Полиптих Сан-Грегорио | |
---|---|
Художник | Антонелло да Мессина |
Год | 1473 |
Средний | Темпера на дереве |
Размеры | 194 см × 202 см (76 дюймов × 80 дюймов) |
Местоположение | Региональный музей, Мессина |
Полиптих Сан Грегорио - полиптих картина итальянского мастера эпохи Возрождения Антонелло да Мессина, выполненная в 1473 г. и размещен в Региональном музее Мессины, южная Италия.
Полиптих подписан в картуше, видимом на ступеньке центральной панели. Он был заказан для монастыря, пристроенного к церкви Санта-Мария-экстра-Моения в Мессине, также называемой Сан-Грегорио, откуда и произошло его современное название. Панели изначально были соединены резной рамой в стиле неоготики, которая, вероятно, была снята еще с 16 века.
Деталь святого Бенедикта.Работа в плохом состоянии. Одна из панелей была удалена в 16 веке или позже, а в 1842 году была проведена коренная реставрация того, что осталось. В 1908 году бывший монастырь, где произведение было разрушено в результате землетрясения в Мессине 1908 года, в результате чего его произведения искусства подверглись воздействию дождя, который выпал в последующие дни. В этом случае большая часть мантии Мадонны и святого Григория была потеряна.
Восстановительные вмешательства начались в 1912 году под руководством Луиджи Кавенаги. Это касалось, в частности, боковых панелей, включая реставрацию утраченных частей по существующим фотографиям (например, одной из рук Святого Григория). Новая реставрация была проведена в 1940-1942 гг. В Istituto Centrale del Restauro в Риме, а в 1981 г. была проведена еще одна реставрация (панно "Ангел Благовещения"). В 2005-2006 гг. Проводилась полная проверка полиптиха, когда он выставлялся на выставке. Квиринальский дворец. Были восстановлены некоторые детали, которые позже были перекрашены и реставрированы: они включают оригинальный декор с растительными мотивами мантии Марии (первоначально завершенный позолоченным орнаментом, теперь утраченный).
Центральная панель Мадонны Розария на троне.Сохранились пять оригинальных панелей полиптиха на двух уровнях. На нижнем уровне в центре изображена Мадонна Розария на троне в окружении Св. Григорий Великий слева и св. Бенедикт справа. Верхний уровень изображает Ангела Благовещения и Благовещения, в то время как центральная панель, возможно, Мертвый Христос, поддерживаемый ангелами, или Снятие с Креста, потеряна.
Общая схема полиптиха достаточно традиционна, например, наличие позолоченного фона. Тем не менее, есть ряд более современных деталей, которые демонстрируют внимание Антонелло к новинкам, которые он видел или узнал от остальной Италии. К ним относятся пространственное объединение панелей (как в ступенях у основания трона, которые продолжаются до боковых панелей), использование tempera grassa, производное от нидерландского и Каталонские художники, работающие в Неаполитанском королевстве, а также психологическая характеристика персонажей.
Полиптих, вероятно, располагался на боковой стене, о чем свидетельствует угол обзора, который справа, и гобелен за троном, который находится не в центре. Вместо этого верхний уровень оптимизирован для просмотра снизу. Есть также детали trompe-l'oeil, такие как ступни святых, которые явно выступают из края ступени, вдохновленные пространственными новшествами северных итальянских художников, таких как Андреа Мантенья. Также типичным для североевропейского искусства было внимание к мелким деталям, включая жемчуг в митре Бенедикта, блестящие вишни, которые Младенец берет у жены своей матери, или жемчуг в четках у ног Девы.
Плод в руках Иисуса символизирует первородный грех и (вишни) Страсти Христовы. Он также носит кулон из красного коралла, капотропный амулет древнего происхождения, который обычно дарят детям, который также встречается в современных работах Пьеро делла Франческа и другие художники. Белая и красная розы в короне, которую ангелы выпускают на голову Девы, также аллегорически: они напоминают как о ее девственной чистоте, так и о будущем мученичестве Христа.