Вено Тауфер

редактировать

Вено Тауфер
Тауфер в 2012 году Тауфер в 2012 году
Родился(1933- 02-19) 19 февраля 1933 г. (87 лет). Любляна, Драва Бановина, Королевство Югославия (сейчас в Словении )
Род занятийПоэт, драматург, эссеист

Вено Тауфер (родился 19 февраля 1933 г.) - словенский поэт, эссеист, переводчик и драматург. При коммунистическом режиме он был движущей силой альтернативных культурных и интеллектуальных проектов в Социалистической Словении, которые бросили вызов культурной политике системы титоистов. Во время словенской весны (1988–1990) он активно участвовал в усилиях по демократизации и независимости Словении.

Биография

Тауфер родился Венчеслав Тауфер в Любляне, Словения, тогда входившая в Королевство Югославия. Его отец был леволиберальным активистом и видным членом спортивного движения Сокол. Из-за своей политической деятельности он был переведен югославским консервативным режимом в промышленно развитую Центральную долину Савы в центральной Словении, где Вено провел свое детство. В 1943 году, во время немецкой оккупации Югославии в Второй мировой войне, его отец был убит нацистами как один из лидеров местных партизанское сопротивление.

В 1944 году он переехал в Любляну, где учился в средней школе. Он поступил в Университет Любляны, где изучал сравнительную литературу. В конце 1950-х годов он вместе с Тарасом Кермаунером стал одним из инициаторов создания кружка молодых словенских художников и интеллектуалов, бросивших вызов жесткой культурной политике югославского коммунистического режима. В 1957 году он стал одним из соредакторов литературного журнала, первого автономного журнала в Словении до прихода к власти коммунистов в 1945 году. Из-за открытой критики коммунистического режима журнал вскоре подвергся цензуре со стороны властей и нескольких из его сотрудников, таких как Йоже Пучник и сам Тауфер, были заключены в тюрьму.

В 1961 году он некоторое время работал редактором службы Словенского телевидения, но вскоре подал в отставку перед лицом политического давления. С 1962 по 1964 год он работал директором альтернативного театра, ставя новаторские и подрывные пьесы словенских и зарубежных авторов-модернистов, среди которых Доминик Смоле, Примож Козак и Марьян Рожанц. В середине 1960-х он также сотрудничал с альтернативным журналом, хотя никогда не входил в его редколлегию.

После запрета журнала «Перспективы» в 1964 году Тауфер ушел из общественной жизни, посвящая большую часть своего времени переводам. В 1966 году он переехал в Лондон, где работал в югославском отделе BBC. Он вернулся в Словению в 1970 году и снова стал работать на словенском телевидении, где работал редактором в секции культурных программ.

В начале 1980-х годов он был одним из основателей нового альтернативного журнала Nova revija. На протяжении 80-х годов он активно участвовал в процессе постепенного плюрализации общественной жизни в Словении. В 1987 году он присоединился к Комитету защиты прав человека. Он также участвовал в так называемом 1989 году, в котором группа словенских интеллектуалов и общественных активистов открыто требовала полной демократизации национальной политики, введения рыночной экономики и отделения Словении. из Югославии. Он был одним из соучредителей Словенского демократического союза, одной из первых антикоммунистических политических партий, созданных в 1989 году.

В период с 1990 по 1995 гг. он работал советником в Министерстве культуры Словении. В 1996 году получил Прешеренскую премию за жизненные достижения.

В 1990-х годах Тауфер поддерживал различную гуманитарную деятельность во время югославских войн. Во время войны в Боснии он лично посетил осажденный город Сараево вместе с Драго Янчаром, Нико Графенауэром и Борис Анатольевич Новак, для перевозки грузов, собранных Союзом словенских писателей, среди гражданского населения.

В 2002 году Тауфер получил премию Яна Смрека, высшую литературную премию, присуждаемую иностранным писателям в Словакии. В 2011 году он стал президентом Ассоциации словенских писателей.

. Он отец кинорежиссера Лары Симоны Тауфер.

Работа

Тауфер начал свою публичную литературную карьеру в 1956 и 1957 годах, когда он опубликовал стихи в студенческом журнале Трибуна. В период 1958–72 он зарекомендовал себя как поэт. Среди других известных словенских поэтов того времени: Грегор Стрниша, датчанин Зайц, Томаж Шаламун и Йоже Сной.

. Он опубликовал сборник под названием Ведущие звезды (Свинченские звезды) в 1958 году. Его второй сборник стихов, опубликованный в 1963 году, был посвящен в основном любовным темам. Его третий сборник, озаглавленный «Упражнения и задачи» (Vaje in naloge), опубликованный в 1969 году, считается самым смелым поэтическим достижением Тауфера. Тауфер использует отрывки и коллажи, собирая намёки на политическую реальность, используя пародию для передачи своего сообщения. В его поздней поэзии 1970-х годов его литературные эксперименты пошли еще дальше, обозначив путь к полной трансформации поэтического языка, который затем был подхвачен более молодыми поэтами, особенно Томажом Шаламуном и Нико Графенауэр.

Поэзия Тауфера 70-80-х годов вошла в канон современной словенской литературы. Его Сборник использованных слов (Pesmarica rabljenih besed), опубликованный в 1975 году, был задуман как сборник современных вариаций словенских народных песен (особенно баллад ) и был объявлен философом и критиком Тине Хрибар как первое постмодернистское произведение в словенской литературе. Следующий сборник Тауфера «Управление ногтями» (Ravnanje žebljev), опубликованный в 1979 году, был отчасти упражнением в лингвистических экспериментах.

Стихи из сборника «Водяные знаки» («Воденяки»), опубликованного в 1986 году, отражают историю хаоса и упадка цивилизации, культур, верований, идей и ценностей. Сборник «Посыпки песен» (Črepinje pesmi), изданный в 1989 году, демонстрирует явное влияние Эзры Паунда. В стихотворениях этого сборника использованы фрагменты древнегреческих мифов, архаические образы и видения бедствий, мобилизованные как инструмент постмодернистской реальности.

В течение 1990-х годов его наиболее важным сборником стихов были «Стильные оды», опубликованные в 1996 году, что знаменует собой возврат к классическим поэтическим формам, в основном сонетам. Сборник открывается двумя стихотворениями, содержащими яростное осуждение разрушения Вуковара и Сараево во время югославских войн.

Тауфер также написал несколько пьес. Его самая известная работа называется «Одиссей и сын» или «О мире и доме» (1990), в которой он возобновляет историю Одиссея и Телемаха, включая целые отрывки из текста Гомера., дополненные фрагментами из разных жанров.

Ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Вено Тауфер.
Последняя правка сделана 2021-06-18 11:07:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте