Сабиха Сертел

редактировать
Семейное фото Сертел Сабиха Сертел с мужем Зекерией Сертел и дочерью, Севим, Нью-Йорк, 1919 год Сабиха Сертел, защищая себя в суде, март 1946
Дата рождения
ИмяСабиха Сертел
Год1895
МестоположениеСалоники, Османская империя (ныне Салоники, Греция)
Смерть
Дата2 сентября 1968 г.
МестоположениеБаку, Азербайджан СССР
Место жительства
Салоники, Стамбул, Нью-Йорк, Париж, Будапешт, Лейпциг, Москва, Баку
Образование
Колумбийский университет, Нью-Йоркская школа социальной работы
Профессия
Журналист, издатель, автор, общественный / политический активист
Публикации
Büyük Mecmua (The Big Review), Ресимли Ай, (иллюстрированный ежемесячный журнал), Тан (газета "Рассвет")
Супруг
Мехмет Зекерия Сертел (родился 1890, смерть 1980)
Семья
Муж, Мехмет Зекерия Сертел; дочери, Севим Сертел О’Брайен, Йылдыз Сертел

Сабиха Сертел ; (род. 1895, Салоники, Османская империя - умер в 1968, Баку, Азербайджан, СССР) была первой профессиональной женщиной журналистом и издателем. в современной Турции.

Статьи и колонки Сертеля выступали за реформирование прав женщин и рабочих и критиковали государственный гнет, империализм, фашизм и социальное неравенство в Турции. Ее активная деятельность в защиту демократии, гражданских свобод и свободной прессы привела к социальному и политическому давлению, цензуре, тюремному заключению и, в конечном итоге, изгнанию. Считается, что Сертел первым публично женился за пределами общины dönme, евреи, которые приняли ислам в 17 веке, но в частном порядке сохранили свои убеждения, и к ним относились с подозрением. мусульманами. Она была первой турчанкой, которую судили в суде и заключили в тюрьму за свои труды. Она также была одной из первых турчанок, умерших в политической ссылке.

Ее брак в 1915 году с Мехметом Зекерией Сертел, ведущей фигурой в истории турецкой прессы, положил начало издательскому сотрудничеству на протяжении всей жизни. Их публикации Büyük Mecmua (The Big Review),Resimli Ay, (Illustrated Monthly magazine ) и газета Tan (Dawn), служили мощной платформой для оппозиционных голосов.

4 декабря 1945 года организованная правительством многотысячная толпа разрушила издательство Sertels. В автобиографии Сертеля Роман Гиби (Как роман) она описывает разрушения, приведшие к их заключению в тюрьму и, в конечном итоге, изгнанию. Книга, написанная в 1968 году из изгнания незадолго до ее смерти, изначально была запрещена в Турции. Более 50 лет спустя Роман Гиби был переведен для международной аудитории. T Борьба за современную Турцию: справедливость, активизм и революционная женщина-журналист (I.B. Tauris, июнь 2019 г.) впервые познакомила английских читателей с историей Сертеля.

Содержание
  • 1 Содержание
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Соединенные Штаты Америки 1919-1923 гг.
    • 1.3 Resimli Ay [Иллюстрированный ежемесячный журнал] 1924-1931 гг.
    • 1.4 Tan 1936-1945
    • 1.5 Годы изгнания 1950-1973
  • 2 Источники
    • 2.1 Работы: Sabiha Sertel
    • 2.2 Переводы Sabiha Sertel (английский на турецкий)
    • 2.3 Внешние ссылки
Содержание

Early лет

В 1895 году Сабиха Назми родился в османском портовом городе Салоника (ныне Салоники, Греция) в семье Атье и отца Назми. Она была младшей из шести детей. Ее семья была частью общины денме, небольшой группы, которая обратилась из иудаизма в ислам в 17 веке, но в частном порядке сохранила свои убеждения и вызывала подозрение у мусульманского населения империи. На рубеже 20-го века дом Сабихи был светским и не практичным, как и многие семьи денме.

В своей автобиографии «Роман Гиби» Сертель описывает, как стала свидетельницей совершенно неравных отношений ее родителей и домашнего насилия над ее матерью. Она прослеживает свою радикализацию как феминистку в возрасте восьми лет до вечера, когда ее мать поздно вернулась домой после посещения сестры. Хотя Атие поддерживала семью в качестве прачки, ее отец, бюрократ на пенсии, пришел в ярость и немедленно развелся с ее матерью в соответствии с исламским законом, выгнав ее из дома.

Сертел училась в Теракки Мектеби (Школа прогресса) в Салониках, где закончила среднюю школу с 1902 по 1911 год. Хотя женщинам было отказано в высшем образовании, Сертел вместе с другими молодыми людьми основала Тефейюз Семиети (Общество продвижения). женщины, которые тоже хотели продолжить учебу. Она также начала публиковать эссе, в том числе статьи в журнале Zekeriya Sertel. После того, как Османская империя проиграла войну на Балканах, она переехала в Стамбул со своей семьей в 1913 году.

В 1915 году она вышла замуж за Зекерию Сертель, турка, на свадьбе, получившей широкое признание. ЦК младотурков и разрекламированный как образец будущего светского общества. В своих мемуарах Хатирладикларим он описывает Сабиху как первого денме, который женился вне общины. В 1917 году она родила первую дочь Севим.

Пара основала журнал Büyük Mecmua (Большое обозрение) 6 марта 1919 года вместе с другими интеллектуалами. Под влиянием первой волны феминизма и международного женского избирательного движения статьи Сертель для публикации были посвящены правам женщин.

В своих мемуарах она подробно рассказала об этих годах и описала Бююк Мекмуа как средство обсуждения путей восстановления страны от турецкого национализма и нового османизма до социализма и феминизма. В книге прослеживаются семена многих реформ Ататюрка после Войны за независимость (1919-1923 гг.) До интеллектуальных дебатов в Бюйюк-Мекмуа, а также от стремления к равноправию женщин, предлагая альтернативную точку зрения традиционному историческому анализу..

В 1919 году Зекерия Сертел, владелец Büyük Mecmua, был заключен в тюрьму после того, как журнал раскритиковал западную оккупацию страны. Сабиха Сертел спасла издание, взяв на себя редакторские обязанности, несмотря на жесткую цензуру в послевоенный период. Ее мужа выпустили из тюрьмы, но вскоре после этого журнал закрыли.

Соединенные Штаты Америки 1919-1923 гг.

После того, как Бююк Мекмуа закрылась, Сертел переехала в Нью-Йорк со своим мужем и маленькой дочерью, чтобы продолжить свое образование с помощью стипендий, предоставленных Халид Эдип. Она получила степень в Колумбийском университете в том, что тогда было Нью-Йоркской школой социальной работы. Сертель изучал «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридриха Энгельса и «Женщина и социализм» Августа Бабеля, который она переведет позже. Сертел также путешествовал по США, объединяя в профсоюзы турецких и курдских фабричных рабочих, а также организовывая сбор средств, которые собрали 100000 долларов в поддержку Турецкого национального движения и сирот войны. Во время учебы, сбора средств и создания профсоюзов Сертел родила свою вторую дочь Йылдыз 1 ноября 1922 года.

Ресимли Ай [иллюстрированный ежемесячный журнал] 1924-1931

Ресимли покрывает

После завершения ее Исследования, Сертелы вернулись в Турцию в 1923 году после Войны за независимость и поселились в Анкаре, новой столице. Дочери Сертеля в то время было шесть и два года. Ей предложили должность в Обществе защиты детей. Сертел предложил провести социальное исследование для определения послевоенных условий жизни детей, а также связанных с этим вопросов, включая состояние здоровья, детский труд и образование. Проект не был одобрен, и после ухода ее мужа с поста Главного управления печати и информации они вернулись в Стамбул.

1 февраля 1924 года Сертелы выпустили первый выпуск Resimli Ay [Illustrated Monthly], своего второго крупного издательского предприятия. Resimli Ay, созданный по образцу популярных иллюстрированных журналов в американском стиле, был нацелен на привлечение широкой публики, а также элиты страны. Журнал стал известен прежде всего своей пропагандой литературного авангарда Турции, прогрессивных и социалистических политических идей.

Среди других статей Сертел запустила свою популярную колонку советов под псевдонимом «Cici Anne » [Sweet Mother] в одной из выдающихся ежедневных газет Джумхуриет (Республика), предоставляя советы турецким семьям, борющимся с социальными реформами и потрясениями. Она также временно заняла пост редактора Resimli Ay, когда Зекерия снова был заключен в тюрьму за опубликованную им статью. Помимо Ресимли Ай, в Resimli Perşembe («Иллюстрированный четверг») появилась колонка Сертель «Cici Anne», а также она опубликовала Çocuk Ansiklopedisi (Детская энциклопедия).

В 1928 году турецкий поэт Назым Хикмет начал работать в Ресимли Ай, где его новаторские стихи в свободной форме были представлены читателям. Признанный коммунист, Хикмет оставался близким другом семьи Сертелей, а также оказал большое влияние на их художественные и политические взгляды на всю оставшуюся жизнь.

В 1930 году Сабиха Сертел снова предстала перед судом по обвинению в оскорблении Ататюрка переводом статьи под названием «Психология как лидер» из американского психологического журнала.

Поскольку политические позиции Ресимли Ай привлекли к себе все большее внимание полиции, его владельцы закрыли журнал в 1931 году.

1936-1945

Загорелая первая страница Заголовок на первой полосе, 1939 год. Заголовок гласит: «Гитлер говорит. Германия никому не угрожает ».

Зекерия Сертел стала совладельцем Tan [Dawn], ежедневной турецкой газеты и издательства, испытывающих трудности. При Сертелах Тан стал второй по величине газетой Турции и последним и наиболее заметным изданием пары.

В преддверии Второй мировой войны и во время самой войны газета была известна тем, что решительно выступала против идей и политики фашистских и нацистских движений в Турции и за рубежом. В своей колонке «Görüsler» [Мнения] Сертель сосредоточила внимание на политических вопросах и предостерегала от заключения союза с Германией во время войны. Критики напали на Сертеля, опубликовав карикатуры с оскорбительными названиями, такими как «Большевистская девка» и «Цыганка с щипцами».

Сертел трижды запрещали писать: первый раз в 1941 году за критику сотрудничества Турции с Германией во время Второй мировой войны, второй раз за то, что она писала против националистического движения в Турции в 1942 году, и в третий раз снова в 1942 году, когда она писала о колониализме 19 века в связи с обеими мировыми войнами.

Находясь под запретом, Сертел занимался другими проектами, включая перевод «Классовой борьбы» Карла Каутского, «Диалектического материализма» Адоратского, «Социализм и война» Ленина и Августа Бебеля «Женщина и социализм» на турецкий язык. Она также издала Tan Cep Kitapları (Карманные книги), основанные на серии американских книг. В 1936 году она написала роман «Читра Рой иль Бабаси» («Читра Рой и ее отец») о молодой женщине-социалистке, жившей в Индии во времена британского колониализма. В 1936 году она издала журнал Projektör.

По мере роста напряженности между левыми писателями и националистической прессой, организованная правительством многотысячная толпа уничтожила газету и издательство Sertels 'Tan 4 декабря 1945 года. Тан стал международным инцидентом. Семья Сертелей была арестована, доставлена ​​в тюрьму Султанахмет в 1946 году и предстала перед судом. Несмотря на то, что в конечном итоге Сертелы были оправданы, они оставались под наблюдением полиции, будучи не в состоянии работать. Автобиография Сертеля заканчивается решением пары в 1950 году бежать из страны, опасаясь за свою жизнь.

Изгнание 1950-1973 гг.

Могила Сабихи Сертел в Баку

Сабиха Сертель провела остаток жизни в изгнании, проживая в Париже, Будапеште, Лейпциг, Москва и Баку (Азербайджан). Находясь в Будапеште и Лейпциге, она работала на радио Коммунистической партии Турции (ТКП) за рубежом. В 1958 году Сертелс тайно сотрудничал с Назымом Хикметом на «Bizim Radyo», финансируемой коммунистами радиостанции, передающей новости в Турцию из Будапешта, Венгрия. Сертелы согласились писать новости и другой контент, если он не проходил цензуру и работал из Лейпцига, Восточная Германия. Их участие продолжалось до 1962 года. С помощью Хикмета они переехали в Баку, где 2 сентября 1968 года Сертел умерла от рака легких.

Сертел осталась плодовитым автором, написав свою книгу о Тевфик Фикрет. (поэт) и воспоминания о Назым Хикмет (поэт) и Сабахаттин Али (автор), а также ее мемуары Роман Гиби. Автобиография ограничена периодом с 1915 по 1950 год и описывает ее взлеты и падения как профессионального журналиста и издателя. Она никогда не упоминает о своем неоднозначном происхождении как член сообщества денме в Салонике. Дёнме считался унизительным термином, особенно в новом турецком национальном государстве. Это относится к евреям, которые обратились в ислам в 17 веке, но в частном порядке сохранили свои убеждения, и мусульмане относились к ним с подозрением.

Сертел утверждала, что Турция не была готова к социалистической революции, и в результате она поддержала реформы нового правительства. Тем не менее, она не удержалась от того, чтобы указать на недемократический путь, по которому пошла новая республика. Хотя она считала реформы новой республики правдоподобными теоретически, в том числе те, которые касаются прав женщин, она без колебаний критиковала их за провал на практике.

Источники
  • Аканйылдыз-Гёльбаши, Р. Чигдем. «Альтернативный голос: Сабиха (Зекерия) Сертел как женщина-переводчик и представитель зарождающегося репертуара социалистско-феминистской культуры в ранней республиканской Турции», Feminist Voices, январь 2016 г.; 33–56.
  • FemBio Notable Women International
  • Либал, К. «Трансатлантические связи в создании социалистико-феминистской основы социального обеспечения в Турции: наследие Сабихи Зекерии Сертел». Affilia, 2012. 27 (3), 328–337.
  • Шисслер, А. Х. «Если вы спросите меня, колонка советов Сабихи Сертел, гендерное равенство и социальная инженерия в ранней Турецкой республике», Journal of Middle East Women's Studies, 2007. 3 (2), 1-30.
  • Шисслер, А.Х. «Женственность не для продажи: Сабиха Зекерия Сертел против проституции и за трудоустройство женщин», Журнал исследований женщин Ближнего Востока, 4 (3). 2008. 12-30.
  • Bulut, Ayça. «Kemalist Dönem toplumsal cinsiyet politikası ve kadın hareketi çerçevesinde Sabiha Sertel üzerine bir inceleme», Университет Хаджеттепе, Институт социальных наук, 2002, Анкара.
  • Erduran, Refik. Sabiha, Istanbul: Remzi, 2004.
  • Ertuna Biçer, Burcu. «Erken Cumhuriyet Dönemi Aydını Sabiha Zekeriya Sertel’in Fikir Yazılarında Modernleşme Bağlamında Kadın, Toplum ve Siyaset». Университет Мармара, Институт социальных наук, декабрь 2008 г., Стамбул.
  • Эртуна Бичер, Бурку и др. Biyografya 9, Sabiha Sertel, Istanbul: Bağlam, 2010.
  • Koçak, C. (1988) '1930 Belediye Seçiminde Sabiha Sertel'in Adaylığı,' Tarih ve Toplum, №: 51, стр. 28–29.
  • Борьба за современную Турцию: справедливость, активизм и революционная женщина-журналистка IB Таврис, июнь 2019
  • Семиз, Хюля. «İkinci Dünya Savaşı döneminde gazeteci Sabiha Sertel'in döneme ilişkin görüşleri», Стамбульский университет, Институт социальных наук, 2008, Стамбул.
  • «Sertel, Sabiha», Tanzimattan Bugüne Edebiyatçılar:
  • Сертел, Йылдыз. Аннем: Sabiha Sertel Kimdi Neler Yazdı.Yaşantı, Istanbul: YKY, 1994.
  • Sertel, Zekeriya, Hatırladıklarım. Стамбул: Ремзи Китабеви, 2000.
  • Топрак, Зафер. «Sabiha Sertel ve Türk Feminizmi», Toplumsal Tarih, № 51, март 1998.

Произведения: Sabiha Sertel

  • Çocuk Ansiklopedisi, 1927-1928, четыре тома с Зекерией Сертел и Фаик Сабри, (Детская энциклопедия)
  • Читра Рой иле Бабасы, 1936 (Читра Рой и ее отец)
  • Илерисилик-Герисилик Кавгасинда Тевфик Фикрет, с другим титулом в 1945 году (Тевфик Фикрет в дебатах о прогрессивизме и реакционизме)
  • Тевфик Фикрет-Мехмет Акиф Кавгаси, 1940 (Дебаты Тевфика Фикрета - Мехмет Акиф)
  • Тевфик Фикрет: İdeolojisi ve Felsefesi, 1946 (Тевфик Фикрет: его идеология и философия)
  • Давамыфа, 1946 с Зекерией Сертел (Наше дело и наша защита)
  • Роман Гиби, 1969 (Как роман)
  • Икинджи Дунья Саваши Тарихи, 1999 (История Второй мировой войны)

Сабиха Сертель (с английского на турецкий)

  • К. Каутский, Классовая борьба (1934)
  • А. Бебель, Женщины и социализм (1935)
  • В. Адоратский, Диалектический материализм (1936)
  • Конституция Советского Союза (1936)
  • Дж. Брайс, Современные демократии (1939)

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-06 05:40:59
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте