Часть серии о |
---|
История в Османской империи |
Лента новостей |
Возвышение (1299–1453)
|
Классическая эпоха (1453–1566)
|
Преобразование (1566–1703)
|
Старый режим (1703–1789)
|
Упадок и модернизация (1789–1908)
|
Распад (1908–1922)
|
Историография ( Газа, Упадок ) |
|
Период тюльпанов, или эпоха тюльпанов ( османский турецкий : لاله دورى, турецкий : Lâle Devri), - это период в истории Османской империи от Пасаровицкого договора 21 июля 1718 года до восстания Патроны Халиля 28 сентября 1730 года. период, в течение которого Османская империя начала ориентироваться на Европу.
Название периода происходит от помешательства на тюльпанах в османском придворном обществе. Выращивание этой неоднозначной в культурном отношении эмблемы стало знаменитой практикой. Период тюльпанов проиллюстрировал конфликты, вызванные ранней современной культурой потребления. В течение этого периода элита и высшее общество османского периода испытывали огромную любовь к тюльпанам, которые использовались в различных случаях. Тюльпаны определяли благородство и привилегию как с точки зрения товаров, так и с точки зрения досуга.
Под руководством зятя султана Ахмеда III, великого визиря Невшехирли Дамата Ибрагима-паши, Османская империя в этот период приступила к реализации новой политики и программ, в результате чего в 1720-х годах была создана первая печатная машина на османском языке и торговля и промышленность.
Великий визирь был озабочен улучшением торговых отношений и увеличением коммерческих доходов, что помогло бы объяснить возвращение садов и более публичный стиль османского двора в этот период. Великий визирь сам очень любил луковицы тюльпанов, подавая пример стамбульской элите, которая начала ценить бесконечное разнообразие красок тюльпана, а также отмечать его сезонность.
Османский стандарт одежды и его товарная культура отражали их страсть к тюльпану. В Стамбуле тюльпаны можно было найти на цветочных рынках, в пластике, шелке и текстиле. Луковицы тюльпанов можно было найти повсюду; спрос рос в элитном сообществе, где их можно было найти в домах и садах.
Таким образом, тюльпан является символом с мифической привлекательностью, который можно найти от османских дворцов до их одежды, который поддерживает память о социальном прошлом Османской империи. Тюльпан можно рассматривать как романтический памятник, олицетворяющий богатство и элиту, а также хрупкость деспотического правления.
Период тюльпанов был отмечен расцветом искусства, культуры и архитектуры. По сравнению с более ранним классическим стилем османской архитектуры, архитектура и декор в этот период стали более декоративными и с преобладанием цветочных мотивов под влиянием европейского стиля барокко. Ярким примером является Фонтан Ахмеда III, построенный в 1728 году перед дворцом Топкапы в Стамбуле, один из многих фонтанов и себилов, построенных в этот период. В дополнение к европейским влияниям, архитектура периода тюльпанов также находилась под влиянием искусства и архитектуры Сефевидов на востоке. Возвращение двора султана в Стамбул - после периода проживания в Эдирне в конце 17 века - привело к возобновлению строительства в столице. Также были приложены значительные усилия для ремонта или восстановления многих старых зданий города. Великий визирь Ахмеда III, Невшехирли Дамат Ибрагим-паша, в значительной степени отвечал за стимулирование этой строительной и реставрационной деятельности. По словам ученого Юнвера Рустема, покровительство двора Ахмета III в области архитектуры и культуры в этот период было частью усилий по восстановлению связи публики со своими правителями после того, как последние оказались уединенными во время королевского двора в Эдирне.
Одним из самых важных творений периода тюльпанов был дворец Садабад, новый летний дворец, спроектированный и построенный Даматом Ибрагимом-пашой в 1722–1723 годах для Ахмеда III. Он был расположен в Кагытхане, сельской местности на окраине города с небольшими речками, впадающими в залив Золотой Рог. Территория дворца включала длинный облицованный мрамором канал Cedval-i Sim, вокруг которого были сады, павильоны и дворцовые апартаменты в ландшафтном окружении. Этот общий дизайн, вероятно, имитировал французские дворцы удовольствий, следуя описаниям Парижа и Версаля, принесенным ко двору султана Ирмисекизом Челеби Мехмедом Эфенди в 1721 году. В дополнение к своему собственному дворцу султан поощрял членов своего двора строить свои собственные павильоны вдоль канал, а обычные жители Стамбула также использовали окрестности в качестве рекреационной площадки для экскурсий и пикников. Это была новая практика в османской культуре, которая впервые приблизила общественность к правителю. Это часто описывалось или иллюстрировалось в современном искусстве и литературе, например, в стихах Недима и в « Зенаннамэ» («Книга женщин») Эндерûнлу Фазила.
Рисунок тюльпана Абдулчелил Левни (1720)Тюльпан также получил высокую оценку в поэзии и мотивах картин. По сей день в современной Турции тюльпан по-прежнему считается воплощением совершенства и красоты. Turkish Airlines украшает свои самолеты изображением тюльпана на фюзеляже.
Цены на тюльпаны начали расти в последние десятилетия 17 века и достигли пика в 1726–1727 годах до вмешательства государства. Это отражало спрос на завышенную стоимость редких луковиц и растущий спрос на цветы во дворцах и садах элиты.
Тюльпаномания продемонстрировала способность государства регулировать экономику, повышая цены на луковицы. Придворные в то время направили петицию, чтобы осудить практику продавцов цветов, которые, по их мнению, использовали в своих интересах элиту, повышая цены на луковицы. Это привело к процессу выдачи описей цветов и прайс-листов судье Стамбула для исполнения.