Славянский эпос (чешский : Slovanská epopej) - это цикл из 20 больших полотен, написанных чехом Модерн художник Альфонс Муха между 1910 и 1928 годами. Цикл описывает мифологию и историю чехов и других славянских народов. В 1928 году, закончив монументальную работу, Муха подарил цикл городу Праге при условии, что город построит для него специальный павильон. До 2012 года работа была частью постоянной экспозиции в замке в городе Моравский Крумлов в Южно-Моравском крае Чехии. В 2012 году все 20 работ были перенесены и выставлены вместе на первом этаже Veletržní Palace до 2016 года на выставке, организованной Национальной галереей в Праге (каталог выставки: Alfons Mucha - Slovanská epopej). Работы в настоящее время не выставляются, ожидая завершения строительства нового места в Праге.
Альфонс Муха много лет работал над циклом «Славянский эпос», который он считал шедевром своей жизни. Он мечтал завершить такую серию, прославление славянской истории, с начала 20-го века; однако его планы были ограничены финансовыми трудностями. В 1909 году ему удалось получить грант от американского филантропа и страстного поклонника славянской культуры Чарльза Ричарда Крейна. Он начал с посещения мест, которые намеревался изобразить в цикле: Россия, Польша и Балканы, включая православные монастыри горы Афон. Кроме того, он консультировался с историками относительно деталей исторических событий, чтобы обеспечить точное описание. В 1910 году он арендовал часть замка в Збироге и начал работать над серией.
Муха продолжал работать над циклом в течение 18 лет, постепенно отправляя картины в город Прага, поскольку он завершил их. В 1919 году в пражском Клементинуме экспонировалась первая часть цикла из одиннадцати полотен. В своей вступительной речи Муха заявил:
«миссия Эпоса не завершена. Пусть он объявит иностранным друзьям - и даже врагам - кто мы, кто мы и на что надеемся. Пусть сила славянского духа вызывают их уважение, потому что из уважения рождается любовь ».
В 1921 году пять картин были показаны в Нью-Йорке и Чикаго, что вызвало большой резонанс.
В 1928 году полностью Цикл впервые был выставлен во Дворце торговых ярмарок в Праге, столице Чехословакии.
Альфонс Муха умер в июле 1939 года. Незадолго до смерти он был допрошен в гестапо, так как он был важным представителем общественной жизни в Чехословакии. Во время Второй мировой войны «Славянский эпос» был завернут и спрятан, чтобы предотвратить захват нацистами.
После чехословацкого государственного переворота 1948 года и последующего коммунистического захвата страны, Муха считался декадентским и буржуазным художником, отчужденным от идеалов социалистического реализма. Строительство специального павильона для экспозиции цикла «Славянская эпопея» стало неактуальным и несущественным для нового коммунистического режима. После войны картины были перенесены в замок в Моравском Крумлове группой местных патриотов, и цикл был выставлен там в 1963 году.
Город Прага вел Десятилетняя судебная тяжба по поводу работ, которая усилилась в начале 2010 года. Большое внимание было уделено переносу Славянского эпоса из Моравского Крумлова (где он выставлялся почти 50 лет) в Прагу. Была надежда, что Прага, город, часто посещаемый тысячами туристов, привлечет повышенное внимание к серии картин. Однако подходящего места для работы в пражских галереях нет. Поэтому некоторые чешские государственные учреждения, такие как Управление Президента Чешской Республики, сочли предпочтительным оставить картины на их нынешнем местонахождении, поскольку там было мало проблем. Тем не менее, в начале 2010 года город Прага потребовал вернуть «Славянский эпос» для реставрационных работ и последующей демонстрации. Однако Фонд Мухи, которым руководят внук художника Джон Муха и его мать Джеральдин, заблокировали этот шаг, поскольку это была бы просто временная мера. Городские власти Праги утверждали, что владельцем картин был не Альфонс Муха, а Чарльз Р. Крейн и что он передал цикл городу Праге. Как сообщает газета Млада фронта ДНЭС, информация подтверждена контрактами, найденными в городских архивах. Фонд ведет переговоры с городом Прага о строительстве постоянного дома для работы.
25 июля 2010 года более тысячи человек собрались в Моравском Крумлове, чтобы выразить протест против запланированного переноса Славянского эпоса из
После двухлетнего спора между Прагой и моравским городом Моравский Крумлов знаменитый цикл из 20 монументальных полотен был - что вызвало протесты как защитников природы, так и историков искусства - для демонстрации в музее Veletržní Palace Национальной галереи в 2012 году и оставался там до конца 2016 года. В 2018 году Славянский эпос был показан в Брно во время фестиваля RE: PUBLIKA. Выставка объединяет два противоположных мира творчества известного художника модерна Альфонса Мухи - величественную Славянскую эпопею и уникальную коллекцию плакатов.
Работа состоит из 20 картин, до шесть метров в высоту и восемь метров в ширину.
# | Изображение | Заголовок | Подзаголовок | Представляющий местоположение (сегодняшний день) и период | Год завершения | Размеры |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ![]() | славяне на их исконной родине | Между туранскими Кнутом и мечом готов | Неопределено | 1912 | 8,10 × 6,10 м |
2 | ![]() | Празднование Свантовита | Когда боги находятся в состоянии войны, спасение в искусстве | Рюген, Германия | 1912 | 8,10 × 6,10 м |
3 | ![]() | Введение славянской литургии | Славьте Господа на родном языке | Чехия, 9 век | 1912 | 8,10 × 6,10 м |
4 | ![]() | Болгарский Царь Симеон | Утренняя звезда славянской письменности | Болгария, 10 век ntury | 1923 | 4,80 × 4,05 м |
5 | ![]() | Богемский король Пржемысл Отакар II | Союз славянских династий | Чехия, 13 век | 1924 | 4,80 × 4,05 м |
6 | ![]() | Коронация сербского царя Стефан Душан as император Восточной Римской империи | Славянский кодекс Закон | Скопье, Балканы, 14 век | 1926 | 4,05 × 4,80 м |
7 | ![]() | Ян Милич из Кромержижа | Бордель, преобразованный в a Монастырь | Чехия, 14 век | 1916 | 4,05 × 6,20 м |
8 | ![]() | Учитель Ян Гус Проповедь в Вифлеемской часовне | Правда преобладает | Чехия, 15 век | 1916 | 8,10 × 6,10 м |
9 | ![]() | Встреча в Кржижках | Утраквизм (гуситизм ) | Чешская Республика, 15 век | 1916 | 4,05 × 6,20 м |
10 | ![]() | После Грюнвальдской битвы | Солидарность северных славян | Польша, 15 век | 1924 | 6,10 × 4,05 м |
11 | ![]() | После битвы при Витковом холме | Бог представляет истину, а не силу | Чехия, 15 век | 1923 | 4.80 × 4,05 м |
12 | ![]() | Петр Хелчицки в Водняны | Не отплатить злом злом | Чехия, 15 век | 1918 | 6,20 × 4,05 м |
13 | ![]() | гуситский король Йиржи Подебрадский | Необходимо соблюдать договоры | Чехия, 15 век | 1923 | 4,80 × 4,05 м |
14 | ![]() | Защита Sziget от турок Николас Зринский | Щит христианского мира | Венгрия, 16 век | 1914 | 8,10 × 6,10 м |
15 | ![]() | Печать Библии Кралиц в Иванчице | Бог Подарил нам дар языка | Чешская Республика, 16 век | 1914 | 8,10 × 6,10 м |
16 | ![]() | Последние дни Яна Амоса Коменский [Коменский] в Наарден | Мерцание надежды | Нидерланды, 17 век | 1918 | 6,20 × 4,05 м |
17 | ![]() | Святое Гора Афон | Укрытие древнейших православных литературных сокровищ | Греция | 1926 | 4,80 × 4,05 м |
18 | ![]() | Клятва Омладина Под славянской липой | Славянское возрождение | Чехия, XIX век | 1926 | 4,80 × 4,05 м |
19 | ![]() | Отмена крепостного права в России | Труд на свободе - основа государства | Россия, XIX век | 1914 | 8,10 × 6,10 м |
20 | ![]() | Апофеоз славян | Славяне для человечества | Неопределенный | 1926 | 4,05 × 4,80 м |
СМИ, связанные с Славянским эпосом на Wikimedia Commons