Валентин Глушко | |
---|---|
Родился | 2 сентября 1908 (1908-09-02). Одесса, Российская Империя |
Умер | 10 января 1989 (1989-01-11) (в возрасте 80 лет). Москва, Советский Союз |
Национальность | Советское |
Образование | Ленинградский государственный университет |
Профессия | Инженер |
Инженерная карьера | |
Проекты | Космическая гонка |
Валентин Петрович Глушко (Русский : Валенти́н Петро́вич Глушко́, Валентин Петрович Глушко; украинец : Валентин Петрович Глушко, Валентин Петрович Глушко; родился 2 сентября 1908 года - 10 января 1989 года), был советским инженером и разработчик ракетных двигателей во время советско-американской космической гонки.
В четырнадцать лет он заинтересовался воздухоплаванием после прочтения романов июл. эс Верн. Известно, что в 1923 году он написал письмо Константину Циолковскому. Учился в Одесском ремесленном училище, где выучился на листовой рабочий. После окончания учился на слесарном заводе гидравлики. Сначала он был слесарем, потом стал токарщиком.
Во время пребывания в Одессе Глушко проводил эксперименты со взрывчатыми веществами. Они были извлечены из неразорвавшихся артиллерийских снарядов, оставленных белогвардейцами при отступлении. С 1924 по 25 год он писал статьи об исследовании Луны, а также об использовании предложенных Циолковским двигателей для космического полета.
. Он учился в Ленинградском государственном университете, где изучал физику и математику. но обнаружил, что специальные программы не в его интересах. Сообщается, что в апреле 1929 г. он ушел, не окончив учебу. С 1929-1930 гг. Он занимался ракетными исследованиями в университете. По-видимому, был создан новый исследовательский отдел по изучению жидкостных и электрических двигателей. Он стал членом ГИРД (Группы по изучению ракетных двигательных установок), основанной в Ленинграде в 1931 году.
23 марта 1938 года его поймали. в Иосифа Сталина Большая Чистка и был задержан НКВД для помещения в Бутырскую тюрьму. К 15 августа 1939 года он был приговорен к восьми годам лишения свободы; однако Глушко вместе с другими арестованными учеными был привлечен к работе над различными проектами самолетов. В 1941 г. возглавил конструкторское бюро ЖРД. В 1944 году он был окончательно освобожден. В 1944 году Сергей Королев и Глушко сконструировали вспомогательный ракетный двигатель РД-1ХЗ, испытанный на скороподъемной Лавочкин Ла-7Р для защиты столицы от высотных атак люфтваффе.
В конце Второй мировой войны Глушко был отправлен в Германию и Восточную Европу для изучения немецкой ракетной программы. В рамках этого проекта он присутствовал на запуске операции Backfire в качестве полковника Глушко. В 1946 году он стал главным конструктором своего собственного бюро ОКБ 456 и оставался на этой должности до 1974 года. Это бюро сыграло заметную роль в разработке ракетных двигателей в Советском Союзе.
Его ОКБ 456 (позднее НПО Энергомаш ) разработало двигатель РД-101 тягой 35- метрических тонн (340 кН ), используемый в Р-2, РД-110 с тягой 120 т (1180 кН), применявшейся в Р-3, и тягой РД-103 тягой 44 т (430 кН), использовавшейся в Р-5 Победа (СС-3 Шистер). Р-7 («Семёрка») будет включать четыре двигателя Глушко РД-107 и один РД-108. В 1954 году он приступил к проектированию двигателей для Р-12 Двина (SS-4 Sandal), сконструированного Михаилом Янгелем. Он также стал ответственным за поставку ракетных двигателей для Сергея Королева, конструктора Р-9 Десна (SS-8 Sasin). Среди его разработок - мощный жидкостный двигатель РД-170.
В 1974 году, после успешной высадки американцев на Луну, премьер Леонид Брежнев решил отменить проблемную советскую программу по отправке человека на Луну. Он объединил советскую космическую программу, переместив Василия Мишина ОКБ-1 (бывшее конструкторское бюро Королева), а также другие бюро в единое бюро, возглавляемое Глушко, позднее названное НПО Энергия. Первым действием Глушко после полного увольнения Мишина было отменить ракету Н-1, программу, которую он долго критиковал, несмотря на то, что одной из причин ее трудностей был его собственный отказ от разработки высокой Силовые двигатели потребовались Королеву из-за трения между двумя мужчинами и якобы разногласий по поводу использования криогенного или гиперголичного топлива.
В 1965 году, после начала полетов ракеты-носителя УР-500, Бюро Челомея выдвинуло встречное предложение Н-1 Королева на УР-700, Сатурн V. -класса с девятью двигателями типоразмера F-1, работающими на тетроксиде азота и НДМГ. Королев был ярым противником гиперголических ракетных топлив из-за их токсичности, часто ссылаясь на катастрофу 1960 Неделин как доказательство их опасности, а также возражал против UR-500 по той же причине.
Глушко тем временем был сторонником УР-700 Челомея, а также еще более мощного УР-900 с ядерной разгонной ступенью. Когда Королев продолжал протестовать об угрозе безопасности, создаваемой гиперголическим топливом, Глушко ответил контраргументом, что США запускают пилотируемый космический корабль Gemini на ракете Titan II с очень похожим топливом, и это, очевидно, не было проблемой безопасности. для них. Он также утверждал, что N-1 не было подходящим решением, поскольку они не могли разработать двигатели RP-1 / LOX в масштабе Saturn F-1. Когда Королев также предложил разработать двигатель на жидком водороде для Н-1, Глушко сказал, что LH2 совершенно непрактичен в качестве ракетного топлива.
УР-700, по словам Глушко, может обеспечить прямую траекторию подъема на Луну, которую он считал более безопасной и надежной, чем метод сближения и стыковки, используемый программой Аполлон и предложениями Королева по Н-1.. Он также представлял себе UR-700 и 900 во всех сферах применения: от лунных баз до пилотируемых миссий на Марс, космических зондов и орбитальных боевых станций.
Когда Королев умер в январе 1966 года, его заместитель Василий Мишин возглавил ОКБ-1. Мишину удалось добиться от Кремля прекращения проекта УР-700/900, а также двигателя РД-270, который Глушко планировал для семейства ракет-носителей. Его главными аргументами были огромный риск для безопасности, связанный с неудачным запуском UR-700 на малой высоте в дополнение к трате денег на разработку сразу двух семейств HLV.
После полного провала советских пилотируемых полетов на Луну, беспилотных полетов на Марс и гибели четырех космонавтов Мишин был уволен в 1973 году, и Кремль решил объединить всю советскую космическую программу в одну организацию, возглавляемую Глушко..
Одним из первых действий Глушко было приостановление программы N-1, которая, однако, не была официально прекращена до 1976 года. Затем он начал работу над совершенно новым HLV. В это время в США разрабатывали Space Shuttle.
. Глушко решил, что новый HLV, Energia, будет использовать двигатели полностью на жидком топливе, а основная ступень LH2 заменит Главные двигатели шаттла и навесные твердотопливные ракеты-носители шаттла с жидкостными ускорителями с двигателями LOX / RP-1 RD-170.
В то время как двигатель РД-120, используемый для основной ступени "Энергии", был разработан быстро и без особых трудностей, РД-170 оказалось труднее разработать. Вместо этого Глушко решил использовать двигатель с четырьмя камерами сгорания, питаемыми от одной линии подачи топлива. Накладные ускорители с двигателем РД-170, разработанные для Энергии, легли в основу семейства ускорителей Зенит, начавшего полеты в 1985 году. Поскольку космический шаттл Буран не был готов к работе, первый полет Энергии в мае 1987 г. поднял прототип модуля космической станции под названием Полюс. В конце концов, «Буран» действительно полетел следующим летом, за несколько месяцев до смерти Глушко.
В то время как "Энергия" и "Буран" стали жертвами потери финансирования после распада СССР, двигатели РД-170 и их производные все еще используются сегодня, и опыт создания двигателей LH2, созданных в ходе проекта Энергия, будет использован в более поздние разгонные ступени, такие как Бриз.
Группа Глушко входила в состав Советского Министерства общего машиностроения во главе с министром Сергеем Афанасьевым. Перед смертью он назначил своим преемником Бориса Губанова.
Глушко умер в январе 1989 года. Его некролог подписали несколько лидеров Коммунистической партии Советского Союза, в том числе Михаил Горбачев.
, пожалуй, самая значительная его инженерная ошибка, как уже отмечалось. начальника отдела Юрия Демьянко, он настаивал на том, что водородное топливо непригодно для использования в качестве ракетного топлива. В результате советская космическая программа все еще обсуждала использование двигателей на водородном топливе, в то время как американцы собирали ракету-носитель Saturn V. Кроме того, конструкторскому бюро Глушко постоянно не удавалось создать ракетный двигатель на LOX / керосине с большой камерой сгорания, который мог бы соперничать с американским F-1, который использовался на Saturn V ; вместо этого его решением был РД-270, двигатель с одной большой камерой сгорания, работающий на гиперголическом топливе, который имел почти такую же тягу и лучший удельный импульс по сравнению с F-1. двигатель. Кроме того, в РД-270 использовалась очень передовая концепция полнопоточного, ступенчатого и замкнутого цикла сгорания, в отличие от простой конструкции газогенератора открытого цикла, используемой в ракетном двигателе F-1. Это было основной причиной отказа N-1, который был вынужден полагаться на множество меньших двигателей в качестве силовой установки, поскольку Сергей Королев, его главный конструктор, настаивал на использовании комбинации LOX / керосин, что, по мнению Глушко, потребовало много времени. больше времени и денег на дизайн. Глушко так и не смог преодолеть проблемы нестабильности горения больших ракетных двигателей, использующих керосиновые топлива; его возможное решение этой проблемы можно увидеть на RD-170, который по сути представляет собой четыре узла камеры сгорания / сопла меньшего размера, совместно использующих общие системы подачи топлива. Это решение и двигатель дали Советам большую тягу, необходимую для создания сверхтяжелой ракеты-носителя Энергия , и, вероятно, являются лучшим примером технических способностей Глушко, когда он был Лучший.