Тришна (ведическая мысль)

редактировать

Тришна (санскрит : तृष्णा) означает - «жажда» (Чайтанья Чаритамрита Ади 4.149), «устремление» (Чайтанья Чаритамрита Антья 14.44), «тоска», «страстное желание» или «похотливые желания» (Шримад Бхагаватам 9.19.18), или как तृष्णज्, что означает алчный, жадный или жаждущий. Тришна - это восьмая нидана, духовная любовь.

Содержание
  • 1 Значение
  • 2 Важность Вед
  • 3 Уместность буддизма
  • 4 Уместность Пураны
  • 5 Уместность Веданты
  • 6 Уместность Упанишад
  • 7 Значение
  • 8 Ссылки
Значение

Санскритский корень слова Tṛishṇā (तृष्णा) - Tṛish (तृष्), означающий жажду, жажду, жажду (метафорически) сильное желание или долго. В Ведах ударение делается на первом слоге, например: Tṛishyā (испытывать жажду), Tṛishṇākshaya (прекращение желания, спокойствие ума, смирение, терпение, удовлетворение), Tṛishnāghna (утоление жажды), Тшишнамайя (больной жаждой), Тшишнамара (умирающий от жажды), Тшиштари (враг жажды), Тшишалу (сильная жажда, сильная жажда), Тшишйат (жажда) или Тшишья (жажда). Тришна на пали (танха) означает жажда жизни.

Соответствие ведам

Слово Тришна появляется в Ригведе в нескольких мантры, где это относится к жадности, страсти, стремлению или стремлению и тому подобное. В мантре Ригведа (I.XXXVII.6) Риши Гхора Канва утверждает:

मो षु णः परा परा बधीत् |
पदीष्ट तृष्णया सह ||

Он говорит о (неблагоприятном) ветре. (निर्ऋतिः) который жадно течет (तृष्णया). И в мантре Ригведа (I.LXXXV.11) Риши Рахугано Готама заявляет:

जिह्मं नुनुद्रेऽवतं तया दिशासिञ्चन्नुत्सं गोतमाय तृष्णजे |
आ गच्छन्तीमवसा चित्रभानवः कामं विप्रस्य तर्पयन्त धामभिः ||

говорит о мудрых, жаждущих (तृष्णजे) возможностей утолить жажду тех, кто жаждет (तर्पयन्त) знаний.

Буддистское значение

Гаутама Будда сказал, что причина печали - вторая из Четырёх благородных истин - желание; а причина желания - танха или тришна.

Буддизм учит доктрине бездействия, то есть прекращения деятельности, желания или малого действия. Угасание стремления к существованию во всех его формах и последующее прекращение страдания - это Нирвана (Нирвана - постижение ничто и обладание ничем, состояние которого достигается через знание непостоянства и пустотности) Вивекананда считает, что буддийская доктрина отказа от тришны («жадности») является ответвлением Адвайта Веданты.

уместности Пуран

Согласно Пуранам, Тришна - дочь Камадевы или Камы, бога любви и мужа Рати; Анируддха - ее брат. Вишну Пурана говорит нам, что Анрита («ложь») женился на своей сестре Никритти («безнравственность») и имел двух сыновей, Бхайю («страх») и Нараку («ад».), и две дочери, Майя («иллюзия» или «обман») и Ведана («пытка»), которые снова вышли замуж друг за друга. Сын Бхайи и Майи - Мритью («смерть»), а Дукха («печаль» или «боль») - сын Нараки и Веданы. От Мритью произошли Вьядхи («болезнь»), Джара («разложение»), Шока («печаль» или «горе»), Тришна («желание» или «жадность») и Кродха («гнев»). Тришна («Жадность») - жена или любовница Лобхи («Жадность»).

Ведантическая релевантность

Шанкара объясняет, что интеллект (буддхи) тех, кто воспринимает Существо как затронутый различие в пространстве и т. д., нельзя сразу привести к интуиции высшей реальности; Брахман должен быть осознан как лишенный атрибутов. Он утверждает, что даже если познающие Брахмана самих себя воздерживаются от объектов чувственного наслаждения, все же жажда (тришна), вызванная пристрастием к чувственности в разных рождениях, не может быть обращена сразу. Отречение - это брахмачарйам или стри-вишайа-тйага. Тришна, вызывающая дуккху, философский перевод которой - неудовлетворительность, а не боль, - это неумеренное желание как таковое; Тришна - это воля к жизни.

Актуальность Упанишад

В Брихадараньяка Упанишаде (IV.iv.6) в отрывке -

इति नु कामयमानः ; अथाकाम्यमानः - योऽकामो निष्काम आप्तकाम आत्तकामो न तस्य प्राणा उत्क्रामन्ति, ब्रह्मेव सन्ब्रह्माप्येति ||

слово Кама (काम) относится к желаниям - человек, который желает, мигрирует, но человек без желаний никогда не мигрирует; о том, кто лишен желаний, кто свободен от желаний, чьи объекты желания были достигнуты, и для кого все объекты желания являются не чем иным, как самостью - органы не отходят, будучи Брахманом, он сливается с Брахман. Считается, что основная фундаментальная буддийская мысль, Нирвана т.е. устранение страдания путем удаления тришны является отголоском вышеупомянутой упанишадской доктрины союза с Брахманом посредством удаления Камы.

Истина в том, что дела происходят из упаданы (цепляния за существование), упадана происходит из тришны (страстного желания), тришна происходит из веданы (пытки), восприятия боли и удовольствия, желания отдыха; ощущение (контакт с объектами) вызывает желание жизни или волю к жизни.

В Бхагавад Гите (Шлока XIV.7), Кришна говорит Арджуне : -

रजो रागात्मकं विद्धि तृष्णाऽऽसङ्गस्मुदभवम् |
तन्निबध्नाति कौन्तेय कर्मसङ्गेन देहिनम् ||
«Знайте, что Раджас - это, по сути, привязанность; это источник страстного желания и страсть ».
« О сын Кунти! Он связывает воплощенный Дух привязанностью к делам ».

Здесь слово« рага »относится к привязанности, а« тришна »- к стремлению к недостижимому.

Значение

Из Чандогья Упанишад (VIII.viii.5, VIII.ix.1, VIII.xii.1-3) мы узнаем, что термин Асура (आसुर) означает естественные и импульсивные («демонические») действия органов чувств, которые стимулируются желанием получить объект удовольствия, называемого Асу (असु), и что термин Дева (देव), который происходит от глагола Div (दिव), означающее «просветление», означает функции чувств, освещенные разумом. Праджапати говорит Индре, что тело, которое смертно, потому что оно покрыто смертью, является вместилищем «я», которое бессмертно и бестелесно; все воплощенное находится в пределах желаемого и нежелательного, и эти два аспекта не могут повлиять на того, кто стал бестелесным. Спокойный, утвердившись в своей собственной природе, поднявшись из своего тела, достигает высшего Света и становится Брахманом. Вишнугупта (Чанакья ) в своей «Чанакья Нити» говорит нам, что «гнев является олицетворением Ямы (« полубога смерти »), жажда подобна адской реке Вайтарани, знание - это как Камадхену («корова изобилия»), а удовлетворенность подобна Нанданаване («саду Индры») ».

Ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 11:56:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте