Период тюльпана

редактировать
Эта статья об исторической эпохе Османской империи. О периоде чрезвычайно высоких цен на луковицы тюльпанов в Нидерландах см. Тюльпаномания.

Период тюльпанов, или эпоха тюльпанов ( османский турецкий : لاله دورى, турецкий : Lâle Devri), - это период в истории Османской империи от Пасаровицкого договора 21 июля 1718 года до восстания Патроны Халиля 28 сентября 1730 года. период, в течение которого Османская империя начала ориентироваться на Европу.

Название периода происходит от помешательства на тюльпанах в османском придворном обществе. Выращивание этой неоднозначной в культурном отношении эмблемы стало знаменитой практикой. Период тюльпанов проиллюстрировал конфликты, вызванные ранней современной культурой потребления. В течение этого периода элита и высшее общество османского периода испытывали огромную любовь к тюльпанам, которые использовались в различных случаях. Тюльпаны определяли благородство и привилегию как с точки зрения товаров, так и с точки зрения досуга.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Взлет и рост
  • 2 Культура
  • 3 Важные цифры за период
  • 4 Упадок и конец
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 ссылки
  • 8 Дальнейшее чтение
Взлет и рост

Под руководством зятя султана Ахмеда III, великого визиря Невшехирли Дамата Ибрагима-паши, Османская империя в этот период приступила к реализации новой политики и программ, в результате чего в 1720-х годах была создана первая печатная машина на османском языке и торговля и промышленность.

Великий визирь был озабочен улучшением торговых отношений и увеличением коммерческих доходов, что помогло бы объяснить возвращение садов и более публичный стиль османского двора в этот период. Великий визирь сам очень любил луковицы тюльпанов, подавая пример стамбульской элите, которая начала ценить бесконечное разнообразие красок тюльпана, а также отмечать его сезонность.

Османский стандарт одежды и его товарная культура отражали их страсть к тюльпану. В Стамбуле тюльпаны можно было найти на цветочных рынках, в пластике, шелке и текстиле. Луковицы тюльпанов можно было найти повсюду; спрос рос в элитном сообществе, где их можно было найти в домах и садах.

Таким образом, тюльпан является символом с мифической привлекательностью, который можно найти от османских дворцов до их одежды, который поддерживает память о социальном прошлом Османской империи. Тюльпан можно рассматривать как романтический памятник, олицетворяющий богатство и элиту, а также хрупкость деспотического правления.

Культура
Смотрите также: архитектура периода тюльпанов Фонтан Ахмеда III является знаковым примером архитектуры периода тюльпанов

Период тюльпанов был отмечен расцветом искусства, культуры и архитектуры. По сравнению с более ранним классическим стилем османской архитектуры, архитектура и декор в этот период стали более декоративными и с преобладанием цветочных мотивов под влиянием европейского стиля барокко. Ярким примером является Фонтан Ахмеда III, построенный в 1728 году перед дворцом Топкапы в Стамбуле, один из многих фонтанов и себилов, построенных в этот период. В дополнение к европейским влияниям, архитектура периода тюльпанов также находилась под влиянием искусства и архитектуры Сефевидов на востоке. Возвращение двора султана в Стамбул - после периода проживания в Эдирне в конце 17 века - привело к возобновлению строительства в столице. Также были приложены значительные усилия для ремонта или восстановления многих старых зданий города. Великий визирь Ахмеда III, Невшехирли Дамат Ибрагим-паша, в значительной степени отвечал за стимулирование этой строительной и реставрационной деятельности. По словам ученого Юнвера Рустема, покровительство двора Ахмета III в области архитектуры и культуры в этот период было частью усилий по восстановлению связи публики со своими правителями после того, как последние оказались уединенными во время королевского двора в Эдирне.

Одним из самых важных творений периода тюльпанов был дворец Садабад, новый летний дворец, спроектированный и построенный Даматом Ибрагимом-пашой в 1722–1723 годах для Ахмеда III. Он был расположен в Кагытхане, сельской местности на окраине города с небольшими речками, впадающими в залив Золотой Рог. Территория дворца включала длинный облицованный мрамором канал Cedval-i Sim, вокруг которого были сады, павильоны и дворцовые апартаменты в ландшафтном окружении. Этот общий дизайн, вероятно, имитировал французские дворцы удовольствий, следуя описаниям Парижа и Версаля, принесенным ко двору султана Ирмисекизом Челеби Мехмедом Эфенди в 1721 году. В дополнение к своему собственному дворцу султан поощрял членов своего двора строить свои собственные павильоны вдоль канал, а обычные жители Стамбула также использовали окрестности в качестве рекреационной площадки для экскурсий и пикников. Это была новая практика в османской культуре, которая впервые приблизила общественность к правителю. Это часто описывалось или иллюстрировалось в современном искусстве и литературе, например, в стихах Недима и в « Зенаннамэ» («Книга женщин») Эндерûнлу Фазила.

Рисунок тюльпана Абдулчелил Левни (1720)

Тюльпан также получил высокую оценку в поэзии и мотивах картин. По сей день в современной Турции тюльпан по-прежнему считается воплощением совершенства и красоты. Turkish Airlines украшает свои самолеты изображением тюльпана на фюзеляже.

Важные цифры за период
  • Невшехирли Дамат Ибрагим-паша (1718–1730) был великим визирем Империи; поэтому период очерчен на его визиере, а не на султане Ахмеде III.
  • Гранд-адмирал Мустафа Паша - был зятем великого визиря и известен созданием сорока четырех новых пород тюльпанов.
  • Ибрагим Мутеферрика - венгр, основавший первую османскую типографию, которая считалась достопримечательностью того периода.
  • Недим - поэт, который открыл новые горизонты, бросив вызов традиционному канону и написав в классическом османском формате.
  • Абдулчелил Левни - выдающийся художник-миниатюрист, который начал работать из Эдирне в Стамбуле, где он изучал живопись, и стал придворным художником, где возродилась османская традиция миниатюрных альбомов. Альбомы, написанные Левни, назывались альбомами тюльпанов, отражая структуру самого государства, ранжируя выдающихся членов режима в соответствии с достижениями в области садоводства.
Упадок и конец

Цены на тюльпаны начали расти в последние десятилетия 17 века и достигли пика в 1726–1727 годах до вмешательства государства. Это отражало спрос на завышенную стоимость редких луковиц и растущий спрос на цветы во дворцах и садах элиты.

Тюльпаномания продемонстрировала способность государства регулировать экономику, повышая цены на луковицы. Придворные в то время направили петицию, чтобы осудить практику продавцов цветов, которые, по их мнению, использовали в своих интересах элиту, повышая цены на луковицы. Это привело к процессу выдачи описей цветов и прайс-листов судье Стамбула для исполнения.

Смотрите также
Примечания
использованная литература
  • Гудвин, Годфри (1971). История османской архитектуры. Темза и Гудзон. ISBN   0-500-27429-0.
  • Кубань, Доган (2010). Османская архитектура. Перевод Милля, Адара. Клуб коллекционеров антиквариата. ISBN   9781851496044.
  • Зальцманн, Ариэль. 2000. «Эпоха слияния тюльпанов и конфликтов в ранней современной потребительской культуре (1550–1730)». В исследованиях потребления и истории Османской империи, 1550–1922 гг. Издательство Нью-Йоркского государственного университета Олбани, стр. 83–106.
  • Рустем, Юнвер (2019). Османское барокко: архитектурная перестройка Стамбула восемнадцатого века. Издательство Принстонского университета. ISBN   9780691181875.
дальнейшее чтение
Последняя правка сделана 2023-03-29 09:14:19
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте