Иоанн Амос Коменский

редактировать
Чешский учитель, педагог, философ и писатель
Иоанн Амос Коменский
епископ Единства Братья
Johan amos comenius 1592-1671.jpg
Личные данные
Родился(1592-03-28) 28 марта 1592. Komňa (?), Моравия, Корона Богемии. (ныне Чехия )
Умер15 ноября 1670 (1670-11-15) (78 лет). Амстердам, Голландия, Голландская Республика. (ныне Нидерланды )
КонфессияМоравская церковь
ПрофессияУчитель, педагог, философ и писатель

Иоанн Амос Коменский (чешский : Ян Амос Коменский; немецкий: Иоганн Амос Коменский; латинизированный : Иоанн Амос Коменский; 28 марта 1592-15 Ноябрь 1670 г.) был чешским философом, педагогом и теологом из маркграфства Моравии, которого считают отцом современного образования. служил последним епископом Единства Братья прежде, чем стать религиозным беженцем и одним из первых поборников всеобщего образования, концепция, в конечном итоге изложенная в его книге Didactica Magna. Как педагог и богослов, он руководил школами и консультировал правительства по всей протестантской Европе до середины семнадцатого века.

Коменский представил ряд образовательных концепций и нововведений, в том числе учебники с наглядными изображениями, написанные на родных языках вместо латыни, обучение, основанное на постепенном развитии от простых до более всеобъемлющих концепций, обучение на протяжении всей жизни с упором на логическое мышление вместо скучного запоминания равные возможности для детей из бедных семей, образование для женщин, а также всеобщее и практическое обучение. Помимо своего родного Богемской короны, он жил и работал в других регионах Священной Римской империи и других странах: Швеция, польско-литовский Содружество, Трансильвания, Англия, Нидерланды и Венгрия.

Содержание

  • 1 Жизнь и работа
  • 2 Образование влияние
  • 3 Богословие
  • 4 Семья
  • 5 Наследие
    • 5.1 Чешская Республика
    • 5.2 В других странах Европы
    • 5,3 США
  • 6 Работает
    • 6,1 Латиница
    • 6,2 Чешский
  • 7 Публикации
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Жизнь и деятельность

Самая старая сохранившаяся рукопись Коменского, датированная 1611 годом; написано на латинском и чешском языках Альфонса Мухи Славянский эпос цикл №16: последние дни Яна Амоса Коменского в Наардене : Мерцание надежды ( 1918)

Иоанн Амос Коменский родился в 1592 году в маркграфстве Моравии в Богемской короне. Его место рождения неизвестно, и возможные варианты включают Угерски Брод (как на его надгробии в Наарден ), Нивнице и Комня (из этой деревни он взял свою фамилию, что означает «человек из Комни»), все они расположены в районе Угерске-Градиште сегодняшней Чешской Республики. Джон был младшим и единственным сыном Мартина Коменского (умер в 1602–1604 гг.) И его жены Анны Хмеловой. Его дедушка, которого звали Ян (Янош) Сегес, имел венгерское происхождение. Он начал использовать фамилию Коменский после того, как покинул Комля, чтобы жить в Угерском Броде. Мартин и Анна Коменские принадлежали к Моравским братьям, протестантской конфессии до Реформации, и Коменский позже стал одним из ее лидеров. Его родители и две из его четырех сестер умерли в 1604 году, и молодой Джон переехал к своей тете в Стражнице.

. Из-за своих бедных обстоятельств он не смог начать свое формальное образование до более поздних лет. Ему было 16 лет, когда он поступил в латинскую школу в Пршерове (позже он вернулся в эту школу в качестве учителя 1614–1618). Он продолжил свое обучение в Академии Херборна (1611–1613) и Гейдельбергском университете (1613–1614). В 1612 году он прочитал розенкрейцеров манифест Fama Fraternitatis. Коменский находился под сильным влиянием ирландского иезуита Уильяма Бате, а также его учителей Иоганн Пискатор, Генрих Гутберлет и особенно Генрих Альстед. Школа Херборна придерживалась принципа, что каждая теория должна быть функциональной в практическом использовании, следовательно, она должна быть дидактической (то есть нравственно поучительной). В ходе учебы он также ознакомился с образовательными реформами Ратихуса и с отчетом об этих реформах, выпущенным университетами Йены и Гиссен.

Коменский. стал ректором школы в Пршерове. В 1616 году он был рукоположен на служение Моравских братьев, а четыре года спустя стал пастором и настоятелем в Фулнеке, одной из самых процветающих церквей. На протяжении всей его жизни эта пастырская деятельность была его самой непосредственной заботой. В результате религиозных войн он потерял все свое имущество и свои сочинения в 1621 году. В 1627 году он привел братьев в изгнание, когда Габсбург Контрреформация преследовал протестантов в Богемии. В 1628 году он переписывался с Иоганном Валентином Андреэ.

. Он выпустил книгу Janua linguarum Reserata, или «Открытые ворота языков», которая принесла ему известность. Однако, поскольку Единство Братьев стало важной целью движения Контрреформации, он был вынужден бежать из страны, даже когда его слава росла по всей Европе. Коменский укрылся в Лешно в Польше, где он руководил гимназией и, кроме того, отвечал за богемскую и моравскую церкви.

В 1638 году Коменский ответил на просьбу правительства Швеции и отправился туда, чтобы составить схему управления школами этой страны,

После выполнения своих религиозных обязанностей, второй по величине Коменский интерес был в продвижении бэконовской попытки организации всего человеческого знания. Он стал одним из лидеров энциклопедического или пансофического движения семнадцатого века и, по сути, был склонен жертвовать своими практическими образовательными интересами и возможностями ради этих более впечатляющих, но несколько дальновидных проектов. В 1639 году Коменский опубликовал свой Pansophiæ Prodromus, а в следующем году его английский друг Хартлиб опубликовал, без его согласия, план пансофической работы, изложенный Коменским. Пансофические идеи находят частичное выражение в серии учебников, которые он время от времени выпускает. В них он пытается организовать всю область человеческих знаний таким образом, чтобы в общих чертах сделать ее доступной для каждого ребенка. Коменский также попытался создать язык, на котором ложные утверждения были невыразимы.

Портрет старика Рембрандта, возможно, изображение Коменского

В 1641 году он ответил на запрос английский парламент и вошел в тамошнюю комиссию по реформе системы народного образования. Гражданская война в Англии помешала последнему проекту. Согласно Коттон Мэзер, Коменский был приглашен Уинтропом на пост президента Гарвардского университета (это более вероятно Джон Уинтроп Младший, чем его отец в младшем возрасте Уинтропа. был в Англии), но в 1642 году Коменский переехал в Швецию. работать с королевой Кристиной (правил в 1632–1654 гг.) и канцлером Акселем Оксеншерна (в должности 1612–1654 гг.) над задачей реорганизации шведских школ. В том же году он переехал в Эльблонг (Эльбинг) в Польше и в 1648 году отправился в Англию с помощью Самуэля Хартлиба, который был родом из Эльблонга. В 1650 году Жужанна Лорантфи, вдова Георга I Ракоци принца Трансильвании пригласила его в Шарошпатак. Коменский оставался там до 1654 года в качестве профессора первого венгерского протестантского колледжа; он написал там некоторые из своих самых важных работ.

Коменский вернулся в Лешно. Во время Потопа в 1655 году он заявил о своей поддержке протестантской шведской стороны, за что польские католики-партизаны сожгли его дом, его рукописи и школьный печатный станок в 1656 году. Рукопись Пансофии был разрушен при сожжении его дома в Лешно в 1657 году. Из Лешно он укрылся в Амстердаме в Нидерландах.

В 1659 году Коменский выпустил новое издание сборника гимнов Богемских братьев 1618 года, Kancionál, в шутку над книгой žalmů a písní duchovních, содержащее 606 текстов и 406 мелодий. В дополнение к пересмотру псалмов и гимнов, его редакция значительно расширила количество гимнов и добавила новое введение. Это издание переиздавалось несколько раз в девятнадцатом веке. Его тексты на чешском языке представляли собой заметные поэтические композиции, но он использовал мелодии из других источников. Он также редактировал немецкий гимн Kirchen-, Haus- und Hertzens-Musica (Амстердам, 1661 г.), который издавался под названием Kirchengesänge с 1566 г. В других произведениях Коменский во многих местах обращается как к инструментальной, так и к вокальной музыке, хотя он посвящает нет трактата по теме. Иногда он следует средневековой математической концепции музыки, но в других местах он связывает музыку с грамматикой, риторикой и политикой. Музыкальные практики, как инструментальные, так и вокальные, играли важную роль в его системе образования.

Он умер там в 1670 году. По неясным причинам он был похоронен в Наардене, где посетители могут увидеть его могила в посвященном ему мавзолее, расположенном на улице Клоостер.

Воспитательное влияние

Латинский класс из Orbis Pictus

Наиболее постоянное влияние, оказываемое Коменским, было в практической просветительской работе. Немногие люди с его дней имели большее влияние, хотя на протяжении большей части восемнадцатого и начала девятнадцатого века его отношение к нынешнему прогрессу в образовательной мысли и практике было мало признано. Практическое образовательное влияние Коменского было тройным. Сначала он был учителем и организатором школ не только среди своего народа, но позже в Швеции и отчасти в Голландии. В своей «Didactica Magna» («Великая дидактика») он обрисовал систему школ, которая является точным аналогом существующей американской системы детского сада, начальной школы, средней школы, колледжа и университета.

Во-вторых, влияние Коменского было в формулировании общей теории образования. В этом отношении он является предшественником Руссо, Песталоцци, Фребель и т. Д. И первым сформулировал эту идею «воспитания в соответствии с природой. "столь влиятельные во второй половине восемнадцатого и начале девятнадцатого века. Влияние Коменского на образовательную мысль сравнимо с влиянием его современников, Бэкона и Декарта, на науку и философию. Фактически, на него во многом повлияли мысли этих двоих; и его важность во многом объясняется тем фактом, что он впервые применил или попытался систематически применить принципы мышления и исследования, недавно сформулированные этими философами, для организации образования во всех его аспектах. Краткое изложение этой попытки дано в Didactica Magna, завершенном около 1631 года, но опубликованном лишь несколько лет спустя.

Третьим аспектом его образовательного влияния было влияние на предмет и метод обучения, проявленное через серия учебников совершенно нового характера. Первым из них был «Janua Linguarum Reserata» («Врата открытых языков»), выпущенный в 1631 году. Позже за ним последовал более простой текст, Вестибулум, и более продвинутый, Атриум, и другие тексты. В 1658 году был опубликован Orbis Pictus, вероятно, самый известный и широко распространенный из школьных учебников. Это было также первое успешное применение иллюстраций к работе по обучению, хотя и не первая иллюстрированная книга для детей, как часто утверждается.

Рельеф Коменского в Доланах, Чешская Республика

Все эти тексты были основаны на те же фундаментальные идеи: (1) изучение иностранных языков через разговорный язык; (2) получение идей через предметы, а не через слова; (3) начать с предметов, наиболее знакомых ребенку, чтобы познакомить его как с новым языком, так и с более отдаленным миром предметов; (4) дать ребенку всесторонние знания об окружающей его среде, физическом и социальном, а также обучить религиозным, моральным и классическим предметам; (5) превращение приобретения сборника знаний в удовольствие, а не в задачу; и (6) сделать обучение универсальным. Важность коменского влияния в образовании была признана с середины девятнадцатого века. Образовательные труды Коменского насчитывают более сорока названий. В 1892 году 300-летие Коменского широко отмечалось педагогами, и тогда было создано Коменское общество по изучению и публикации его работ.

Богословие

Лабиринт мира и рая Сердца Коменского.

Иоанн Амос Коменский был епископом церкви Единство братьев, уходящей корнями в учение чешского реформатора Яна Гуса. Одно из его самых известных богословских произведений - Лабиринт мира и рай сердца. В книге представлены его размышления о мире, полном всяких бесполезных вещей и сложных лабиринтов. Истинный покой разума и души можно найти только в сердце, где должен обитать и править Христос Спаситель. Это учение также повторяется в одной из его последних работ, Unum Necessarium (Нужен только один), где он показывает различные лабиринты и проблемы в мире и предлагает простые решения различных ситуаций. В этой книге он также признает, что его прежняя вера в пророчества и откровения тех дней была его личным лабиринтом, в котором он много раз терялся. На него большое влияние оказал Беме.

. В своем Synopsis Physicae ad lumen divinum regatae Коменский дает собственную физическую теорию, которая, как говорят, взята из Книги Бытия. Он также был известен своими пророчествами и поддержкой, которую оказывал провидцам. В своей книге «Люкс в тенебрисе» он опубликовал видения Христофора Коттеруса, Микулаша Драбика (лат. Николай Драбичус) и Кристины Понятовской. Пытаясь истолковать Книгу Откровений, он обещал тысячелетнее царство в 1672 году и гарантировал чудесную помощь тем, кто предпримет разрушение Папы и дома Австрии, даже рискнув пророчествовать, что Оливер Кромвель, Густав Адольф и Георг I Ракоци, принц Трансильвании, должны были выполнить эту задачу. Он также написал Людовику XIV французскому, сообщая ему, что мировая империя должна быть его наградой, если он свергнет врагов Бога.

Семья

Один из его дочерей Елизавета вышла замуж за Петра Фигулуса из Яблонне-над-Орлици. Их сын, Даниэль Эрнст Яблонски (1660–1741), внук Коменского, позже отправился в Берлин в 1693 году; там он стал высшим официальным пастором при дворе короля Пруссии Фридриха I (годы правления 1701–1713). Там он познакомился с графом Николаем Людвигом Зинцендорфом (1700–1760). Зинцендорф был одним из первых преемников Коменского в качестве епископа (1737–1760) в обновленной Моравской Братской церкви.

Наследие

Медаль Коменского, награда ЮНЕСКО, присуждаемая за выдающиеся достижения в области исследований и инноваций в области образования, в память Коменского. Питер Друкер приветствовал Коменского как изобретателя учебников и букварей.

Чешская Республика

Чешская крона банкнота с изображением Коменского

в 19 веке. Чешское национальное возрождение, чехи идеализировали Коменского как символ чешской нации. Этот образ сохраняется и по сей день.

В Чехии 28 марта, день рождения Коменского, отмечают День учителя. Университет Яна Амоса Коменского был основан в Праге в 2001 году и предлагает программы бакалавриата, магистратуры и магистратуры. Ворота в языки, проект непрерывного образования, реализуемый в Чешской Республике с октября 2005 г. по июнь 2007 г. и нацеленная на языковое образование учителей, была названа в честь его книги Janua linguarum Reserata (Открытые ворота к языкам). Коменский изображен на банкноте 200 чешских крон .

Астероид 1861 Коменский, обнаруженный Любошем Кохотеком, назван в его честь.

В другом месте Европы

Портрет Коменского словацкого художника Кароля Милослава Леготски

В Шарошпатак, Венгрия в его честь назван педагогический колледж, который принадлежит в Университет Мишкольца. Имя Коменского было дано начальным школам в нескольких немецких городах, включая Бонн, Графинг и Деггендорф. В Скопье, Северная Македония правительство Чехословакии построило школу после катастрофического землетрясения 1963 года и назвало ее в честь Коменского (Ян Амос Коменский в Македонский ). В Польше Фонд Коменского - это неправительственная организация, занимающаяся предоставлением равных возможностей детям в возрасте до 10 лет. В 1919 году Университет Коменского был основан актом парламента в Братиславе, Чехословакии, теперь в Словакии. Это был первый университет с курсами словацкого языка.

. Итальянский кинорежиссер Роберто Росселлини взял Коменского, и особенно его теорию «прямого видения», в качестве модели при разработке своих дидактические теории, которые, как надеялся Росселлини, откроют миру утопическое будущее.

Comenius - это программа партнерства Европейского Союза для школ. В Соединенном Королевстве библиотека Западного банка Университета Шеффилда хранит самую большую коллекцию рукописей Коменского за пределами Чешской Республики.

Соединенные Штаты

В 1892 году Коменский Был построен холл, главный класс и офисное здание факультета в кампусе Моравского колледжа в Пенсильвании. В 1892 году педагоги во многих местах отметили 300-летие Коменского, и тогда было создано Коменское общество по изучению и публикации его произведений. Отдел образования в Салемском колледже в Северной Каролине ежегодно проводит симпозиум Коменского, посвященный в его честь; предметы обычно касаются современных проблем в образовании. Фонд Комениуса в США, некоммерческая благотворительная организация 501 (c) (3), использует фильмы и документальные фильмы для укрепления веры, обучения и любви.

Работает

Сборник дидактики, 1657 английское издание Janua linguarum Reserata, 1631 Orbis Pictus учебник для детей, 1658

латинский

  • Linguae Bohemicae thesaurus, hoc est lexicon plenissimum, grammatica accurata, idiotismorum elegantiae et emphases adagiaque («Сокровище чешского языка »), 1612–1656
  • Problemata miscellanea («Различные проблемы»), 1612, не существует, погибла в огне при подготовке к печати. ​​
  • Sylloge quaestionum controversarum, 1613
  • Grammaticae facilioris praecepta, 1614–1616
  • Theatrum Universitatis rerum, 1616–1627
  • Centrum securitatis («Центр безопасности»), 1625
  • Moraviae nova et post omnes priores accuratissima delineatio autore JA Comenio («Карта Моравии»), 1618–1627 гг.
  • Janua linguarum Reserata, 1631
  • Didactica magna («Великий наставник»), 1633–1638
  • Via Lucis, Vestigata Vestiganda («Путь света»), 1641
  • Januae Lingvarum Reseratae Aureae Vestibulum quo primus ad Latinam aditus Tyrunculis paratur («Введение в латинский язык»), 1648
  • Schola pansophica («Школа пансофии»), 1650–1651
  • Primitiae Laborum scholasticorum, 1650–1651
  • Opera didactica omnia («Письмо на основе всего обучения»), 1657
  • Orbis Pictus («Видимый мир в картинках»), 1658
  • De bono unitatis et ordinis («О добром единстве и порядке»), 1660
  • De rerum humanarum emendatione consultatio catholica («Общая консультация по улучшению всего человеческого»), 1666
  • Unum essenarium (" Необходимая вещь »), 1668
  • Spicilegium Didacticum, 1680

Чешский

  • O andělích (« Об ангелах »), 1615
  • Retuňk proti Antikristu a svodům jeho (« Высказывание против Антихриста и его искушений »), 1617
  • O starožitnostech Moravy («О Моравских древностях»), 1618–1621
  • Spis o rodu erotínů (сценарий о Доме Геротина ), 1618–1621
  • Listové do nebe («Письма в небеса »), 1619
  • Manuálník aneb jádro celé biblí svaté (« Руководство или ядро ​​всей Библии »), 1620–1623
  • Přemyšlování o dokonalosti kŕesťanské (« Размышления о христианском совершенстве » "), 1622
  • Nedobytedlný hrad jméno Hospodinovo (" Несокрушимая крепость (есть) Имя Бога "), 1622
  • Truchlivý, díl první (" Скорбные ", том I), 1623
  • O poezí české («О чешской поэзии»), 1623–1626
  • Truchlivý, díl druhý («Скорбные», том II), 1624
  • O sirobě ( «О бедных людях»), 1624
  • Pres boží («Печать Бога»), 1624
  • Vidění a zjevení Kryštofa Kottera, souseda a jircháře sprotavského («Видение и откровение Криштофа Коттера, Нейбург мой и Таннер из Спротавы »), 1625
  • Překlad některých žalmů (« Перевод некоторых псалмов »), 1626
  • Didaktika česká (« Чешский ch Didactic "), 1628–1630
  • Škola hrou (Schola Ludus, Школа по игре) 1630
  • Labyrint světa a raj srdce (" Лабиринт мира и рай сердца ") 1631
  • Brána jazyků otevřená (Ворота языков открыты) 1633
  • Orbis Pictus, 1685

Публикации

Via Lucis, 1668
  • Китинги, Великий наставник Коменского (Лондон, 1896 г.)
  • Кучера, Карел. 2014. Ян Амос Коменский. Мужчина в поисках покоя, мудрости и пословиц. Материалы седьмого междисциплинарного коллоквиума по пословицам, ноябрь 2013 г., в Тавире, Португалия, изд. Руй Дж. Б. Соареш и Оути Лаухакангас, стр. 64–73. Тавира: Типография Тавиренс.
  • Саймон Сомервилль Лори, Джон Амос Коменский (1881; шестое издание, 1898)
  • Роберт Хеберт Квик, Очерки образовательных реформаторов (Лондон, 1890)
  • Мюллер, Ein Systematiker in der Pädagogik: eine Философско-историческое исследование: инаугурационная диссертация zur Erlangung der Doctorwürde an der philophischen Fäcultat der Universität Jena (Dresden, Bleyl und Kaemmerer, 1887)
  • und Bischof (Лейпциг, 1889 г.)
  • Монро, Уилл С. Коменский и начало реформы образования (Нью-Йорк, 1900) Доступ в Интернет
  • Иоанн Амос Коменский и его труды (Прага, 1945)

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Иоанном Амосом Коменским
Викиисточник содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Иоанн Амос Коменский
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Коменским.

Последняя правка сделана 2021-05-24 12:03:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте