a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k | |||
10 | 10 | ||||||||||||
9 | 9 | ||||||||||||
8 | 8 | ||||||||||||
7 | 7 | ||||||||||||
6 | 6 | ||||||||||||
5 | 5 | ||||||||||||
4 | 4 | ||||||||||||
3 | 3 | ||||||||||||
2 | 2 | ||||||||||||
1 | 1 | ||||||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k |
a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k | |||
10 | 10 | ||||||||||||
9 | 9 | ||||||||||||
8 | 8 | ||||||||||||
7 | 7 | ||||||||||||
6 | 6 | ||||||||||||
5 | 5 | ||||||||||||
4 | 4 | ||||||||||||
3 | 3 | ||||||||||||
2 | 2 | ||||||||||||
1 | 1 | ||||||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k |
a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k | |||
10 | 10 | ||||||||||||
9 | 9 | ||||||||||||
8 | 8 | ||||||||||||
7 | 7 | ||||||||||||
6 | 6 | ||||||||||||
5 | 5 | ||||||||||||
4 | 4 | ||||||||||||
3 | 3 | ||||||||||||
2 | 2 | ||||||||||||
1 | 1 | ||||||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k |
Шахматы Тамерлана - средневековый вариант шахмат. Как и шахматы, оно происходит от шатрандж. Он был разработан в Средней Азии во время правления императора Тимура (Шахматы Тимура ), также называемого Тамерланом (1336–1405) и его изобретение также приписывается ему. Поскольку шахматы Тамерлана представляют собой более крупный вариант чатуранги, их также называют Шатрандж Камил (Perfect Chess ) или Шатрандж аль-Кабир (Большие шахматы или Великие шахматы ), в отличие от аш-шагира («Маленькие шахматы»). Хотя игра похожа на современные шахматы, она отличается тем, что существует разновидность пешки, каждая из которых продвигается по-своему.
Шахматная доска Тамерлана состоит из 110 квадратов без отметки, расположенных в виде 10 × 11 («лагерь»). Дополнительные квадраты, известные как цитадели, выступают с левой стороны в девятом ряду и с правой стороны во втором ряду, составляя в общей сложности 112 квадратов. Когда противостоящий король занимает цитадель игрока, игра объявляется ничьей. Никакая фигура, кроме короля, не может занимать цитадель.
Есть несколько способов организации открывания. Наиболее распространенным является следующий:
Боковое зеркало Блэка отражает зеркало Уайта.
Шахматы Тамерлана. Фигуры напоминают шахматные фигуры Тамерлана в Персии 14 века.Здесь также приведены англизированные версии названий фигур.
Игрок, идущий первым, определяется броском игральных костей.
Цель шахмат Тамерлана, как и в современных шахматах, состоит в том, чтобы поставить мат противостоящему шаху [королю]. В отличие от современных шахмат, ставить оппонента в тупик тоже является победой.
При достижении последней позиции на доске пешка перемещается в соответствующую фигуру. Таким образом, пешка жирафов становится жирафом и т. Д. Исключение составляют пешка королей и пешка пешек. Пешка королей становится принцем. Он движется как король. Если и принц, и король существуют одновременно на доске, одна из них должна быть взята [как обычная фигура], прежде чем другой может быть сделан чек / мат или пат, чтобы выиграть игру. (Идея разрешения нескольких королей с каждой стороны в продвижении была случайно изобретена примерно столетием раньше в Японии в игре дай сёги.)
Когда пешка достигает последней звание, он остается там и не может быть принят . Как только возникает ситуация, когда противник не может избежать потери фигуры пешке, или когда пешка может атаковать две противостоящие части одновременно [разветвленная], игрок должен переместить свою пешку в это место. Он перемещается в это место, даже если поле занято союзной или противостоящей фигурой. Фигура, занимающая квадрат, удаляется с доски. Следующим ходом пешка может взять любую атакуемую фигуру. Затем он идет вперед пешкой по доске. При втором превращении пешки она перемещается в начальную точку пешки короля. После третьего повышения он становится случайным королем, у которого есть ходы короля, за одним особым исключением, как описано в следующем разделе. Если случайный король существует на доске одновременно с принцем и / или королем, они должны быть взяты как обычная фигура до тех пор, пока не останется только одна, которая затем должна быть поставлена мат или патовая для победы.
Два дополнительных квадрата, которые выступают слева от девятого ряда и справа от второго ряда, называются цитаделями [хусун, единственное число хисн]. Если в любой момент игры игрок может переместить своего короля в цитадель своего противника, он может объявить игру вничью. Это выгодно проигравшему игроку, поскольку в шахматах с Тамерланом пат считается проигрышем. В качестве альтернативы, если у игрока есть принц или случайный король на доске, когда его шах входит в цитадель своего противника, его шах может поменяться местами с любой из этих фигур, и игра продолжается. Принц или случайный король может позже выйти из цитадели, чтобы король мог войти снова, но привилегия обмена может быть использована только один раз.
Шах [король] стоит выше князя, который стоит выше, чем придворный король. Только самый высокий ранг из трех на доске может войти в цитадель противника.
Дополнительный король имеет особую честь быть единственной фигурой на доске, которая может войти в его собственную цитадель. При входе он становится невосприимчивым, таким образом не позволяя противнику войти в цитадель и объявить ничью.
Один раз во время игры игрок может обменять чеканного короля на другую некоролевскую фигуру.. Игрок может перейти к проверке, если у него несколько королей. В шахматах Тамерлана нет рокировки и проходов. Обнажение короля противника не считается победой в шахматах Тамерлана, так как оголенный король все еще имеет шанс войти в цитадель противника. В шахматах Тамерлана нет трехкратного повторения или 50-ходовой ничьей.
Общественный шахматный клуб в Джеймстауне, штат Нью-Йорк, названный Шахматный клуб Тамерлана, посвящен этой игре, а также другим древним вариантам шахмат.