Waawa

редактировать
Waawa. Вава, Нди Ваава / Вава
Языки
Ваава Игбо, нигерийский пиджин
Религия
Христианство (большинство католиков, англикан ), Оменани
Р приподнятые этнические группы
игбо, нсукка

клан ваава северного игболенда, также называемый нди ваава, народ вава, представляют собой уникальную подгруппу народа игбо в Энугу и штат Эбони, Нигерия, состоящую из нескольких общин, которые все говорят на уникальном диалекте игбо, называемом ваава. Наиболее заметными среди них являются агбаджа и нгво, которые состоят из народов, проживающих между лесными землями Авка (столица государства Анамбра ) до скалистых долин Энугу (столица штата Энугу ). Агбаджа состоят из сообществ в современном клане Нгво, Уди, Эзегу, Умулокпа, Игбо-Этити, Река Оджи, большая Авгу и Восток Энугу Районы местного самоуправления. Другие известные представители клана Ваава включают Нкану, Нсукка, Абиа (не путать с людьми из Штата Абиа ), Нике, и другие общины в штате Энугу. Ваава наиболее заметно связаны с людьми вождя Онеямы, который был верховным правителем Агбаджи в начале 20 века.

Содержание
  • 1 Главный Онеяма Экэ
  • 2 Культура
  • 3 Пища
  • 4 Диалект Ваава
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
Главный Онеяма Экэ

Онияма родился примерно в 1870-х годах, младший из десяти детей Озо Омулу Онвуси, многоженца с титулом и состоятельным человеком, и единственным сыном его матери - Чинадзунгва Иджеонебо из близлежащей общины Эбе. В 7 лет отец посвятил его в маскарадное общество. Обряд перехода к половой зрелости, это показало обещание молодого человека. После этого отец Оньямы умер. Его мать также умерла, вероятно, убитая за отравление человека, который угрожал насилием ее сыну Оньяме.

Воспитанный своим сводным братом Амадиезео Нванкво-Онвуси, Онияма много работал и оставил свой след в бизнесе. Он побывал в известных торговых центрах, контролируемых Аро, включая Абириба, Арочукву, Арондизуогу, Бенде, Огута, Убуру и т. Д. Когда британское правление достигло Эке в 1908 году, Онияма был достаточно богат, чтобы купить себе место в титульном обществе Озо и жениться на местная красавица Афия Нвиредиагу, а затем Гвати Эбу.

Медленно, но верно Онияма убедил колонистов наградить его «орденом вождя» Эке. Он взял власть и определил ее. Онияма считал себя абсолютным правителем, чей авторитет нельзя было легко игнорировать. Но король Онитши, Оби Окози I, также правил. Ни один король игбо не подвергал сомнению могущество верховного монарха Онитши, не говоря уже о якобы «меньших вождях» с севера.

Онияма довольно рано дал понять, что правление Оби из Онитши - это история, перевернутая с ног на голову, потому что он считал всю монархию Онитши субколониальной структурой недавних иммигрантов из Королевства Бенин. Во всяком случае, он (Онеама) был в лиге Оба Бенина или Уни Ифе, монарха йоруба. Это подготовило почву для надвигающегося поединка между королями северо-восточного Игбо (называемого Вава) и юго-западного Игбо (называемого Иджекибе).

Итак, на собрании королей игбо в 1928 году все главные короли и вожди старой провинции Онитша (включая Энугу) и за ее пределами собрались в Энугу, чтобы приветствовать капитана У. Бьюкенен-Смита, недавно назначен лейтенант-губернатором южных провинций Нигерии. Оби, естественно, занимал самое высокое почетное место, зарезервированное для предполагаемого традиционного правителя нации игбо. Когда позже вошел Онеяма со своей свитой из охранников, начальников и барабанщиков Игбанкюда, он был возмущен тем, что Оби занял высшую власть в его владениях.

Онияма приказал немедленно устранить могущественного короля Онитши. Последовала сцена, в которой окружной офицер пытался умиротворить Оньяму. В ярости, как гласит легенда, он произнес «Ва» (местный жаргон, означающий «Нет»); для акцента и в знак неизменности он сказал: «Уа-ва!» [Никогда!] Он повернулся и приказал колониальным офицерам: «Если этот человек все еще будет занимать это место, когда я вернусь, леопард съест его». Онияма добился своего и стал величайшим королем в городе! Те, кто имел более длительные социально-экономические отношения с британцами, считался выскочкой, Оньяма не завел себе много друзей. В 1930-х годах был поставлен рекорд, в котором его обвиняли в том, что он заживо похоронил неверную жену! Постановление суда вынудило немецкую компанию, которая покрыла клеветническую запись, изъять ее из обращения. Эта и другие разрушающие имидж истории абсолютной тирании, похищения жен и даже убийства никогда не удалялись из легенды Об Оньяме. Его люди смотрели на него со смесью трепета и восхищения. Его тайная полиция (состоящая из специально отобранных местных чемпионов по борьбе) вселяла столько страха в вождей и простолюдинов, что поколения до сих пор уважают могущество этого великого короля.

Текущий традиционный правитель Игве Гарольд Чинвенду Онуоха, Эз-Оха I.

Культура

Среди народа ваава много культурное разнообразие, и каждую местность можно определить по своему уникальному стилю музыки и культурного танца. Некоторые стили по регионам включают:

  • огене вокруг границ Анамбры.
  • фестиваль «Ибонэ» (Мманву ) Умулокпа и некоторые города в Эзегу LGA.
  • эгву-игеде в Уди и окрестностях.
  • абиа, особенно в Эке. Ежегодный фестиваль Абиа-Нси, проводимый в Эке, демонстрирует уникальный музыкальный стиль абиа и посещается окружающими общинами.
  • убо в Нкану.
  • игба-иджеле в Умулокпа.
  • ikorodo в Nsukka регионе.
Food

Одним из самых важных овощей в кухне Waawa и в культуре игбо в целом является клубень ямса. Это считается основным продуктом питания игбо, и его посвящали такие божества, как Нджоку Джи, бог батата. Кухня игбо включает в себя другие овощи, такие как тыквенное семя, используемое для приготовления супа под названием эгуси, горький лист, из которого делают суп, и бамию, название которой происходит от языка игбо.

Люди ваава едят фуфу или толченый ям, который местные жители называют утара, с множеством уникальных супов, например охэ-эде, приготовленный из кокояма, охе-нсала и охе-онугбу, приготовленный из горького листа.

Помимо обычных продуктов игбо, традиционные блюда ваава включают ряд блюд, называемых агворо-агво. Многие из этих блюд готовятся из тапиоки или маниоки, например, абача, которая на местном языке известна как окото в уди, и джигбо в других районах Вааваленда. Его едят с угба, который известен в этой части страны как акпака. Из маниоки также делают игу, большие хлопья из овощей, приготовленные как абача.

Все виды бобовых блюд являются местными и уникальными для Ваава, например агбугбу (фиофио), ачича, акиди и окпа (популярный уличная еда аналогична моин-мойн, но приготовлена ​​из бобов бамбара ). Okpa di oku, что означает «окпа горячо», - это фраза, наиболее характерная для Энугу. Все эти традиционные блюда доступны в ресторанах быстрого питания мегаполиса Энугу.

Диалект ваава

У каждого сообщества ваава есть свой диалект игбо, которые в некоторой степени связаны друг с другом, но существенно отличаются от центрального языка игбо

английскогоЦентральный игбодиалект нкану / эке ваавадиалект нсукка ваава
как? / Что? Как дела? (неофициально)кеду?нде? (в-ДЕНЬ)Имэ-ага? (emaa-ga)
добро пожаловатьnnộdee-jé,tee-jeАла (Ах-Ла)
СпасибоDālụ́ / Imẹ̄lá.dee-médee-mé?
здесьebe-ankunwa,nonwa"wabe-ha"
даeheeyi"а"
nombawa, wawa
foot/legukwuokpa"укву"
собаканкитанкута"уго-ду / нгта"
сейчаскитакунма, ки-таа"wo-shua ha"
желудокafoefo,eghfoeho
divinationafaefa, eghfaehà
nameafáeghfaehá
одеждаakwaogodoekwa

Разновидность Нсукка заметно отличается от остальных, поскольку, как говорят, она получила влияние с северных границ штата Бенуэ, он имеет много общего с северными диалектами Ebonyi State, особенно тяготея к звуку e вместо 'a' и h на месте из f . Например, слово ака, что в игбо означает рука, произносится в регионе Нсукка как эка. Точно так же слово афо, означающее живот на Игбо языке, произносится как эхо на диалекте нсукка. Этот лингвистический регион охватывает не только Nsukka район местного самоуправления, но и большую часть Северного Вааваленда. В королевстве нкану / регионе нации ваава к f добавляется 'mgbochiume mkpi'gh, тогда как f во время произношения молчит. Во время произношения слышны начальная и конечная гласные, тогда как остальные алфавиты {в центре слова} молчат и превращаются в воздух, когда слово произносится, например, efa-eghfa (втягивая воздух, как рот открывается, т.е. вдыхает и закрывает рот, когда выходит воздух, т.е. выдыхает).

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-20 06:02:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте