Концерт для скрипки № 2 Белы Бартока, BB 117 был написан в 1937–38. При жизни композитора он был известен просто как его скрипичный концерт. Другой его концерт для скрипки, Концерт для скрипки № 1, Sz. 36, BB 48a, была написана в 1907–1908 годах, но опубликована только в 1956 году, после смерти композитора, как «Скрипичный концерт № 1, соч. Пост.».
Барток сочинил концерт в трудный период своей жизни, когда его переполняли серьезные опасения по поводу растущей силы фашизма. У него были твердые антифашистские взгляды, и поэтому он стал объектом различных атак в довоенной Венгрии.
Барток изначально планировал написать концерт из одной части с набором вариаций., но Золтан Секели хотел стандартный концерт из трех частей. В конце концов, Секели получил свои три части, в то время как Барток получил свои вариации: вторая часть представляет собой формальный набор вариаций, а третья часть представляет собой вариацию материала первой части.
Хотя пьеса не является использует технику двенадцати тонов, он содержит двенадцатитоновые темы, например, в первой и третьей частях:
двенадцатитоновая тема Бартока из первой части Второго скрипичного концерта ИграПремьера произведения состоялась 23 марта 1939 года в Концертгебау, Амстердам с Золтаном Секели на скрипке и Виллемом Менгельбергом, дирижировавшим Оркестр Концертгебау.
Премьера в США состоялась в Кливленде, штат Огайо в 1943 году, с Тосси Спиваковски на скрипке в сопровождении Кливлендского оркестра под управлением Артур Родзинский. Позже Спиваковский устроил премьеры своей работы в Нью-Йорке и Сан-Франциско.
Он имеет следующие три части :
Концерт рассчитан на 2 флейты, пикколо, 2 гобоя, валторна, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, контрабагот, 4 рожка, 2 трубы, 3 тромбона, литавры, боковой барабан, большой барабан, тарелки, треугольник, тамтам (гонг), челеста, арфа и струны.