Задушенный товарищ

редактировать
Конечный результат Филидора Мат: 1.Qg8 + Rxg8 2.Nf7 #

В шахматах задушенный мат - это мат, поставленный конем в котором мат король не может двигаться, потому что он окружен (или задушен) своими собственными фигурами.

Мат обычно виден в углу доски, поскольку там нужно меньше фигур, чтобы окружить короля. Наиболее распространенная форма задушенного партнера показана на диаграмме рядом. конь на f7 поставляет мат королю на h8, которому не позволяют избежать шаха ладья на g8 и пешки g7 и h7. Точно так же белые могут получить мат с белым королем на h1 и конем на f2. Аналогичные маты на a1 и a8 встречаются реже, потому что королевский фланг рокировка более распространена, чем королевская рокировка рокировка и приближает короля к углу..

Содержание
  • 1 Введение
  • 2 В дебюте
  • 3 Примеры из игр
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки

.

Введение
Тимман против Шорта, 1990
abcdefgh
8Chessboard480.svg e8 черная ладья h8 черный король черная пешка c7 d7 белая ладья белая пешка e7 черная пешка g7 h7 черная пешка c6 черная пешка a5 черная пешка черная пешка f5 белый конь g5 c4 белый ферзь g4 черный конь a3 черный ферзь белая пешка g3 белая пешка a2 белая пешка e2 белая пешка f2 div class=белый король g1 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Задушенный мат после 27.Nf7 + Kg8 28.Nh6 + Kh8 29.Qg8 + Rxg8 30.Nf7 #
abcdefgh
8Chessboard480.svg черная ладья g8 h8 черный король черная пешка c7 d7 белая ладья белая пешка e7 белый конь f7 черная пешка g7 h7 черная пешка c6 черная пешка a5 черная пешка черная пешка f5 g4 черный конь a3 черный ферзь белая пешка g3 белая пешка a2 белая пешка e2 белая пешка f2 div class=белый король g1 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Конечная позиция

Для того, чтобы задушенный мат появился в партии, обычно необходимо пожертвовать материал , чтобы заставить фигуры задушить короля - игрок вряд ли добровольно окружит своего короля фигурами таким образом, чтобы можно было задушить мат. Один из методов является особенно распространенным и включает в себя: шах, когда конь заставляет короля отойти к углу доски, затем отводит коня в сторону, чтобы выполнить двойной шах от ферзя и коня., затем жертва ферзя, чтобы поставить ладью рядом с королем, затем мат с конем.

Пример можно найти в игре Ян Тимман - Найджел Шорт на турнире Тилбург 1990 года. Игра продолжается с позиции на диаграмме 27. Nf7 + Kg8 28. Nh6 ++ Kh8 29. Qg8 + Rxg8 30. Nf7 # . (Обратите внимание, что белые заставили бы мат, даже если бы их ладья и пешка на e7 были удалены с доски, а у черных конь на f6. В этом случае 27.Nf7 + Kg8 28.Nh6 ++ Kh8 (28... Kf8 29.Qf7 #) 29.Qg8 +! Nxg8 (или 29... Rxg8) 30.Nf7 по-прежнему маты.) Эта техника настолько распространена, что имеет собственное название: Мат Филидора или Наследие Филидора (после François-André Danican Филидор ). Однако это что-то вроде неправильного употребления, поскольку это ранее описано в тексте Луиса Рамиреса Лусены о шахматах, Repetición de Amores e Arte de Axedrez 1497 года, который предшествует Филидору на несколько сотен лет.

В дебюте
abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 черная ладья черный слон c8 черный король e8 h8 черная ладья a7 черная пешка черная пешка b7 черная пешка c7 черная пешка d7 e7 черный ферзь черная пешка f7 черная пешка g7 h7 черная пешка c6 черный конь белая пешка b4 белая пешка c4 f4 белый слон d3 черный конь f3 белый конь белая пешка b2 d2 белый конь белая пешка e2 белая пешка f2 g2 белая пешка div class=a1 белая ладья d1 белый ферзь e1 белый король белый слон f1 h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Будапештский мат

Иногда задушенный мат может быть возможен в дебюте игры. Один из самых известных и наиболее часто встречающихся - это Будапештский гамбит. Возникает после 1. d4 Nf6 2. c4 e5 3. dxe5 Ng4 4. Bf4 Nc6 5. Nf3 Bb4 + 6. Nbd2 Qe7 7. a3 Ngxe5 8. axb4 ?? Nd3 # (конечная позиция слева). Обратите внимание, что коня взять нельзя, потому что пешка на е2 прижата к белому королю черным ферзем на е7.

abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 черная ладья черный слон c8 черный король e8 f8 черный слон g8 черный конь h8 черная ладья a7 черная пешка черная пешка b7 черная пешка c7 черная пешка d7 белый конь f7 черная пешка g7 h7 черная пешка e4 черный ферзь черный конь f3 белая пешка a2 белая пешка b2 белая пешка c2 белая пешка d2 e2 белый слон белая пешка f2 div class=a1 белая ладья белый конь b1 белый слон c1 d1 белый ферзь e1 белый король f1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
помощник Блэкберна Шиллинга

Другой известный пример - так называемый «Гамбит Блэкберна Шиллинга » (названный в честь английского игрока 19 века Джозефа Генри Блэкберна, предположительно потому, что он использовал чтобы выиграть шиллингов у любителей). Идет: 1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4 Nd4 ?! 4. Nxe5 !? Qg5! 5. Nxf7 ?? Qxg2 6. Rf1 Qxe4 + 7. Be2 Nf3 # (финальная позиция справа). Также есть хорошо известная ловушка в Защите Каро – Канна : 1. e4 c6 2. d4 d5 3. Nc3 dxe4 4. Nxe4 Nd7 5. Qe2 !? Кgf6 ?? 6. Кd6 # . Эта ловушка унесла множество жертв, возможно, самым ранним зарегистрированным примером является Алехин –Четыре любителя, одновременная выставка, Пальма-де-Майорка 1935.

Примеры из игр
Ласкер против Горовица, 1946
abcdefgh
8Chessboard480.svg a8 черная ладья черный слон c8 f8 черная ладья g8 черный король a7 черная пешка черная пешка b7 черная пешка f7 черная пешка g7 h7 черная пешка f6 черный конь e5 черный ферзь белая пешка c4 d3 черный конь белая пешка a2 белая пешка b2 d2 белый конь e2 белый конь белая пешка f2 g2 белая пешка div class=a1 белая ладья d1 белый ферзь e1 белый король белый слон f1 h1 белая ладья 8
77
66
55
44
33
22
11
abcdefgh
Конечная позиция

Примером подобного задушенного товарища на уровне мастер является игра Эдвард Ласкер - Исраэль Горовиц, Нью-Йорк 1946, который пошел: 1. d4 Nf6 2. Nf3 d5 3. e3 c5 4. c4 cxd4 5. Nxd4 e5 6. Nf3 Nc6 7. Nc3 d4 8. exd4 exd4 9. Nb5 Bb4 + 10. Bd2 0-0 11. Bxb4 Nxb4 12. Nbxd4 Qa5 13. Nd2 Qe5 + 14. Ne2 Nd3 # .

Другой пример - партия Унзикер - Сарапу, Зиген Олимпиада 1970 : 1. e4 c5 2. Nf3 Nf6 3. e5 Nd5 4. Nc3 e6 5. Nxd5 exd5 6. d4 Nc6 7. dxc5 Bxc5 8. Qxd5 Qb6 9. Bc4 Bxf2 + 10. Ke2 0-0 11. Rf1 Bc5 12. Ng5 Nd4 + 13. Kd1 Ne6 14. Ne4 d6 15. exd6 Bxd6 ?? 16. Nxd6 Rd8 17. Bf4! Кxf4? 18. Qxf7 + Kh8 19. Qg8 +! Сарапу сдался в свете 19... Rxg8 20.Nf7 #.

См. Также
Ссылки

Библиография

Последняя правка сделана 2021-06-08 07:00:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте