Сильная программа или сильная социология является разновидностью социологии научного знания (ССК), в частности, связанное с Дэвидом Блурами, Барри Барнс, Гарри Коллинз, Дональд А. Маккензи и Джоном Генри. Считается, что сильное влияние программы на исследования в области науки и технологий не имеет себе равных ( Latour 1999). Школа мысли, основанная в основном на Эдинбурге, показала, как существование научного сообщества, связанного верностью общей парадигме, является предпосылкой для нормальной научной деятельности.
Сильная программа - это реакция на «слабые» социологии науки, которые ограничивали применение социологии «неудачными» или «ложными» теориями, такими как френология. Неудачные теории можно было бы объяснить, цитируя предубеждения исследователей, например, скрытые политические или экономические интересы. Социология имела бы лишь незначительное отношение к успешным теориям, которые имели успех, потому что раскрыли факт природы. Сильная программа предлагала одинаково относиться как к «истинным», так и к «ложным» научным теориям. Оба они вызваны социальными факторами или условиями, такими как культурный контекст и личный интерес. Все человеческие знания, как то, что существует в человеческом познании, должны в процессе своего формирования содержать какие-то социальные компоненты.
Как сформулировал Дэвид Блур, сильная программа состоит из четырех незаменимых компонентов:
Поскольку сильная программа зародилась в «Подразделении научных исследований» Эдинбургского университета, ее иногда называют Эдинбургской школой. Однако есть также школа бани, связанная с Гарри Коллинзом, которая делает аналогичные предложения. В отличие от Эдинбургской школы, которая делает упор на исторические подходы, Школа Бат делает упор на микросоциальные исследования лабораторий и экспериментов. Тем не менее, школа в Бате отходит от строгой программы по некоторым фундаментальным вопросам. В подходе социального конструирования технологий (SCOT), разработанном учеником Коллинза Тревором Пинчем, а также голландским социологом Вибе Бийкером, сильная программа была распространена на технологии. Ученые, работающие под влиянием SSK, работают в программах исследований в области науки и технологий по всему миру.
Чтобы изучить научное знание с социологической точки зрения, сильная программа придерживается формы радикального релятивизма. Другими словами, он утверждает, что - в социальном исследовании институционализированных убеждений об «истине» - было бы неразумно использовать «истину» в качестве объяснительного ресурса. Это означало бы включить ответ как часть вопроса (Barnes, 1992), не говоря уже о полностью « вихревом » подходе к изучению истории - это подход, рассматривающий человеческую историю как неизбежный марш к истине и просвещению. Алан Сокал критиковал радикальный релятивизм как часть научных войн на том основании, что такое понимание неизбежно приведет к солипсизму и постмодернизму. Маркус Зайдель атакует главные аргументы - недоопределенность и цикличность норм - выдвигаемые сторонниками Сильной программы за их релятивизм. Сильные исследователи программ настаивают на том, что их подход был неправильно понят такой критикой и что его приверженность радикальному релятивизму носит строго методологический характер.