Святой Стефан Пермский | |
---|---|
Святой Стефан на пути в Москву | |
«Просветитель Пермский» епископ Пермский | |
Родился | 1340 Великий Устюг, Россия |
Умер | 1396 Москва, Россия |
Почитается в | Католическая Церковь Восточная Православная Церковь |
Праздник | 26 апреля |
Стефан Пермский ( русский : Стефан Пермский, также пишется Стефан, Коми : Перымса Стефан ; 1340–1396) был живописцем и миссионером четырнадцатого века, которому приписывают обращение коми в христианство и создание Пермского епископства. Стефан также создал старопермскую письменность, что делает его отцом-основателем пермской письменной традиции. Память «Пермского просветителя» или «Апостола пермяков», как его иногда называют, чествуют Католическая и Православная церкви 26 апреля.
Стефан, вероятно, был из города Устюга. По церковному преданию, его мать была коми, а отец - русским. Стефан принял монашеский постриг в Ростове, где выучил греческий язык и научился своему ремеслу переписчика. В 1376 году он совершил плавание по берегам рек Вычегда и Вымь и именно тогда занялся обращением зырян ( народов коми ). Вместо того, чтобы навязывать латынь или церковнославянский язык коренному языческому населению, как это делали все современные миссионеры, Стефан изучил их язык и традиции и разработал для них особую систему письма, создав вторую старейшую систему письма для уральского языка. Хотя уничтожение языческих идолов (например, священных берез ) вызвало гнев некоторых пермяков, митрополит всея Руси Пимен сделал его первым епископом Перми.
Влияние нового епископства и преобразование Вычегды в Перми поставило под угрозу контроль Новгорода над региональной дани. В 1385 году новгородский архиепископ Алексей (годы правления 1359–1388) послал новгородское войско, чтобы вытеснить новое учреждение, но новое епископство с помощью города Устюга смогло его победить. В 1386 году Стефан посетил Новгород, и город и его архиепископ официально признали новую ситуацию. Впоследствии дань региона стала роскошью Москвы. Эти события имели огромные последствия для будущего северной России и сформировали лишь часть более широкой тенденции, в результате которой все больше и больше финского Севера и его драгоценных шкур переходили из-под контроля Новгорода в Москву.
Историк Серж А. Зенковский писал, что святой Стефан Пермский вместе с Епифанием Мудрым, Сергием Радонежским и великим художником Андреем Рублевым символизировал «русское духовное и культурное возрождение конца четырнадцатого - начала пятнадцатого века». Действительно, жизнь Стефана заключает в себе как политическую, так и религиозную экспансию «московской» России. Фактически жизнь Стефана была отмечена в трудах вышеупомянутого Епифания, который написал панегирик святому Стефану Пермскому, текст, восхваляющий Стефана за его евангелическую деятельность и называющий его «создателем пермских писем».