Sinfonia Sacra - третья симфония польского композитора Анджея Пануфника. Он был написан в 1963 году в ознаменование тысячелетия христианства и государственности Польши в 1966 году. Пануфник задумал произведение как выражение своих религиозных и патриотических чувств. Он основал симфонию на первом известном гимне на польском языке, Bogurodzica plainchant.
Мировую премьеру он получил в Монте-Карло в 1964 году в исполнении Оркестр Оперы Монте-Карло под управлением Луи Фремо.
Симфония состоит из двух частей: «Три видения» и «Гимн». Обе части основаны на Богуродзице. Этот григорианский равнина пелся на полях сражений польскими рыцарями и в церкви как молитва Богородице. Таким образом, Видения и Гимн представляют атмосферу поля битвы и молитвы соответственно. Пануфник считал, что элементы поля битвы и молитвы были двумя доминирующими силами в трагической истории Польши.
Первая часть симфонии состоит из трех сильно контрастирующих частей, или «Видений». Все они основаны на первых трех интервалах Богуродзицы (D-C-F-E). Видение I (Маэстозо) основано на совершенной четверти (C-F). Он открывается фанфарами, играемыми четырьмя трубами, разделенными на четыре точки компаса оркестра. Vision II (Ларгетто) - тихая элегическая секция для струнных, основанная на мажорной секунде (D-C). Видение III (Allegro assai - Агитато) начинается с раздела для перкуссии соло и основано на минорной секунде (F-E). Остальной оркестр присоединяется к исполнению взволнованного и драматичного tutti, которое резко заканчивается тишиной.
Вторая часть - это «Гимн» (Andante sostenuto - Maestoso). Он начинается пианиссимо с гармоник струнных. Постепенное крещендо нарастает до тех пор, пока семь нот Богуродзицы не будут указаны по порядку впервые в произведении. В этот момент четыре антифонных трубы возвращаются с открывающей фанфарой из Vision I. Сочетание героических труб и темы религиозного гимна завершает работу драматически.
Симфония длится около 22 минут.
Sinfonia Sacra - одно из самых доступных и популярных произведений Пануфника. Он получил раннее признание критиков во многих странах мира. Пьеса привлекла внимание многих уважаемых дирижеров, в том числе Георг Шолти, Ганс Шмидт-Иссерштедт и Тадааки Отака.
Леопольд Стокски представил американскую премьеру работа в 1965 году с Рочестерским филармоническим оркестром. Британская премьера состоялась в Лондоне в 1968 году с Борнмутским симфоническим оркестром под управлением Константина Сильвестри.
. Он не имел успеха у критиков в коммунистической Польше. После его выступления в Варшаве в 1978 году польские критики заявили, что произведение было неконкурентным. Некоторые использовали термин «bogoojczyźniana» (Бог-jingomania) для его описания.
EMI записали Sinfonia Sacra в 1967 году, когда Пануфник дирижировал Оркестром Оперы Монте-Карло. Elektra Nonsuch выпустила еще одну запись своей работы в 1990 году, когда Пануфник руководил оркестром Концертгебау (7559-79228-2ZK).
Среди других записей:
Болеславская, Б., Жизнь и творчество Анджея Пануфника (1914-1991) пер. Р. Рейснер (Фарнхэм: Ашгейт, 2015)
Конвей, П., «Симфонии Анджея Пануфника: обзор компакт-дисков», Tempo 61 (2007), стр. 74-76
Холл, B, 'Анджей Пануфник и его Sinfonia Sacra', Tempo No. 71 (Зима 1964-65), стр. 14-22
Пануфник, A., Sinfonia Sacra (Симфония №3) заметки композитора (Boosey and Hawkes, 1963)