Сибирский юпик с клыками моржа, фото автора Набогатова | |
Общая численность населения | |
---|---|
2,828 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Чукотка на Дальнем Востоке, С. Остров Лоуренса на Аляске | |
Россия | 1,728 |
США | 1,100 |
Языки | |
сибирский юпик, русский, Английский | |
Родственные этнические группы | |
Алутик, Юпик на Центральной Аляске |
сибирские юпики, или юиты (русский : Юиты), - эскимосский юпик народ, проживающий на побережье Чукотский полуостров на дальнем северо-востоке Российской Федерации и на С. Остров Лоуренса в Аляске. Они говорят на среднесибирском юпике (также известном как юит), юпикском языке из эскимосско-алеутской семьи языков.
Они также известны как сибирские или инуиты (русские : эскимосы). Имя Юит (юит, множественное число: юиты) было официально присвоено им в 1931 году, в непродолжительное время кампании поддержки коренных культур в Советском Союзе. Их самоназвание Юпигыт (йупигыт), что означает «истинные люди».
Сиреникские эскимосы также живут в этой области, но их вымерший язык, эскимосский сиреник, демонстрирует много особенностей среди эскимосских языков и является взаимно непонятным с соседними сибирскими юпикскими языками..
.
Сибирские юпики на Санкт-Петербург Остров Лоуренса живут в деревнях Савунга и Гамбелл и широко известны своей искусной резьбой из моржовой кости и китовой кости, а также усатых гренландских китов. Сюда даже входят некоторые «движущиеся скульптуры» со сложными шкивами, оживляющими сцены, такие как охота на моржа или традиционные танцы.
Зимнее здание эскимосов Чаплино (Унгазигмиит) было круглым куполообразным зданием. В литературе его называют ярангой, этим же словом обозначают подобное сооружение у чукчей. На языке чаплинских эскимосов его имя было / məŋtˈtəʁaq /. Внутри, в задней части, была небольшая каюта, / aːɣra /, используемая для сна и проживания. Она была отделена от внешней, более прохладной части яранги шерстью оленей и травой, поддерживаемой каркасом, похожим на клетку. Но хозяйственные работы велись в помещении яранги перед этим внутренним строением, а также там хранилось много домашней утвари. В зимние бури, а также ночью собаки были там. Это помещение в хозяйственных целях называлось /naˈtək/.
Среди эскимосов Чаплино были и другие типы построек: / aːwχtaq / был модернизированным, а / pəˈɬʲuk / использовался для лета.
Во многих эскимосских культурах были люди, работавшие в качестве посредников (среди прочего, между людьми и существами системы верований) - обычно называемые «шаманы "в литературе. Поскольку эскимосские культуры были далеки от однородности (хотя и имели некоторое сходство), то и шаманизм среди эскимосских народов имел множество вариантов.
У сибирских юпиков тоже были шаманы. По сравнению с вариантами, обнаруженными среди эскимосских групп Америки, шаманизм среди сибирских юпиков больше подчеркивал важность поддержания хороших отношений с морскими животными. У унгазигмиитского народа (самый крупный из сибирских вариантов юпиков) были / aˈliɣnalʁi / s, которые получали подарки за шаманство, исцеление. У этого платежа было особое название / aˈkiliːɕaq / - на их языке было много слов для обозначения различных видов подарков и платежей, и это было одним из них. (Многие виды подарков и слова, их обозначающие, были связаны с культурой: праздники, брак и т. Д.; или содержали такие тонкие различия, как «вещь, подаренная тому, у кого ее нет», «вещь, которую дарили, но не просили», «вещь, отданная кому-либо как кому-либо другому», «вещь, отданная в обмен» и т. д.).
Люди Эван (племя, жившее на Дальнем Востоке России) считали, что дух оспы Можно было увидеть русскую женщину с рыжими волосами. Местный шаман встречал мигрирующих оленеводов (которые иногда приносили с собой болезнь). Если шаман видел в караване дух болезни, несколько шаманов работали вместе, чтобы побороть его с помощью сеанса. Другие члены племени помогали с этим ритуалом.
Традиция гласит, что дух оспы превратился из женщины в красного быка, когда на нее напали. Дух оспы должен был быть очень сильным, и если ритуал шамана не удался, все местные жители умрут. Дух оставит только двух человек, чтобы похоронить всех остальных. Но если ритуал сработал, дух был бы вынужден уйти.
Как и в некоторых других культурах первых народов, наименование новорожденного у сибирских юпиков означало, что умерший пострадал, считалось некое возрождение. Еще до рождения ребенка проводились тщательные расследования: анализировались сны, события. После рождения физические характеристики ребенка сравнивали с характеристиками умершего человека. Имя было важным: если ребенок умирал, считалось, что он / она дал «неправильное» имя. В случае болезни надеялись, что добавление дополнительных имен может привести к исцелению.
Амулеты могли проявляться во многих формах и могли защитить человека, носящего их, или всю семью, а также были охотничьи амулеты. Некоторые примеры:
косатка, волк, ворон, паук, кит были почитаемыми животными. Это также демонстрируют примеры фольклора (например, сказки). Например, паук спасает жизнь девушке. мотив паука как доброжелательного персонажа, спасающего людей от опасности своей паутиной, поднимающего их в небеса в опасности, присутствует также во многих сказках эскимосов-сиреников (как уже упоминалось, их точная классификация внутри эскимосов). народов еще не расселено).
Считалось, что добыча морской охоты может вернуться в море и снова стать полноценным животным. Поэтому кости не ломали, а только порезали по суставам.
В сказках и поверьях этого народа волк и orca считаются идентичными: orca может стать волком или наоборот. Зимой они появляются в виде волка, летом - в виде косатки. Считалось, что орка помогает людям в охоте на море - таким образом, лодка представляла собой изображение этого животного, а деревянное изображение косатки висело также на поясе охотника. Также косаткам можно было приносить небольшие жертвы : за них в море бросали табак, потому что считалось, что они помогают морскому охотнику загонять моржей. Считалось, что косатка помогала охотникам, даже если она была в обличье волка: считалось, что этот волк заставляет оленей позволить охотникам быть убитыми.
Считается, что во время охоты только те люди, которые были отобраны духом моря, могли убить кита. Охотник должен радовать убитого кита: обращаться с ним как с гостем. Точно так же, как вежливый хозяин не оставляет в покое недавно прибывшего дорогого гостя, точно так же и убитый кит не должен оставаться в покое хозяину (то есть охотнику, который его убил). Как гость, он не должен обижаться или грустить. Это должно быть развлечено (например, барабанной музыкой, хорошей едой). При следующей миграции китов (киты мигрируют дважды в год, весной на север и осенью обратно) ранее убитого кита отправляют обратно в море в ходе прощального ритуала. Если убитый кит был доволен (во время пребывания в гостях в течение полугода), то можно надеяться, что он вернется и позже: значит, и будущая охота на китов будет успешной.
В сказке небо кажется изгибающимся сводом. Небесные тела образуют в нем дыры: за этим сводом особенно светлое пространство.
маска из Musée du Quai Branly (Paris )
маска для церемоний, Musée du Quai Branly
маска юпика из коллекции Якобсена, 1883 год, в этнологическом музее Берлина
маска юпика из коллекции Якобсена, 1883 год, в этнологическом музее Берлина
ага ik маска из коллекции Якобсена, 1883 год, в этнологическом музее Берлина
.
На Викискладе есть материалы, связанные с Юпиком. |