В шахматах задушенный мат - это мат, поставленный конем в котором мат король не может двигаться, потому что он окружен (или задушен) своими собственными фигурами.
Мат обычно виден в углу доски, поскольку там нужно меньше фигур, чтобы окружить короля. Наиболее распространенная форма задушенного партнера показана на диаграмме рядом. конь на f7 поставляет мат королю на h8, которому не позволяют избежать шаха ладья на g8 и пешки g7 и h7. Точно так же белые могут получить мат с белым королем на h1 и конем на f2. Аналогичные маты на a1 и a8 встречаются реже, потому что королевский фланг рокировка более распространена, чем королевская рокировка рокировка и приближает короля к углу..
.
|
|
Для того, чтобы задушенный мат появился в партии, обычно необходимо пожертвовать материал , чтобы заставить фигуры задушить короля - игрок вряд ли добровольно окружит своего короля фигурами таким образом, чтобы можно было задушить мат. Один из методов является особенно распространенным и включает в себя: шах, когда конь заставляет короля отойти к углу доски, затем отводит коня в сторону, чтобы выполнить двойной шах от ферзя и коня., затем жертва ферзя, чтобы поставить ладью рядом с королем, затем мат с конем.
Пример можно найти в игре Ян Тимман - Найджел Шорт на турнире Тилбург 1990 года. Игра продолжается с позиции на диаграмме 27. Nf7 + Kg8 28. Nh6 ++ Kh8 29. Qg8 + Rxg8 30. Nf7 # . (Обратите внимание, что белые заставили бы мат, даже если бы их ладья и пешка на e7 были удалены с доски, а у черных конь на f6. В этом случае 27.Nf7 + Kg8 28.Nh6 ++ Kh8 (28... Kf8 29.Qf7 #) 29.Qg8 +! Nxg8 (или 29... Rxg8) 30.Nf7 по-прежнему маты.) Эта техника настолько распространена, что имеет собственное название: Мат Филидора или Наследие Филидора (после François-André Danican Филидор ). Однако это что-то вроде неправильного употребления, поскольку это ранее описано в тексте Луиса Рамиреса Лусены о шахматах, Repetición de Amores e Arte de Axedrez 1497 года, который предшествует Филидору на несколько сотен лет.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Иногда задушенный мат может быть возможен в дебюте игры. Один из самых известных и наиболее часто встречающихся - это Будапештский гамбит. Возникает после 1. d4 Nf6 2. c4 e5 3. dxe5 Ng4 4. Bf4 Nc6 5. Nf3 Bb4 + 6. Nbd2 Qe7 7. a3 Ngxe5 8. axb4 ?? Nd3 # (конечная позиция слева). Обратите внимание, что коня взять нельзя, потому что пешка на е2 прижата к белому королю черным ферзем на е7.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Другой известный пример - так называемый «Гамбит Блэкберна Шиллинга » (названный в честь английского игрока 19 века Джозефа Генри Блэкберна, предположительно потому, что он использовал чтобы выиграть шиллингов у любителей). Идет: 1. e4 e5 2. Nf3 Nc6 3. Bc4 Nd4 ?! 4. Nxe5 !? Qg5! 5. Nxf7 ?? Qxg2 6. Rf1 Qxe4 + 7. Be2 Nf3 # (финальная позиция справа). Также есть хорошо известная ловушка в Защите Каро – Канна : 1. e4 c6 2. d4 d5 3. Nc3 dxe4 4. Nxe4 Nd7 5. Qe2 !? Кgf6 ?? 6. Кd6 # . Эта ловушка унесла множество жертв, возможно, самым ранним зарегистрированным примером является Алехин –Четыре любителя, одновременная выставка, Пальма-де-Майорка 1935.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
8 | 8 | ||||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
Примером подобного задушенного товарища на уровне мастер является игра Эдвард Ласкер - Исраэль Горовиц, Нью-Йорк 1946, который пошел: 1. d4 Nf6 2. Nf3 d5 3. e3 c5 4. c4 cxd4 5. Nxd4 e5 6. Nf3 Nc6 7. Nc3 d4 8. exd4 exd4 9. Nb5 Bb4 + 10. Bd2 0-0 11. Bxb4 Nxb4 12. Nbxd4 Qa5 13. Nd2 Qe5 + 14. Ne2 Nd3 # .
Другой пример - партия Унзикер - Сарапу, Зиген Олимпиада 1970 : 1. e4 c5 2. Nf3 Nf6 3. e5 Nd5 4. Nc3 e6 5. Nxd5 exd5 6. d4 Nc6 7. dxc5 Bxc5 8. Qxd5 Qb6 9. Bc4 Bxf2 + 10. Ke2 0-0 11. Rf1 Bc5 12. Ng5 Nd4 + 13. Kd1 Ne6 14. Ne4 d6 15. exd6 Bxd6 ?? 16. Nxd6 Rd8 17. Bf4! Кxf4? 18. Qxf7 + Kh8 19. Qg8 +! Сарапу сдался в свете 19... Rxg8 20.Nf7 #.
Библиография