Ширли Джексон | |
---|---|
Родилась | Ширли Харди Джексон. (1916-12-14) 14 декабря 1916. Сан-Франциско, Калифорния, США |
Умер | 8 августа 1965 (1965-08-08) (в возрасте 48). Северный Беннингтон, Вермонт, США |
Профессия | Писатель |
Alma mater | Сиракузский университет |
Жанр | |
Супруг | Стэнли Эдгар Хайман (m.после 1940 г.) |
Дети | 4 |
Подпись |
Ширли Харди Джексон (14 декабря 1916 г. - 8 августа 1965 г.) Американская писательница, известная прежде всего своими произведениями ужас и мистерия. За свою писательскую карьеру, охватившую более двух десятилетий, она написала шесть романов, два мемуара и более 200 рассказов.
Родилась в Сан-Франциско, Калифорния, позже Джексон посещал Сиракузский университет в Нью-Йорке, где она познакомилась с литературным журналом университета и встретила своего будущего мужа Стэнли Эдгара Хаймана. После окончания учебы пара переехала в Нью-Йорк и начала сотрудничать с The New Yorker - Джексон как писатель-фантаст, а Хайман как участник «Talk of the Town».
Пара поселилась в Северном Беннингтоне, штат Вермонт, в 1945 году, после рождения первого ребенка, когда Хайман поступила на факультет Беннингтон-колледжа.
После публикации ее дебютный роман Дорога через стену (1948), полуавтобиографический рассказ о ее детстве в Калифорнии, Джексон привлек значительное внимание общественности своим рассказом «Лотерея », в котором подробно описывается зловещая изнанка деревенской американской деревни. На протяжении 1950-х годов она продолжала публиковать многочисленные рассказы в литературных журналах и журналах, некоторые из которых были собраны и переизданы в ее мемуарах 1953 года Жизнь среди дикарей. В 1959 году она опубликовала Призраки Хилл-хауса, сверхъестественный роман ужасов, который считается одной из лучших когда-либо написанных историй о привидениях.
«Персонаж, который Джексон представил миру, был мощный, остроумный и даже впечатляющий », - написала Зои Хеллер в« New Yorker ». «Она могла быть резкой и агрессивной по отношению к фейри Беннингтонским девушкам, продавцам и людям, которые прерывали ее письмо. Ее письма наполнены едко забавными наблюдениями. Описывая озадаченную реакцию читателей Нью-Йорка на« Лотерею », она отмечает:« Количество люди, которые ожидали, что миссис Хатчинсон в конце концов выиграет стиральную машину Bendix, поразят вас ».
В эпоху, когда женщин не поощряли работать вне дома, Джексон стал главным кормильцем, одновременно воспитывая четверо детей пары.
«Она действительно много работала, - сказал ее сын Лоуренс. «Она всегда писала или думала о том, чтобы писать, и она тоже делала все покупки и готовила. Еда всегда была вовремя. Но она также любила смеяться и шутить. В этом отношении она была очень жизнерадостной». В качестве примера ее остроумия он отсылает читателей к ее многочисленным юмористическим карикатурам, в одном из которых изображен муж, предостерегающий жену не носить тяжелые вещи во время беременности, но не предлагающий помощь.
К 1960-м годам здоровье Джексона начал значительно ухудшаться в результате ее увеличения веса и курения сигарет, что в конечном итоге привело к ее смерти из-за сердечного приступа в 1965 году в возрасте 48 лет. Джексон упоминался как оказавший влияние на множество авторов, включая Нил Гейман, Стивен Кинг, Сара Уотерс, Найджел Книл, Клэр Фуллер, Джоанн Харрис и Ричард Мэтисон.
Джексон родился 14 декабря 1916 года в Сан-Франциско, Калифорния, в семье Лесли Джексона и его жены Джеральдин (урожденной Багби). У нее была английская родословная, а ее мать Джеральдин проследила свое семейное происхождение до героя Войны за независимость генерала Натанаэля Грина. Прадед Джексона по материнской линии, Джон Стефенсон, был известным юристом в Сан-Франциско - позже судьей Верховного суда на Аляске, а ее прапрадед был архитектором, чьи работы включали дома Лиланд Стэнфорд и Чарльз Крокер и пресвитерианская церковь Мендосино. Джексон сказал:
«Мой дед был архитектором, и его отец, и его отец. Один из них построил дома только для миллионеров в Калифорнии, и именно отсюда произошло семейное богатство, и один из них был уверен, что дома могут быть заставили стоять на песчаных дюнах Сан-Франциско, и именно туда ушло семейное богатство. "
Джексон вырос в Бурлингеме, Калифорния, богатом пригороде Сан-Франциско, где ее семья жила в двухэтажном кирпичном доме, расположенном на 1609 Forest View Road. Ее отношения с матерью были натянутыми, так как ее родители рано вышли замуж, и Джеральдина была разочарована, когда она сразу же забеременела Ширли, так как она с нетерпением ждала «провести время со своим лихим мужем». Джексон часто не могла приспособиться к другим детям и проводила большую часть своего времени за писанием, к большому огорчению матери. Джеральдин не пыталась скрыть свое фаворитизм по отношению к своему сыну Барри, который объяснил антагонизм своей матери по отношению к Ширли, сказав: «[Джеральдин] была просто глубоко традиционной женщиной, которая была в ужасе от мысли, что ее дочь не собирается быть глубоко традиционной.. " Когда Ширли была подростком, ее вес колебался, что приводило к неуверенности, с которой ей пришлось бы бороться на протяжении всей своей жизни.
Бабушка Джексона по материнской линии по прозвищу «Мими» была христианской наукой практикующая, которая продолжала практиковать духовное исцеление членов семьи после выхода на пенсию. Джексон, как известно, критически оценивал такие попытки, рассказывая о случае, когда Мими утверждала, что сломала ногу и исцелила ее с помощью молитвы за ночь, хотя на самом деле она лишь слегка вывихнула лодыжку. Когда Мими умерла, Джексон сказал дочери, что она «умерла от христианской науки». Хотя она считала, что религия может легко стать средством причинения вреда, религиозные влияния ее детства ясно видны в трудах Джексона, включая темы мистицизма, умственных способностей и колдовства.
Она училась в Средней школе Бурлингейма., где она играла на скрипке в школьном оркестре. Когда она училась в старшем классе средней школы, семья Джексонов переехала в Рочестер, Нью-Йорк, после чего она поступила в Среднюю школу Брайтона, получив диплом в 1934 году. Затем она посетила близлежащий Рочестерский университет, где ее родители считали, что могут контролировать ее учебу. Джексон была недовольна своими занятиями там и взяла перерыв в учебе на год, прежде чем перешла в Сиракузский университет, где она процветала как в творческом, так и в социальном плане. Здесь она получила степень бакалавра журналистики. Во время учебы в Сиракузах Джексон стала сотрудничать с кампусом литературным журналом, через который она познакомилась со своим будущим мужем, Стэнли Эдгаром Хайманом, который позже стал известным литературным критиком. Во время учебы в Сиракузах литературный журнал университета опубликовал первый рассказ Джексона «Дженис» о попытке самоубийства подростка.
После окончания университета Джексон и Хайман поженились в 1940 году и ненадолго прожили в Нью-Йорке. и Вестпорт, Коннектикут, в конечном итоге обосновавшись в Северном Беннингтоне, Вермонт, где Хайман был нанят в качестве инструктора в Беннингтон-колледж. Джексон начал писать материал, когда Хайман зарекомендовал себя как критик. Джексон и Хайман были известны как яркие, щедрые хозяева, окружавшие себя литературными талантами, в том числе Ральф Эллисон. Они оба были увлеченными читателями, чья личная библиотека насчитывала 25 000 книг. У них было четверо детей, Лоуренс (Лори), Джоан (Дженни), Сара (Салли) и Барри, которые позже достигли своей собственной литературной славы как беллетризованные версии самих себя в рассказах их матери.
Согласно биографам Джексона, ее брак был омрачен неверностями Хаймана, особенно с его учениками, и она неохотно согласилась на его предложение поддерживать открытые отношения. Хайман также контролировал их финансы (отдавая ей часть своего заработка по своему усмотрению), несмотря на то, что после успеха «Лотереи» и более поздней работы она зарабатывала гораздо больше, чем он.
В 1954 году Джексон опубликовал Птичье гнездо (1954), в котором подробно описывалась женщина с множеством личностей и ее отношения с ее психиатр. Один из издателей Джексона, Роджер Штраус, считал "Птичье гнездо" "идеальным романом", но издательство представило его как психологический хоррор, который ей не понравился. Ее следующий роман, Солнечные часы, был опубликован четыре года спустя и касался семьи богатых чудаков, которые верят, что они были избраны, чтобы пережить конец света. Позже она опубликовала два мемуара, Жизнь среди дикарей и Восстание демонов.
пятый роман Джексона, Призраки Хилл-хауса (1959), следует за группой людей, участвующих в исследовании паранормальных явлений в особняке с привидениями. Роман, в котором сверхъестественные явления соединились с психологией, впоследствии стал признанным критиками примером истории о доме с привидениями и был описан Стивеном Кингом как один из самых важных романов ужасов. ХХ века. Также в 1959 году Джексон опубликовал одноактный детский мюзикл «Плохие дети», основанный на Гензеле и Гретель.
К тому времени, когда были опубликованы «Призраки Хилл-Хауса», Джексон перенес многочисленные проблемы со здоровьем. Она была заядлым курильщиком, что привело к хронической астме, боли в суставах, истощению и головокружению, приводившим к обморокам, которые были приписаны сердечной недостаточности. Ближе к концу своей жизни Джексон также обратилась к психиатру по поводу серьезного беспокойства, из-за которого она долгое время оставалась прикованной к дому, и эта проблема усугублялась диагнозом колит, из-за которого даже путешествовать было физически трудно. короткие расстояния от ее дома. Чтобы облегчить ее беспокойство и агорафобию, врач прописал барбитураты, которые в то время считались безопасным и безвредным лекарством. В течение многих лет она также периодически выписывала рецепты на амфетамины для похудания, что могло непреднамеренно усугубить ее беспокойство, что привело к циклу злоупотребления рецептурными препаратами с использованием этих двух препаратов для противодействия влиянию друг друга. Любой из этих факторов или их комбинация, возможно, способствовали ухудшению ее здоровья. Джексон призналась друзьям, что она чувствовала покровительство в своей роли «преподавательской жены» и остракизм со стороны горожан Северного Беннингтона. Ее неприязнь к этой ситуации привела к тому, что она стала чаще злоупотреблять алкоголем в дополнение к транквилизаторам и амфетаминам.
Несмотря на слабое здоровье, Джексон продолжала писать и публиковать несколько работ в 1960-х годах, в том числе ее последний роман Мы всегда жили в замке (1962), готический детективный роман. журнал Time назвал его одним из «Десяти лучших романов» 1962 года. В следующем году она опубликовала «Девять волшебных желаний», иллюстрированный детский роман о ребенке, который встречает фокусника, который дарит ему множество очаровательных пожелания. Психологические аспекты ее болезни хорошо поддались терапии, и к 1964 году она начала возобновлять нормальную деятельность, в том числе несколько выступлений на писательских конференциях, а также планирование нового романа под названием «Пойдем вместе со мной», который должен был стать интересным. серьезный отход от стиля и тематики ее предыдущих работ.
В 1965 году Джексон умерла во сне в своем доме в Норт-Беннингтоне в возрасте 48 лет. Ее смерть была связана с окклюзией коронарных артерий из-за артериосклероза или остановкой сердца.. По ее желанию, ее кремировали.
В 1968 году муж Джексон выпустил посмертный том ее произведения «Пойдем со мной», в котором был ее незаконченный последний роман, а также 14 ранее не собранных рассказов (среди них «Луиза, пожалуйста, вернись домой») и три лекции, которые она прочитала в колледжах или на писательских конференциях в последние годы своей жизни.
В 1996 году в одном из домов был найден ящик неопубликованных рассказов. сарай за домом Джексона. Подборка этих историй, наряду с ранее не собранными историями из различных журналов, была опубликована в сборнике «Просто обычный день» 1996 года. Название было взято из одного из ее рассказов для журнала The Magazine of Fantasy Science Fiction, «Один обычный день с арахисом».
Статьи Джексона доступны в Библиотеке Конгресс. В номере от 5 августа 2013 года The New Yorker опубликовал книгу «Paranoia», которая, по словам журнала, была обнаружена в библиотеке. Позвольте мне рассказать вам, сборник рассказов и эссе Джексона (в основном неопубликованных) был выпущен в 2015 году.
В дополнение к адаптации для радио, телевидения и театра, "Лотерея" снимался трижды, в первую очередь в 1969 году как нашумевший короткометражный фильм, снятый режиссером Ларри Юстом для серии образовательных фильмов Encyclopædia Britannica. Академический архив фильмов назвал короткометражку Юста «одним из двух самых продаваемых образовательных фильмов за всю историю».
В 2007 году Награды Ширли Джексон были учреждены с разрешения поместья Джексона. Они в знак признания ее наследия в письменной форме и награждаются за выдающиеся достижения в литературе о психологическом напряжении, ужасе и мрачной фантастике. Награды вручаются на Readercon.
В 2014 году Сьюзан Шарф Меррелл опубликовала хорошо принятый триллер «Ширли: Роман» о Джексоне, ее муже, вымышленной паре, которая переехала к ним., и пропавшая девушка. В 2020 году по роману был снят художественный фильм Ширли режиссера Джозефин Декер. Элизабет Мосс изображает Джексона и Майкла Стулбарга исполнители, как Стэнли Эдгар Хайман.
В 2016 году журналист Рут Франклин опубликовала «Ширли Джексон: жизнь с привидениями», биографию, в которой исследуется влияние воспитания, брака и пристрастий Джексона на ее работу, а Джексон позиционируется как крупная фигура в американской литературе и исследователь. послевоенных американских тревог через «домашний ужас». Биография Франклина получит награду National Book Critics Circle Award за биографию, премию Эдгара за критическую / биографическую работу и премию Брэма Стокера за лучшую научно-популярную литературу..
По крайней мере с 2015 года приемный дом Джексон Северный Беннингтон почтил ее наследие, отмечая День Ширли Джексон 27 июня, в день, когда произошла вымышленная история «Лотерея».
Ширли Джексон Ленемайи Фридман (Twayne Publishers, 1975) была первым опубликованным обзором жизни и творчества Джексона. Джуди Оппенгеймер также освещает жизнь и карьеру Ширли Джексон в фильме «Частные демоны: Жизнь Ширли Джексон» (Putnam, 1988). С. The Modern Weird Tale (2001) Т. Джоши предлагает критическое эссе по творчеству Джексона.
Исчерпывающий обзор короткометражных произведений Джексона - это книга Джоан Уайли Холл «Ширли Джексон: исследование короткометражных произведений» ( Twayne Publishers, 1993). Единственная критическая библиография работы Джексона - это «Критическая библиография Ширли Джексон, американской писательницы (1919–1965): обзоры, критика, адаптации» Пола Райнша (Edwin Mellen Press, 2001). Дэррил Хаттенхауэр также дает исчерпывающий обзор всех произведений Джексона в «Американской готике» Ширли Джексон (State University of New York Press, 2003). Недавняя работа Бернис Мерфи «Ширли Джексон: Очерки литературного наследия» (McFarland, 2005) представляет собой сборник комментариев к работе Джексона. Книга Колина Хейнса «Напугана словом: Ширли Джексон и лесбийская готика» (2007) исследует лесбийские темы в главных романах Джексона.
Согласно постфеминистскому критику Элейн Шоуолтер, работа Джексона - это это единственная наиболее важная часть литературных произведений середины двадцатого века, ценность которой еще не была оценена критиками. В подкасте, распространенном бизнес-издателем The Economist от 4 марта 2009 г., Шоуолтер также отметил, что Джойс Кэрол Оутс редактировала сборник работ Джексона под названием «Романы и рассказы Ширли Джексон», который был опубликован в Серия «Библиотека Америки».
Оутс писал о художественной литературе Джексона: «Художественная литература Ширли Джексон, характеризующаяся капризом и фатализмом сказок, оказывает едкое, гипнотическое заклинание».
Муж Джексон написал в своем предисловии к посмертной антологии ее работ, что «она постоянно отказывалась давать интервью, объяснять или продвигать свою работу каким-либо образом, или занимать публичные позиции и быть экспертом в воскресных приложениях. Она считала, что ее книги будут говорить за нее достаточно ясно с годами ». Хайман настаивал на том, что темные видения, обнаруженные в работах Джексона, не были, как утверждали некоторые критики, продуктом «личных, даже невротических фантазий», а, скорее, представляют собой «чувствительную и верную анатомию» холодной войны эпоха, в которой она жила, «подходящие символы для тревожного мира концлагеря и бомбы». Джексон даже могла получить удовольствие от подрывного воздействия ее работы, о чем свидетельствует заявление Хаймана о том, что она «всегда гордилась тем, что Южноафриканский союз запретил« Лотерею », и она чувствовала, что они, по крайней мере, понял историю ".
1980-е годы стали свидетелями значительного научного интереса к работе Джексона. Петр Косенко, критик-марксист, выдвинул экономическую интерпретацию «Лотереи», в которой основное внимание уделялось «неравномерному расслоению общественного строя». Сью Вегге Лейп утверждала в своей докторской диссертации. Тезис о том, что критики-феминистки, которые не считали Джексон феминисткой, сыграл значительную роль в том, что ранее ей не уделялось внимания критикой. Напротив, Джейкоб Аппель написал, что Джексон был «писателем-антирегионалистом», чья критика Новой Англии оказалась неприятной для американского литературного истеблишмента.
В 2009 году критик Гарольд Блум опубликовал обширное изучение работ Джексона, оспаривающее идею о том, что они достойны включения в западный канон ; Блум написала о «Лотерее», в частности: «Ее искусство повествования [остается] на поверхности и не может изображать индивидуальные личности. Даже« Лотерея »ранит вас один раз, и только один раз».
Диссертация представлена на факультете литературы, регионоведения и европейских языков Университета Осло при частичном выполнении требований для получения степени магистра гуманитарных наук. Весенний семестр 2005 г.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Ширли Джексон |
Аудиофайлы