Ваянг Кулит | |
---|---|
Ваянг Выступление кулит с Даланг | |
Типы | индонезийский ваянг форма |
Искусство предков | яванский народ |
зарождающаяся культура | Индонезия |
зарождающаяся эпоха | индуистско-буддийские цивилизации |
кукольный театр ваянг | |
---|---|
нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО | |
кукольный театр ваянг | |
страна | Индонезия |
ссылка | 063 |
регион | Азиатско-Тихоокеанский регион |
История надписей | |
Надпись | 2008 |
Ваянг кулит - это традиционная форма кукольной и теневой игры, изначально встречающаяся в культурах Ява, Бали и Ломбок в Индонезии. В представлении вайанг кулит кукольные фигуры проецируются на натянутый полотняный экран с освещением кокосовым маслом (или электрическим). даланг (художник теней) манипулирует вырезанными из кожи фигурками между лампой и экраном, чтобы оживить тени. В основном это о добре и зле.
Ваянг кулит - одна из множества различных форм ваянг театра, найденных в Индонезии; другие включают ваянг бебер, ваянг клитик, ваянг голек, ваянг топэн и вайанг вонг. Ваянг кулит - один из самых известных, предлагающий уникальное сочетание ритуала, уроков и развлечений. Сегодня он распространен в различных формах и обличьях по всей Азии - от Турции и Китая до Таиланда и Малайзии. 7 ноября 2003 г. ЮНЕСКО объявило ваянг кулит из Индонезии одним из шедевров устного и нематериального наследия человечества.
Термин ваянг - это яванское слово, означающее «тень » или «воображение». Его эквивалент в индонезийском - баянг.
В современной повседневной яванской и индонезийской лексике ваянг может относиться к самой марионетке или ко всему спектаклю кукольного театра. Кулит означает «кожа » или «кожа », материал, из которого вырезаны фигурки.
Индуизм пришел в Индонезию из Индии до исламской и христианской эпохи. Санскрит стал литературным и придворным языком Явы, а позже Бали. Позже ваянг кулит был ассимилирован в местную культуру с изменением внешнего вида персонажей, чтобы соответствовать культурным нормам.
Когда ислам начал распространяться в Индонезии, отображение Бога или богов в человеческом обличье было запрещено, и, таким образом, этот стиль игры с тенями был подавлен. Король Раден Патах из Демака, Ява, хотел увидеть ваянг в его традиционной форме, но не получил разрешения от мусульманских религиозных лидеров.
Религиозные лидеры попытались обойти мусульманский запрет, превратив ваянг-голек в ваянг-пурву, сделанную из кожи и отображающую только тень вместо самих марионеток.
Малазийская версия ваянг кулит произошла от тайской версии с частичным яванским влиянием.
ваянг бывает размером от 25 до 75 см. Важные персонажи обычно представлены несколькими куклами. Ваянг обычно делается из шкуры буйвола и шкуры козла и закрепляется на бамбуковых палках. Однако лучший вайанг обычно делают из пергамента молодых самок буйвола, выдержанных до десяти лет. Нарезка и штамповка сыромятной кожи, которая больше всего отвечает за изображение персонажа и отбрасываемые тени, основаны на этом эскизе. Молотком ударяют по специальным инструментам, называемым татах, чтобы пробивать отверстия в сыромятной коже. Изготовление палочек ваянг из рога - это сложный процесс распиливания, нагрева, ручной формовки и шлифовки до достижения желаемого эффекта. Когда материалы готовы, художник прикрепляет ручку, точно формируя концы рога вокруг индивидуальной фигурки ваянга и закрепляя ее ниткой. На создание большого персонажа могут уйти месяцы.
Между тремя островами, на которых играют ваянг-кулит, есть важные различия (из-за местного религиозного канона):
В галерее ниже персонаж Махабхарата, показанный на всех фотографиях, кроме последнего, - Кресна..
Центральный яванский ринггит
Резьба по коже на фабрике Джокьякарта
Покраска ринггита на фабрике Джокьякарта
Все этапы изготовления ринггита
Балийский ринггит
В специализированной деревне Сукавати, Бали
Этап представления ваянг включает в себя несколько компонентов. Натянутый льняной холст (келир) действует как холст, разделяющий даланг (кукловода) и зрителя. Лампа с кокосовым маслом (яванский бленконг или балийский дамар), которая в наше время обычно является заменен электрическим светом - отбрасывает тени на экран. Ствол банана (яванский гедебог, балийский гедебонг) лежит на земле между стяжкой en и dalang, куда прикреплены фигурки, чтобы удерживать их на месте. Справа от даланга находится кукольный сундук, который даланг использует как барабан во время выступления, ударяя по нему деревянным молотком. В яванском исполнении ваянг-кулит даланг может использовать ударный инструмент, похожий на тарелку, у его ног, чтобы дать сигнал музыкантам. Музыканты сидят за далангом в обстановке оркестра гамелан. Оркестр гамелан - неотъемлемая часть яванского спектакля ваянг кулит. Выступление сопровождается певицами (pesinden ) и певцами-мужчинами (wirasuara).
Расположение бананового ствола на земле и холста в воздухе символизирует землю и небо; вся композиция символизирует весь космос. Когда даланг оживляет фигурки марионеток и перемещает их по экрану, считается, что в его руках действуют божественные силы, которыми он управляет происходящим. Лампа - это символ солнца, а также глаз даланга.
Традиционное представление вайанг кулит начинается после наступления темноты. Первая из трех фаз, в которой представлены персонажи и начинается конфликт, длится до полуночи. Сражения и интриги второго этапа длятся около трех часов. Третья фаза примирения и дружбы завершается на рассвете.
Тени Ваянга обычно представляют собой сказки из двух основных индуистских эпосов, Рамаяна и Махабхарата. Хозяин кукол контекстуализирует истории из пьес, делая их актуальными для текущих общественных, национальных или глобальных проблем. Игроки гамелана реагируют на направление даланга.
Викискладе есть материалы, связанные с Ваянг кулит. |