Шэньчжоу (космический корабль)

редактировать
Космический корабль из Китая, на основе космического корабля «Союз»

Шэньчжоу
Сообщение S-7 Shenzhou spacecraft.png Схема космического корабля после Шэньчжоу-7
Страна происхожденияКитай
ОператорCNSA
ПриложенияКосмический полет с экипажем
Технические характеристики
Расчетный срок службы20 дней
Стартовая масса7840 кг
Размеры9,25 x 2,8 м
Объем14,00 м
РежимНизкая Земля
Размеры
Производство
СтатусВ эксплуатации
Построен11
Запущен11
В рабочем состоянии0
Списан11
Неудачный0
Первый запускШэньчжоу 1, 1999
Последний запускШэньчжоу 11, 2016
Связанный космический корабль
Получено изСоюз
Шэньчжоу
Китайский 神舟
Упрощенный китайский 神舟
Буквальное значениеБожественный сосуд / Ремесло

Шэньчжоу ( ; китайский : 神舟; контактный yin : Shénzhu) - это космический корабль, разработанный и эксплуатируемый Китаем с использованием технологии Союз для поддержки своей программы пилотируемых космических полетов. Название по-разному переводится как Божественный сосуд, Божественный корабль или Божественный корабль. По конструкции он напоминает российский космический корабль Союз, но имеет большие размеры. Первый запуск состоялся 19 ноября 1999 года, а первый запуск с экипажем - 15 октября 2003 года. В марте 2005 года астероид был назван 8256 Shenzhou в честь космического корабля.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Дизайн
    • 2.1 Орбитальный модуль
    • 2.2 Модуль возврата
    • 2.3 Сервисный модуль
    • 2.4 Сравнение с Союзом
  • 3 В массовой культуре
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
История

Первые попытки Китая по полету человека в космос начались в 1968 году с предполагаемой датой запуска 1973 год. Хотя Китай успешно запустил беспилотный спутник в 1970 году, его программа пилотируемых космических кораблей была отменена в 1980 году из-за нехватки средств.

Китайская программа пилотируемых космических кораблей была перезапущена в 1992 году с проектом 921. Космический корабль Phase One следовала генеральной схеме российского корабля "Союз" с тремя модулями, которые могли разделяться для входа в атмосферу. В 1995 году Китай подписал с Россией соглашение о передаче космических кораблей "Союз", включая системы жизнеобеспечения и стыковки. Затем космический корабль Phase One был модифицирован по новой российской технологии. Генеральным проектировщиком от Шэньчжоу-1 до Шэньчжоу-5 был Ци Фарен (戚 发轫, 26 апреля 1933 г.), а начиная с Шэньчжоу-6, генеральный проект был передан Чжан Байнаню (张柏楠, 23 июня 1962 г.)

Первый полет космического корабля без экипажа был запущен 19 ноября 1999 г., после чего Проект 921/1 был переименован в Шэньчжоу, имя, которое, как сообщается, выбрал Цзян Цзэминь. Выполнена серия из трех дополнительных рейсов без экипажа. Первый запуск с экипажем состоялся 15 октября 2003 г. с миссией Шэньчжоу 5. С тех пор космический корабль стал опорой китайской пилотируемой космической программы и используется для миссий с экипажем и без экипажа.

Конструкция

Шэньчжоу состоит из трех модулей: передний орбитальный модуль (轨道舱), модуль повторного входа (返回 舱) в середине и кормовой модуль обслуживания (推进舱). Это разделение основано на принципе минимизации количества материала, возвращаемого на Землю. Все, что размещается в орбитальных или служебных модулях, не требует тепловой защиты, что увеличивает доступное пространство в космическом корабле без увеличения веса, как если бы эти модули также могли выдерживать повторный вход.

Полные данные космического корабля
Общая масса: 7840 кг
Длина: 9,25 м
Диаметр: 2,80 м
Размах: 17,00 м

Орбитальный модуль

Орбитальный модуль Шэньчжоу до S8

Орбитальный модуль (轨道舱) содержит пространство для экспериментов, обслуживаемое экипажем или управляемое экипажем оборудование, а также обитание на орбите. Без стыковочных систем, Шэньчжоу 1–6 несли на своих орбитальных модулях различные виды полезной нагрузки для научных экспериментов.

Вплоть до Шэньчжоу 8 орбитальный модуль Шэньчжоу был оборудован собственной двигательной установкой, солнечной энергией и управлением системы, обеспечивающие автономный полет. Шэньчжоу может оставить орбитальный модуль на орбите для повторной стыковки с более поздним космическим кораблем, чего у Союза нет, поскольку единственный люк между орбитальным и возвращаемым модулями является частью возвращаемого модуля, а орбитальный модуль разгерметизирован. после разлуки. Для будущих миссий орбитальный модуль (ы) также может быть оставлен на планируемой китайской космической станции проекта 921/2 космической станции в качестве дополнительных модулей станции.

В запущенных испытательных полетах без экипажа орбитальный модуль каждого Шэньчжоу оставался функционирующим на орбите в течение нескольких дней после возвращения модулей входа, а орбитальный модуль Шэньчжоу 5 продолжал работать в течение шести месяцев после запуска.

Данные орбитального модуля
Расчетный срок службы: 200 дней
Длина: 2,80 м (9,10 фута)
Базовый диаметр: 2,25 м (7,38 фута)
Максимальный диаметр: 2,25 м (7,38 фута)
Размах: 10,40 м (34,10 фута)
Жилой объем: 8,00 м³
Масса: 1500 кг (3300 фунтов)
RCS Coarse No x Thrust: 16 x 5 N
RCS Пропелленты: Гидразин
Электрическая система: солнечные панели, 12,24 м²
Электрическая система: 0,50 средняя кВт
Электрическая система: 1,20 кВт

Модуль возврата

Модуль входа (返回 舱) расположен в средней части космического корабля и содержит сиденья для Команда. Это единственная часть Шэньчжоу, которая возвращается на поверхность Земли. Его форма представляет собой компромисс между максимальным увеличением жилого пространства и возможностью некоторого аэродинамического контроля при входе.

Данные модуля возврата
Численность экипажа: 3
Расчетный срок службы: 20 дней
Длина: 2,50 м (8,20 фута)
Базовый диаметр: 2,52 м (8,26 фута)
Максимальный диаметр: 2,52 м (8,26 фута)
Жилой объем: 6,00 м³
Масса: 3240 кг (7 140 фунтов)
Масса теплозащитного экрана: 450 кг (990 фунтов)
Отношение подъемной силы к аэродинамическому сопротивлению (гиперзвуковое): 0,30
RCS Coarse No x Thrust: 8 x 150 N
Горючее RCS: гидразин

Сервисный модуль

Кормовой сервисный модуль (推进舱) содержит средства жизнеобеспечения и другое оборудование, необходимое для функционирования Шэньчжоу. Две пары солнечных панелей, одна пара на сервисном модуле, а другая пара на орбитальном модуле, имеют общую площадь более 40 м (430 футов²), что указывает на среднюю электрическую мощность более 1,5 кВт (Союз имеет 1,0 кВт).

Данные сервисного модуля
Расчетный срок службы: 20 дней
Длина: 2,94 м (9,65 фута)
Базовый диаметр: 2,50 м (8,20 фута)
Максимальный диаметр: 2,80 м (9,10 фута)
Размах: 17,00 м (55,00 футов)
Масса: 3000 кг (6600 фунтов)
RCS Coarse No x Thrust : 8 x 150 Н
RCS Fine No x Thrust: 16 x 5 N
RCS Топливо: N2O4 / MMH, унифицированная система с главным двигателем
Главный двигатель: 4 x 2500 Н
Тяга главного двигателя: 10.000 кН (2248 фунтов силы)
Топливо главного двигателя: N2O4 / MMH
Топливо главного двигателя: 1000 кг (2200 фунтов)
Испытание главного двигателя: 290 секунд
Электрическая система: солнечные панели, 24,48 + 12,24 м², всего 36,72 м²
Электрическая система: в среднем 1,50 кВт
Электрическая система: 2,40 кВт

Сравнение с Союзом

Хотя космический корабль Шэньчжоу имеет ту же компоновку, что и российский космический корабль Союз, он значительно больше, чем Союз. Там достаточно места, чтобы нести надувной плот в случае посадки на воду, а космонавты Союза должны прыгать в воду и плавать. Командир сидит в центре на обоих кораблях. Однако второй пилот сидит на левом сиденье в Шэньчжоу и на правом сиденье в Союзе.

В популярной культуре
  • Шэньчжоу был заметно показан в фильме Гравитация и использовался главный герой, специалист миссии STS-157 доктор Райан Стоун, чтобы благополучно вернуться домой после разрушения своего космического корабля.
  • В Star Trek: Discovery звездолет класса Walker USS Shenzhou назван в честь этого космического корабля.
См. Также
  • Портал космических полетов
  • флаг Китайский портал
Ссылки
Дополнительная литература
На Викискладе есть материалы, связанные с Шэньчжоу.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-08 04:50:42
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте