Драго Янчар | |
---|---|
Родился | (13 апреля 1948) 13 Апрель 1948 г. (72 года). Марибор, Социалистическая Федеративная Республика Юг Ославия (сейчас в Словении ) |
Профессия | Писатель, эссеист, драматург |
Литературное движение | Постмодернизм, Магический реализм |
Драго Янчар (родился 13 апреля 1948 г.) - словенец писатель, драматург и эссеист. Янчар - один из самых известных современных словенских писателей. В Словении он также известен своими политическими комментариями и гражданской активностью.
Он родился в Мариборе, промышленном центре в тогдашней Югославской Социалистической Республике Словении. Его отец, родом из области Прекмурье, присоединился к словенским партизанам во время Второй мировой войны. Янчар изучал право в своем родном городе. Еще будучи студентом, он стал главным редактором студенческого журнала Katedra; Вскоре он вступил в конфликт с коммунистическим истеблишментом, потому что опубликовал несколько статей, критикующих правящий режим. Ему пришлось оставить журнал. Вскоре он устроился помощником в ежедневную газету Марибора Вечер. В 1974 году он был арестован югославскими властями за то, что привез в Югославию буклет под названием «V Rogu ležimo pobiti» («Мы лежим, убитые в Рогском лесу»), который он купил в соседней Австрии и одолжил некоторым друзьям. Буклет представляет собой отчет о резне в Кочевском Роге военнопленных словенского ополчения, совершенной режимом Иосипа Броз Тито в мае 1945 года. приговорен к году тюремного заключения за «распространение враждебной пропаганды», но был освобожден через три месяца. Сразу после освобождения его призвали на военную службу в южной Сербии, где он подвергался систематическим преследованиям со стороны начальства из-за его «уголовного дела».
После прохождения военной службы Янчар ненадолго вернулся в Вечер, но ему было разрешено выполнять только административную работу. Он решил переехать в Любляну, где познакомился с несколькими влиятельными художниками и интеллектуалами, которые также критиковали культурную политику коммунистического истеблишмента, в том числе Эдвард Кочбек, Иван Урбанчич, Аленка Пухар, Марьян Рожанц и Руди Шелиго. Между 1978 и 1980 годами он работал сценаристом на киностудии, но ушел из-за его адаптации сценария Витомила Зупана к фильму Живоджина Павловича Увидимся в Следующей войне подвергся цензуре. В 1981 году он работал секретарем в издательстве Slovenska matica, где сейчас является редактором. В 1982 году он был одним из соучредителей журнала Nova revija, который вскоре стал основным голосом альтернативы и оппозиции в Социалистической Словении. Он также подружился с Борисом Пахором, словенским писателем из Триеста, который писал о своем опыте в нацистских концлагерях. Янчар часто указывал на глубокое влияние Пахора на него, особенно в эссе «Человек, который сказал нет» (1990), одной из первых всесторонних оценок литературной и моральной роли Пахора в послевоенную эпоху. в Словении.
В начале своей карьеры Янчару не разрешали публиковать свои работы, но когда смерть Карделя и Тито в конце 1970-х годов привела к постепенной либерализации, он смог работать в качестве сценарист и драматург. В середине 1980-х он добился первого успеха благодаря романам и рассказам, а его пьесы получили признание по всей Югославии. С конца 1980-х его слава начала расти за пределами страны, особенно в Центральной Европе.
. С начала 1990-х он работал редактором в издательстве Slovenska matica в Любляне..
Янчар начал писать еще подростком. Его первые рассказы были опубликованы в журнале Младина.
В прозе Янчара оказали влияние модернистские модели. Одна из центральных тем его работ - конфликт между людьми и репрессивными учреждениями, такими как тюрьмы, галеры, психиатрические больницы и военные казармы. Он известен своим лаконичным и очень ироничным стилем, в котором часто используются трагикомические повороты. Большинство его романов исследуют конкретные события и обстоятельства в истории Центральной Европы, которую он рассматривает как пример человеческого существования.
. Он также пишет эссе и графы о текущей политической и культурной ситуации. Во время войны в Боснии он выразил свою поддержку делу боснийцев и лично посетил осажденный Сараево, чтобы доставить припасы, собранные Ассоциацией словенских писателей, в гражданское население. В своем эссе «Краткий отчет из долгого осажденного города» (Kratko poročilo iz dolgo obleganega mesta) он размышлял о войне в Югославии и более общем вопросе о неоднозначной роли интеллектуалов В межнациональных, национальных и политических конфликтах.
На протяжении 1990-х годов он вел полемику с австрийским писателем Петером Хандке по поводу распада Югославии.
В период с 1987 по 1991 год Янчар был президентом словенского ПЕН-центра и в этой роли также активно поддерживал становление словенской демократии. В 1987 году он был среди авторов вкладов в словенскую национальную программу, манифеста, призывающего к демократическому, плюралистическому и суверенному словенскому государству. Во время Люблянского процесса весной и летом 1988 года он был одним из организаторов первого с 1945 года политического митинга оппозиции в Словении, который проходил на центральной Площади Конгресса в Любляне. В преддверии первых демократических выборов в апреле 1990 года Янчар активно агитировал за оппозиционного кандидата в президенты Йоже Пучника. Во время словенской войны за независимость он и несколько других писателей помогли собрать международную поддержку независимости Словении.
В 2000 г. самая читаемая ежедневная газета Словении Дело опубликовала его скандальное эссе «Ксенос и ксенофобия», в котором словенские либеральные СМИ обвинялись в подстрекательстве к ксенофобия и антикатолицизм (Янчар сам агностик ). Он обвинял либеральные СМИ в подобном отношении с 1994 года, когда в своем эссе «Плотные котлы Египта» обвинял СМИ в том, что они способствовали подъему шовинистической Словенской национальной партии.
Хотя Янчар никогда активно не участвовал в политике, он публично поддерживал Словенскую демократическую партию во время всеобщих выборов 2000 и 2004.
. был одним из соучредителей либерально-консервативной гражданской платформы (словенский : Zbor za republiko).
Романы, очерки и рассказы Янчара были переведены на 21 язык и опубликованы в Европе, Азии и США. Больше всего переводов на немецкий язык, за ним следуют чешский и хорватский переводы.
Его драмы также ставились в ряде зарубежных театров, а дома они часто считаются яркими моментами словенского театрального сезона. Янчар получил ряд литературных наград, в том числе Прешеренскую премию, самую престижную художественную награду Словении в 1993 году за его рассказы, пьесы и эссе; Премия Кресника за лучший роман 1999 года (за «Звон в голове», Звененье в главу), 2001 (за «Екатерина, Павлин и иезуит», Катарина, пав в дзюите) и 2011 (для «Я видел ее той ночью», To noč sem jo videl); Европейская премия за рассказы (Аугсбург, 1994); Премией Гердера по литературе 2003 г.; Европейская премия в области литературы в 2011 году. С 1995 года он является членом Словенской академии наук и искусств.
. Живет и работает в Любляне.
Романы
Пьесы
Очерки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Drago Янчар. |