Координаты : 42 ° 19'N 19 ° 47'E / 42,317 ° N 19,783 ° E / 42,317; 19.783
Шала - историческое племя и регион северной Албании в долине реки Шала, в Дукаджинском нагорье.. Впервые он был упомянут в 1634 году, и устные традиции и археология подтверждают, что их предки иммигрировали в долину. В конце 19 века племя было католиком и имело ок. 3000 участников. Сегодня потомки широко распространены в Косово.
Согласно Роберту Элси, их название происходит от албанского слова шалэс (инэ), что означает «бесплодная земля». Название Шала впервые было записано в итальянском в 1634 году как «Sciala». В албанских легендах говорится, что у шала общий предок с шоши и мирдитой (от трех братьев, у одного из которых было седло (албанский : шале), у второго было сито (албанский : shoshë), а у третьего, который ничего не желал своим братьям хорошего дня (албанский : mirëdita).
Область племен расположена в северной Албании, в долине реки Шала, к северу от Дрина и к югу от Theth, в высокогорье Дукагджин.
племя шала делится либо на четыре байрака : Тет, Пекадж, Лотхадж и Лекадж, либо на три байрака: Шала, Гемадж и Тет, последние два считаются племенами в свое право.
С последнего десятилетия 17 века регион Косово и северо-западная Македония заселялись семьями, принадлежащими к албанским племенам. Наиболее интенсивная фаза миграции пришлась на середину 18 века. до 1840-х годов. Это привело к разделение многих племен, включая шала.
Shala e BajgorësСегодня в Косово шала сосредоточена в основном вокруг Vučitrn, Mitrovica и Трепча в холмистой местности, известной как Шала-э-Байгорес, где Байгора является самым крупным из 37 поселений. Они делятся на четыре клана, или vllazni (братьев): Gima, Peci, Maleti (связанные с Lotaj в собственно Албании) и Lopçi. Есть также большое количество Шала в Иснике, Ллука-э-Эпэрме и Стреллч в Улете около Декана, в Клине и Дренице.
Легендарным предком Шала был Зог Дити, в то время как его братья Марк Дити были родом из Шоши, а Мир Дити - из Мирдита. Есть и другие основополагающие традиции. Результаты исторических и археологических исследований подтверждают утверждение устных историй о том, что предки Шала пришли в долину несколько веков назад. Некоторые источники указывают, что предки Шала пришли в Албанию из области Кучи (современный Черногория ), поэтому они считаются родственниками Кучи. Племя шала находилось в конфликте с племенем гаши до тех пор, пока в августе 1879 года они не заключили мир по приказу султана. Русский ученый И.В. Иванова (1922–2006) проводила исследования на севере Албании в 1956–58 и записывала от местных жителей, что, когда шала заселила долину Шала, они встретили коренного «маврики» из Пукинских гор в 15-м веке. XVII век, в конечном итоге происходящий из горы Паштрик около Призрена (в Косово) в конце XIV века. Религия племени была католической, в то время как в конце 19 века племя насчитывало около 3000 членов.
В поздний османский период племя шала было исключительно католическим, и это было знаменитое албанское племя. Племя Шала утверждало, что у него четыре байрактара (вождя). Для шала процесс кровной вины из-за кровной мести был ограничен мужчинами из семьи, считавшейся честной добычей.
После младотурецкой революции (1908) и последующее восстановление османской конституции, племя шала сделало беса (обещание) поддержать документ и остановить кровную месть с другими племенами до 6 ноября..
В 1910 году вместе с некоторыми другими албанскими племенами шала присоединилась к албанскому восстанию 1910 года и борьбе между ними против османских войск Шевкета Тургут-паши попытки достичь Шкодера были жестокими.
Во время албанского восстания 1911 года 23 июня албанские племена и другие революционеры собрались в Черногории и составили меморандум Грече требуя социально-политических и языковых прав албанцев, причем двое из подписавших были из Шала. В ходе более поздних переговоров с османами жителям племен была объявлена амнистия с обещанием правительства построить от одной до двух начальных школ в нахие Шалы и выплачивать заработную плату закрепленным за ними учителям
.В 1913 году племя шала присоединилось к черногорским силам во время осады Скутари. Когда черногорские силы начали разоружать их после захвата города, племя шала восстало.
В 1918 году австро-венгерская перепись зафиксировала 431 дом и 2512 жителей, населявших поселения и окрестности Абата, Лекая, Лотая, Ненмаврика., Никай, Пекадж и Тет.
В 1926 году племя шала и шоши снова восстали, но это восстание было подавлено жандармами во главе с Мухарремом Баджрактари и бойцами из Дибры и Мат. После Второй мировой войны коммунисты вынудили националистические силы Албании отступить в Шалу, которую они контролировали на протяжении 1945 и 1946 годов.
Члены племени Шала были очень искусны в орошении. Бранислав Нушич записал, что Шала было беднейшим племенем Албании, за небольшим исключением - около 400 человек. семьи, которые жили в деревне Истинич, недалеко от Дечана.
Покровитель Шалы - Святой Иоанн Богослов, праздник которого отмечался 27 декабря.
Религия племени была католической, в то время как в конце 19 века племя насчитывало около 3000 человек. Потомки этого племени в Косово сегодня - мусульмане.
Человек из Шалы.
Старый Лахута игрок в Шале.