фракийский всадник (также «фракийский всадник» или «фракийский герой») - это название, данное повторяющемуся мотиву всадника, изображенному в рельефы эллинистического и римского периодов на Балканах (Фракия, Македония, Мезия, примерно с 3 века до н.э. по 3 век AD). Найденные в Румынии надписи идентифицируют всадника как Герос (также Эрос, Эрон, Геррос, Геррон), очевидно, слово герос использовалось как имя собственное.
Фракийец Всадник изображен как охотник верхом на лошади, едущий слева направо. Между копытами лошади изображена либо охотничья собака, либо кабан. В некоторых случаях собаку заменяют львом. Его изображение соответствует традициям погребальных стел римских кавалеристов с добавлением синкретических элементов из эллинистической и палеобалканской религиозной или мифологической традиции.
Культ фракийского всадника был особенно важен в Филиппах, где у Героев были эпитеты сотер (спаситель) и эпекоос «ответчик на молитвы». Погребальные стелы с изображением всадника принадлежат к среднему или низшему сословию (высшие классы предпочитали изображение банкетных сцен).
Мотив, скорее всего, представляет собой составную фигуру, фракийских героев, возможно на основании Резуса, фракийского царя, упомянутого в Илиаде, к которому были добавлены скифский, эллинистический и, возможно, другие элементы.
Под римский император Гордиан III верхом на лошади бог появляется на монетах, отчеканенных в Тлосе, в соседней Ликии, и на Истре, в провинции Нижняя Мезия, между Фракией и Дунаем.
В с римской эпохой иконография «фракийского всадника» подвергается дальнейшей синкретизации. Всадник теперь иногда изображается приближающимся к дереву, обвитому змеем, или приближающимся к богине. Эти мотивы частично греко-римского, частично возможного скифского происхождения. Мотив всадника с поднятой правой рукой, идущего к сидящей женской фигуре, связан со скифской иконографической традицией. Он часто встречается в Болгарии и связан с Асклепием и Гигеей.
Связанный с мотивом Диоскуров связан с мотивом так называемых «Дунайских всадников» с изображением двух всадников. по бокам стоящая богиня. Мотив стоящей богини в окружении двух всадников, идентифицированных как Артемида в окружении Диоскуров, и дерева, обвитого змеей в окружении Диоскуров на коне, был преобразован в мотив одинокий всадник приближается к богине или дереву.
Мотив фракийского всадника не следует путать с изображением всадника, убивающего варварского врага на погребальных стелах, как на стеле Дексилея, интерпретируется как изображение героического эпизода из жизни умершего.
Мотив фракийского всадника был продолжен в христианизированной форме в конной иконографии Святой Георгий и Святой Димитрий.
Фракийский всадник с собакой и кабаном, греческая надпись (III век до н.э.), Тетевенский музей
Атака фракийского всадника лев, который, в свою очередь, атакует свою добычу. Музей Мадара, Болгария
Статуя фракийского всадника со львом, III век, Национальный исторический музей Болгарии
Фракийский всадник, погребальная стела с греческой надписью, Музей Мадара, Болгария
Фракийский всадник с собакой, мраморная вотивная табличка, Стара-Загорский краеведческий музей
Фракийский всадник с собакой и обвитым змеями деревом, погребальная стела Гая Корнилия в Филиппах.
Фракийский всадник с гончими, обвитый змеем дерево и лакей (3 век), Muzeul de Istorie Naţională şi Arheologie, Констанца
Фракийский всадник с собаками, лакеем и деревом, Исторический музей Хасково, Болгария
Фракийский всадник с деревом, обвитым змеями, Музей Истрии, Румыния
Фракийский всадник со змеем и деревом, Национальный исторический музей Болгарии
Фракийский всадник со змеем и деревом (II век), Археологический музей Бургаса, Болгария
Фракийский всадник со змеем и деревом, Expoziţia Cultura Cucuteni
Фракийский всадник «скифского» типа, с поднятой рукой едет к женской фигуре, Музей Мадара, Болгария
Всадник приближается к сидящей женской фигуре под деревом, Музей Констанцы
Черная фигура фракийские кавалеристы против бронированных греческих пехотинцев (Коллекция Гетти Вилла, ок. 520 г. до н.э.)
Стела Дексилея (ок. 390 г. до н.э.)
Надгробный рельеф римского кавалериста (2/3 век)
Надгробный рельеф позднего (4-5 века?) Римского кавалериста, топчущего варвара воин, Римская Британия (Честер, Музей Гросвенора )
Фрагмент украшенного фриза в Феликсе Ромулиане, дворце, построенном императором Галерием в современной Сербии. Фрагмент изображает всадника с топором и пешего солдата со щитом.
«Дунайские всадники» (Артемида в окружении Диоскуров), вотивная табличка, найденная в Демир-Капидже, Северная Македония
Мадаринский всадник, конный рельеф в Болгарии (ок. 700)
«Святой Георгий Лабечинский», Рача, Грузия (11 век), известное как самое старое из сохранившихся конных изображений Святого Георгия (но обратите внимание, что всадник топчет человека, а не дракона)
Конное изображение Святых Георгия и Деметрия
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с фракийским всадником. |