Культ Судного дня

редактировать
Культ, который верит в апокалипсис и милленаризм

Культ Судного дня - это выражение, используемое для описания культов, которые верят в апокалиптицизм и милленаризм и могут относятся как к группам, которые предсказывают бедствие, так и к тем, которые пытаются его вызвать o уничтожить целостность вселенной. Выражение было впервые использовано социологом Джоном Лофландом в его исследовании 1966 года группы членов Церкви Объединения Соединенных Штатов, Культ Судного дня: Исследование обращения, Прозелитизация и поддержание веры. Классическое исследование группы с предсказаниями катастрофы ранее проводилось Леоном Фестингером и другими исследователями и было опубликовано в его книге Когда пророчество терпит неудачу: социальное и психологическое исследование современной группы, которая предсказывала Разрушение мира.

Ссылаясь на свое исследование, Фестингер, а затем и другие исследователи попытались объяснить приверженность членов связанного с ними культа судного дня, даже после того, как пророчества их лидера оказались ложными. Фестингер объяснил это явление как часть механизма преодоления диссонанса, который является формой рационализации. Члены часто с новой энергией посвящают себя делу группы после провалившегося пророчества и рационализируются объяснениями, такими как вера в то, что их действия предотвратили катастрофу, или вера в лидера, когда дата катастрофы откладывается.

Некоторые исследователи считают, что использование этого термина правительством и средствами массовой информации может привести к самоисполняющемуся пророчеству, в котором действия властей укрепляют апокалиптические убеждения группы, что, в свою очередь, может спровоцировать дальнейшие спорные действия. Руководители групп сами возражали против сравнений между одной группой и другой, и были проведены параллели между концепцией самоисполняющегося пророчества и теорией спирали усиления отклонений.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Психологические исследования
  • 3 Освещение в СМИ
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки

Этимология

Термин «культ судного дня» впервые был использован в названии научного исследования группы в 1966 году. членов Церкви Объединения от Джона Лофланда, озаглавленного: Культ Судного дня: Исследование обращения, прозелитизации и сохранения веры. Лофланд опубликовал свои открытия в 1964 году в качестве докторской диссертации, озаглавленной «Спасатели мира: полевое исследование культовых процессов», а в 1966 году в виде книги Прентис-Холл. Он считается одним из наиболее важных и широко цитируемых исследований процесса религиозного обращения и одним из первых современных социологических исследований нового религиозного движения. Джеймс Ричардсон пишет в «Энциклопедии религии и общества», что после публикации работы Лофланда «термин« культ судного дня »стал частью повседневной речи, используемой средствами массовой информации для обозначения апокалиптических религиозных групп».

Психологические исследования

A психологическое исследование Фестингера, Рикена и Шахтера показало, что люди обращались к катастрофическому мировоззрению после того, как им неоднократно не удавалось найти смысл в основных движениях. Леон. Фестингер и его коллеги наблюдали за членами группы в течение нескольких месяцев и записывали их разговоры как до, так и после неудачного пророчества своего харизматического лидера. Группа сформировалась вокруг системы убеждений, предсказывающей, что большая часть Западного полушария будет разрушена катастрофическим наводнением 21 декабря 1955 года. Их работа позже была опубликована в книге Когда пророчество не выполняется. : Социально-психологическое исследование современной группы, которая предсказала разрушение мира.

Социологи обнаружили, что, хотя некоторые члены группы уйдут после того, как дата, предсказанная лидером для конца света, прошла без происшествий, другие на самом деле чувствуют, что их вера и приверженность группе усиливаются. Часто, когда пророчества или предсказания группы о судном дне не сбываются, лидер группы просто устанавливает новую дату надвигающейся гибели или предсказывает другой тип катастрофы в другой день. Нидерхоффер и Кеннер говорят: «Когда вы далеко зашли в тупик, и так много людей последовало за вами, и есть много« невозвратных затрат », как сказали бы экономисты, трудно признать, что у вас есть был неправ ».

В« Экспериментах с людьми: Откровения из социальной психологии »Абельсон, Фрей и Грегг объясняют это далее:«... продолжая проповедовать от имени культа Судного дня, чьи пророчества были опровергнуты, хотя он имеет мало логического смысла, имеет много психологического смысла, если люди уже потратили месяцы на прозелитизм от имени культа. Настойчивость позволяет им избежать смущения из-за того, насколько они ошибались с самого начала ». Распространенная вера в катастрофическое событие, которое произойдет в будущем, может иметь эффект укоренения последователей с чувством уникальности и цели. Кроме того, после того, как пророчество не сбылось, члены группы могут попытаться объяснить результат с помощью рационализации и уменьшения диссонанса.

Объяснения могут включать утверждение, что члены группы неверно истолковали слова лидера. Согласно первоначальному плану, катастрофа была отложена лидером на более поздний срок или что действия самой группы предотвратили катастрофу. В случае исследования Фестингера, когда пророчество о катастрофическом потопе оказалось ложным, участники заявили, что их вера в Бога предотвратила это событие. Затем они попытались обратить новых членов с новой силой.

В своей книге «Политика: видения справедливого общества» Эрик Карлтон обсуждает, подходит ли этот термин для описания этих типов групп. Карлтон пишет, что это событие рассматривается только как «конец света» для «злых и нераскаявшихся», тогда как члены самой группы часто считают его «днем избавления» или «обновлением мира». Он рассматривает эти группы как «крайнюю исключительность», и хотя будущее будет мрачным для неверующих из-за непредвиденного катаклизма, членам группы обещано существование в новой утопии.

Освещение в СМИ

В книге «Глобализация и будущее терроризма» Бринджар Лиа отмечает, что «в культах Судного дня нет ничего нового», но также заявляет, что их «относительно мало». В книге «Мистики и мессии» Дженкинс пишет, что в результате событий между 1993 и 1997 годами, в том числе Осада Вако с участием Ветвь Давидианцев, насилие с участием Ордена Храма Солнца, газовая атака зарином в токийском метро и инцидент с Небесными воротами ". Репортажи о так называемых культах судного дня стали основной темой средств массовой информации, как и сатанинские культы десятью годами ранее. " Дженкинс считает Орден Храма Солнца скорее примером организованной преступности, чем культом Судного дня.

В «Якудза: Преступный мир Японии» авторы также проводят сравнение с организованной преступностью. пишет, что Аум Синрикё «... часто напоминал жаждущую прибыли банду рэкетиров больше, чем фанатичный культ Судного дня». В Джеймс Р. Льюис «Орден Солнечного Храма» он пишет, что средства массовой информации использовали термин «культ судного дня» для характеристики этого движения, хотя бывшие члены и посторонние не знали, какое событие произойдет.. Некоторые рассматривают использование самого термина как самоисполняющееся пророчество, где характеристика культа Судного дня может фактически повлиять на исход насильственных событий, связанных с группой. В отчете канадской службы безопасности и разведки о религиозных культах Судного дня сообщается:

Санкции, применяемые властями, часто интерпретируются движением как враждебные его существованию, что укрепляет их апокалиптические убеждения и приводит к дальнейшему уходу, мобилизации и девиантным действиям, а также очередь влечет за собой ужесточение санкций со стороны властей. Это запускает спираль усиления, поскольку каждое действие усиливает каждое действие, и использование насилия облегчается, поскольку группа считает, что это в конечном итоге приведет к реализации ее сценария Судного дня ».

Эйлин Баркер сравнила эти концепции с понятием спираль нарастания отклонений в СМИ и ее влияние на новые религиозные движения, и Джеймс Ричардсон также обсуждал этот эффект. В случае обеспокоенных христиан, использование термина «судный день» культ "как характеристика группы послужил оправданием депортации ее членов израильским правительством.

В книге« Эффект подражания: как СМИ и популярная культура вызывают хаос » в «Заголовках завтрашнего дня» автор Лорен Л. Коулман обсуждает влияние средств массовой информации на кажущиеся безобидными намерения французского культа Судного дня. 5 сентября 2002 года Арно Мусси сказал своим последователям из Нанта, Франция, с нетерпением ждем путешественников с Венеры, которые соберите их перед концом света 24 октября 2002 года. Хотя Мусси отрицал какие-либо планы массового самоубийства, и полиция, и СМИ проводили параллели с Орденом Солнечного Храма. В книге «Наблюдаемый апокалипсис» авторы Холл, Шайлер и Трин обсуждают влияние СМИ на события, окружающие группу Ордена Солнечного Храма.

См. Также

Словарное определение гибели в Wiktionary. Словарное определение cult в Wiktionary

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-17 13:11:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте