Солнечные часы

редактировать
Солнечные часы
Солнечные часы.JPG Первое издание
АвторШирли Джексон
СтранаUnited Штаты
ЯзыкАнглийский
ЖанрГотическая фантастика
ИздательФаррар, Штраус и Каддахи
Дата публикации1958
Тип носителяПечать

Солнечные часы - роман американской писательницы Ширли Джексон.

1958 года. Содержание
  • 1 Краткое содержание сюжета
  • 2 Темы и критика
  • 3 Ссылки
  • 4 Внешние ссылки
Краткое изложение сюжета

Солнечные часы рассказывают историю жителей дома Халлоран, открывшегося вечером в день похорон Лайонела Халлорана, хозяина дома. Жена Лайонела, Мэриджейн, убеждена, что Лайонела столкнула с лестницы и убила его мать, Орианна Халлоран, которая должна унаследовать дом; Всего через несколько часов после похорон Мэриджейн научила свою маленькую дочь Фэнси повторять фразу «Бабушка убила моего папу». Также в доме Хэллоран жил престарелый Ричард Хэллоран, которому для передвижения требовалось инвалидное кресло, и его содержала медсестра; Эссекс, молодой человек, нанятый для каталогизации библиотеки (и о котором подразумевается, более конкретно, нанятым прислугой старшей миссис Хэллоран); Фанни, сестра Ричарда Хэллорана; и мисс Огилви, гувернантка молодой Фэнси.

Менее очевидный, но, тем не менее, внушительный персонаж в романе - это сам дом Халлоран. Построенный человеком, который в конце своей жизни разбогател, дом роскошен до яркости, а бесконечные детали территории и интерьеров тщательно описаны Джексоном до тех пор, пока они не поразят как персонажей, так и читателя. Одной из таких деталей являются одноименные солнечные часы, которые, как асимметричное бельмо на глазу, стоят посреди математически совершенного основания и украшены надписью «ЧТО ТАКОЕ ЭТО МИР?» (цитата из Кентерберийских рассказов Чосера в «The Knight's Tale »).

Сразу после смерти сына Орианна захватывает дом и начинает оказывать свою власть над его жильцами: мисс Огилви и Эссекс должны быть уволены, Мэриджейн высылается, а Фанни разрешается жить в доме. дом только по милости Орианны. Юная Фэнси, которая, как утверждает Орианна, унаследует дом после смерти бабушки, останется. Среди шума, последовавшего за этим объявлением, Фанни видит видение, прогуливаясь по садам Халлорана: призрак ее отца предупреждает ее, что миру скоро придет конец и что только те, кто живет в доме Халлоранов, будут спасены. Когда Фанни рассказывает остальным о надвигающемся разрушении, на полу, кажется, появляется змея; это воспринимается как примета от призрака отца Фанни. Орианна потрясена, пересматривает и позволяет всем оставаться в доме.

Вскоре после этого Орианна посылает за миссис Уиллоу, «старой подругой» Орианны. Миссис Уиллоу приезжает со своими двумя дочерьми, Джулией и Арабеллой; все три женщины, кажется, полны решимости выиграть свой путь к деньгам халлоранцев, но пугаются, когда слышат о надвигающемся разрушении, и отказываются быть высланными. Всего несколько дней спустя прибывает еще одна молодая женщина по имени Глория. Глории семнадцать, она дочь двоюродной сестры Орианны, которая просит остаться с халлоранцами, пока ее отец уезжает из страны. Миссис Уиллоу, тем временем, предлагает им попытаться взглянуть в будущее через зеркало, покрытое маслом - салонная игра из ее юных лет. Глория добровольно пытается это испытать и описывает видения конца света и Эдема рая, который наступит позже. Видения пугают Глорию, и остальные должны заставить ее видеть за них. Наконец, в дом вводят последнего члена группы: незнакомца, которого Фанни и мисс Огилви случайно встречают в деревне. После знакомства тетя Фанни называет его «капитаном Скарабомбардоном». Его настоящее имя оказывается Гарри.

Сначала небольшая группа взволнована, используя возможность потратить деньги Халлорана, чтобы запастись предметами для «следующего мира». Они сжигают книги в библиотеке, чтобы освободить место для припасов. Сначала предметы полезны, но постепенно, когда избалованные жители начинают задумываться о роскоши, которой им может не хватать в «Эдеме», припасы становятся причудливыми до нелепости. Вскоре Орианна начинает издавать указы и законы, касающиеся поведения после конца света, провозглашая себя королевой грядущего рая. Чем больше она командует и принимает позы, тем больше другие игнорируют ее, поскольку они все больше и больше увлекаются детализированными видениями Глории о красоте загробного мира. Когда Орианна снова выражает сомнение, мертвому отцу Фанни приписывается еще одно знамение - спонтанное разбивание окна, выходящего на солнечные часы.

В группе не менее двух несогласных. Джулия, которая считает идею конца света смешной, хочет уйти с Капитаном. Орианна, понимая, что Капитан - только один из двух мужчин, которые войдут в новый мир, подкупает его достаточным количеством денег, чтобы убедить его остаться, утверждая, что она не верит, что у него будет достаточно времени, чтобы потратить все это. Джулия идет одна, но после поездки с ужасающим, садистским таксистом (возможно, хотя и не предполагая, что этого человека использовала Орианна исключительно для того, чтобы напугать Джулию), она убегает обратно в безопасность дома. Глория, тем временем, подружилась с Эссексом и рассказывает о своей мечте прожить остаток жизни - какой бы короткой она ни была - в реальном мире, а не в искусственном изолированном мире поместья Халлоран. Эссекс предает Глорию, предупреждая Орианну о планах молодой женщины уйти.

Менее очевидный несогласный - Фэнси. Избалованная и пугающая девочка, Фэнси возмущена мыслью о том, что мир будет разрушен прежде, чем она сможет в нем жить, и одержимо играет со своим кукольным домиком (который сам по себе является маленькой моделью дома Халлорана), получая такое же удовольствие от распоряжения своими куклами, как Орианна берет на себя управление жителями Халлоран-Хауса. Fancy приняла обещание своей бабушки о наследстве близко к сердцу и утверждает, что она разобьет кукольный домик, когда ее бабушка умрет, потому что ей «он больше не понадобится».

Вечером перед концом света Орианна планирует грандиозную вечеринку (на открытом воздухе, чтобы никто не прокомментировал приготовления внутри дома) и приглашает всю деревню присутствовать на последнем пиршестве. Эта вечеринка приобретает вид коронации, когда Орианна появляется в маленькой золотой короне, что символизирует ее положение в следующем мире. Орианна клянется никогда не снимать корону, пока не передаст ее Фэнси. На следующий день после вечеринки он отправляет слуг и закрывает окна дома, чтобы никто не видел разрушения, которое произойдет той ночью.

Начинается сильный шторм, и свет гаснет, жители готовятся собраться на ночь в одной комнате. Когда группа спускается вниз, они обнаруживают, что Орианна мертва на площадке. «Я определенно интересовался всеми ее инструкциями и правилами», - замечает один персонаж. «Я все думала, может, она собиралась не в наше место». Пока они размышляют о том, что могло произойти, Фэнси бросается вниз, чтобы снять корону с головы своей бабушки и наделить ее на себя. Двое мужчин выдерживают бурю, чтобы нести тело Орианны к солнечным часам, где подразумевается, что она будет унесена разрушением. Затем все игроки собираются вместе, чтобы дождаться наступающего утра, и роман заканчивается.

Темы и критика

Как и многие произведения Джексона, «Солнечные часы» заканчиваются рядом оставшихся без ответа вопросов и тревожных предположений: неясно, наступит ли конец света после того, как шторм пройдет, но если неужели эти неприятные люди унаследуют землю? Джексон не предлагает уверенности.

Прочитав современную рецензию на «Солнечные часы», в которой утверждалось, что дом представляет католическую церковь и что склочные персонажи представляют несогласные протестантские фракции, Джексон, сама и агностик, отметила, что она очень мало знала о католической церкви, но была рада, что каким-то образом получила от нее так много.

Сама Джексон любила шутить над "архитектурой" ген ", который возникал в ее семье раз в несколько поколений, и дом, представленный в Солнечных часах, может предвещать печально известный Дом на холме в Призраках дома на холме. Между этими двумя домами есть много поразительного сходства: и Hill House, и Halloran House были построены мужьями в качестве подарков женам, умершим незадолго до или вскоре после того, как увидели дом в первый раз, и оба дома стали источником конфликта между различными семьями. участники, оспаривавшие право собственности на дом. «Математически совершенная» площадка и резкие солнечные часы могут снова напомнить читателям о Хилл-Хаусе, где все полы и стены, как говорят, немного смещены по центру. Халлоран-Хаус, хотя никогда открыто не "преследовал" в том смысле, как утверждал Хилл-Хаус, но стал местом как минимум двух призрачных посещений.

Солнечные часы, как и более ранний роман Джексона Дорога сквозь стену, содержат большое количество персонажей, ни один из которых не вызывает сочувствия. Обилие неприятных персонажей - помимо одиннадцати главных героев, есть еще несколько второстепенных персонажей, которые появляются на протяжении всего романа как комический рельеф - населяют повествование.

Джон Г. Парк в своей статье «В ожидании конца:« Солнечные часы »Ширли Джексон» указывает на несколько примеров «сдерживающего нарциссизма» со стороны главных героев романа. Стивен Кинг в своей Danse Macabre резюмировал эту концепцию как «растущую одержимость собственными проблемами; обращение внутрь, а не рост вовне». На протяжении всего романа большинство разговоров персонажей на самом деле представляют собой конкурирующие монологи, которые никто не слушает; более того, и Орианна, и тетя Фанни пытаются манипулировать другими взрослыми так же, как Фэнси управляет своими куклами.

См. Также Ричард Паскаль, «Миниатюры нового мира: Солнечные часы Ширли Джексон и послевоенное американское общество». Journal of American Comparative Cultures Volume 23 Page 99 - Fall 2000.

Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-11 05:22:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте