что из-за изменений в договоренностях о финансировании с федеральным правительством Эбботта оно закрывает 150 из 276 общин аборигенов. в удаленных местах. В результате нунгар в знак солидарности с другими группами аборигенов основали лагерь беженцев на острове Хейриссон. Несмотря на действия полиции по демонтажу лагеря дважды в 2015 году, лагерь просуществовал до апреля 2016 года.

Несмотря на такие действия правительства штата, многие местные органы власти на юго-западе заключили «договоры» или «обязательства» со своими местными нунгарскими властями. сообщества, чтобы гарантировать охрану значимых мест и уважение культуры. В то же время правительство Барнетта Западной Австралии, также с ноября 2014 г., заставляло Комитет по культуре аборигенов отменить регистрацию 300 священных мест аборигенов в Западной Австралии. По словам Айры Хейворд-Джексон, председателя Группы по выявлению смертей на острове Роттнест, хотя эта политика правительства больше всего обрушилась на участки Пилбара и Кимберли, она также оказала влияние на земли Нунгар. Изменения также лишили традиционных владельцев, стремящихся защитить свое наследие, права на уведомление и апелляцию. Судебное постановление от 1 апреля 2015 года отменило действия правительства в отношении некоторых сайтов, снятых с регистрации, которые были признаны поистине священными.

Старейшин все чаще просят в официальных случаях приветствовать "в стране », и сделаны первые шаги по обучению нунгарскому языку в общеобразовательной программе.

В последние годы наблюдается значительный интерес к изобразительному искусству Нунгар. В 2006 году культура нунгар была продемонстрирована в рамках Международного фестиваля искусств в Перте. Кульминационным моментом фестиваля стало открытие монументального полотна «Нгаллак Коорт Буджа - холст Земли нашего сердца». 8-метровое полотно было заказано для фестиваля представителями объединенных старейшин и семей со всей нации Нунгар. Его написали ведущие нунгарские художники Шейн Пикетт, Тжиллюнго, Ивонн Кикетт и Шарин Иган.

Нунгарская экология

Народ нунгар занимал и поддерживал земли юго-западного экорегиона Западной Австралии и рационально использовали семь биогеографических регионов своей территории, а именно;

Эти семь регионов были признаны горячими точками биоразнообразия, поскольку в них, как правило, обитает больше эндемичных видов, чем в большинстве других регионов Австралии. Экологический ущерб, нанесенный этому региону в результате вырубки интродуцированных видов одичавшими животными и неэндемичными растениями, также является серьезным и привел к тому, что большая часть растений и животных была включена в категории редких, редких, редких и редких животных. исчезающие и находящиеся под угрозой исчезновения виды. В наше время многие мужчины-аборигены время от времени использовались в качестве кроликов, и кролик стал важной частью диеты нунгар в начале 20 века. Территория Нунгар также тесно связана с юго-западным водосборным районом Индийского океана, и использование этих водных ресурсов играет очень важную сезонную роль в их культуре.

Таким образом, нунгар имеют тесную связь с землей, и, как следствие, они разделили год на шесть различных сезонов, которые соответствовали перемещению в разные среды обитания и режимам питания на основе сезонных продуктов.. Это были:

  • Бирак (декабрь / январь) - сухой и горячий. Нунгар сжег участки кустарников, чтобы вынудить животных выйти на открытое пространство для облегчения охоты.
  • Бунуру (февраль / март) - самая жаркая часть года, с редкими осадками на протяжении всего.
  • Джеран (апрель / май)) —Начинается более прохладная погода. Рыбалка продолжалась, луковицы и семена собирались для пропитания.
  • Макуру (июнь / июль) - Холодные фронты, которые до сих пор касались нижнего юго-западного побережья, начинают переходить дальше на север. Обычно это самая влажная часть года.
  • Джилба (август / сентябрь) - часто самая холодная часть года, с ясными, холодными ночами и днями или более теплыми, дождливыми и ветреными периодами.
  • Камбаранг (октябрь / ноябрь) - определенная тенденция к потеплению сопровождается более продолжительными засушливыми периодами и меньшим количеством холодных фронтов, пересекающих побережье. Разгар сезона полевых цветов.
Титул коренных жителей

19 сентября 2006 г. Федеральный суд Австралии вынес решение, в котором признавалось титул коренных жителей в районе над городом Перт и его окрестностями, известный как Беннелл против штата Западная Австралия [2006] FCA 1243. Впоследствии была подана апелляция , которая была рассмотрена в апреле 2007 года. более крупная территория "Единого иска Noongar", охватывающая 193 956 км (74 887 квадратных миль) к юго-западу от Западной Австралии, остается невыполненной и будет зависеть от результатов этого процесса апелляции. Тем временем народ нунгар вместе продолжит участвовать в переговорах о титулах коренных жителей с правительством Западной Австралии, и их представляет Совет по землям и морям юго-западных аборигенов.

судьи Уилкокса. Решение заслуживает внимания по нескольким причинам. В нем подчеркивается богатство писаний Перта о постевропейских поселениях, которые дают представление о жизни аборигенов, включая законы и обычаи, примерно во время поселения в 1829 году, а также в начале прошлого века. Эти документы позволили судье Уилкоксу установить, что законы и обычаи, регулирующие землю на протяжении всего Единого Нунгарского притязания (включая Перт и многие другие города на большом Юго-Западе), принадлежали одной общине. Заявители говорили на одном языке и активно общались с другими в зоне претензии.

Важно отметить, что судья Уилкокс установил, что община Нунгар представляет собой единое общество, которое продолжало существовать, несмотря на разлад, вызванный смешанным браком и людьми, изгнанными со своей земли и рассредоточенными по другим местам в качестве результат белых поселений и более поздней политики правительства.

В апреле 2008 г. Полный состав Федерального суда поддержал часть апелляции правительства Западной Австралии и Содружества на решение судьи Уилкокса.

Другие иски на титул коренных жителей на нунгарских землях включают:

  • Гнаала Карла Буджа: истоки рек Мюррей и Харви до Индийского океана
  • Семья Харриса: побережья от Басселтона до Августа
  • юг Западный Буджара: нижнее течение Блэквуда и прилегающие прибрежные районы
  • Южный Нунгар Вагил Кайп: Южное побережье до притоков Блэквуда
  • Земли Баллардонг: внутренний Пшеничный пояс.
Экономика

Поскольку нунгар в основном урбанизирован или сконцентрирован в крупных региональных городах, исследования показали, что прямое экономическое воздействие сообщества нунгар на экономику штата Вашингтон оценивается в диапазоне от пяти до семисот миллионов долларов в год. Экзит-полы туристов, покидающих Западную Австралию, неизменно показывают, что «отсутствие контакта с культурой коренных народов» было их самым большим сожалением. Было подсчитано, что это приводит к потере многих миллионов долларов упущенных доходов от туризма.

Текущие проблемы

Как следствие Украденных поколений и проблем интегрируясь с современным прозападным обществом, сегодня Нунгар сталкивается со многими трудными проблемами. Например, собрание нунгар Юго-Запада в 1996 году выявило основные проблемы сообщества, связанные с культурным лишением собственности, такие как:

Многие из этих проблем характерны не только для нунгар, но во многих случаях они не могут получить надлежащую помощь со стороны государственных органов. Отчет, подготовленный после этого собрания также заявили, что продолжительность жизни мужчин-нунгар на 20 лет меньше, чем у мужчин, не принадлежащих к аборигенам, и что они попадают в больницу в три раза чаще.

У нунгар все еще есть большие расширенные семьи, и многие семьи испытывают трудности с доступом к имеющимся структурам жилья. приют в Западной Австралии. Правительство Западной Австралии выделило несколько областей с целью создания сообществ специально для людей Нунгар, таких как (теперь закрытое) Сообщество Нунгар Лебединой Долины.

Сами Нунгар решают свои собственные проблемы, например, Патруль Нунгар, который является Инициатива Совета по продвижению аборигенов. Он был создан, чтобы удерживать молодых людей из числа аборигенов от оскорбительного поведения и снизить вероятность их контакта с системой уголовного правосудия. Патруль использует посредничество и переговоры с молодежью коренных народов в попытке обуздать антисоциальное и оскорбительное поведение молодых людей, которые приходят в город ночью.

Известные нунгарские люди

Современные дни

Исторический

См. Также
Примечания

Цитаты

Источники
Дополнительная литература
  • Дженни Бьюкенен, Лен Коллард, Ингрид Камминг, Дэвид Палмер, Ким Скотт, Джон Хартли 2016. Кая Ванджу Нгала Ноонгарпедия. Специальный выпуск журнала Cultural Science, том 9, № 1.
  • Грин, Невилл, Сломанные копья: аборигены и европейцы на юго-западе Австралии, Перт: Focus Education Services, 1984. ISBN 0-9591828-1-0
  • Хэбич, Анна, Для их же блага: аборигены и правительство на юго-западе Западной Австралии 1900–1940, Недлендс : University of Western Australia Press, 1992. ISBN 1-875560-14-9.
  • Дуглас, Уилфрид Х. Языки аборигенов юго-запада Австралии, Канберра: Австралийский институт исследований аборигенов, 1976. ISBN 0-85575-050-2
  • Тиндейл, Северная Каролина, Аборигенные племена Австралии: их территория, контроль окружающей среды, распространение, пределы и Собственные имена, 1974.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-31 12:16:56
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте