Роберт Комбас - французский художник и скульптор, родился 25 мая 1957 года в Лион, Франция, а сейчас живет и работает в Париже.
Он широко известен как прародитель движения figuration libre, которое зародилось в Париже примерно в 1980 году как реакция на художественный истеблишмент. в целом и минимализм и концептуальное искусство в частности.
Figuration libre часто считается имеющим корни в фовизме и экспрессионизме и связан с современными движениями, такими как Плохая живопись и Неоэкспрессионизм. Он основан на влияниях поп-культуры, таких как граффити, карикатуры и рок-музыка, в попытке произвести более разнообразное, прямое и честное отражение современного общества, часто высмеивая или критикуя его излишества.
Собственные работы Комбаса всегда основывались на изображениях человеческих фигур. Фигуры часто бывают в дикой, агрессивной или оргиастической обстановке. Обычно на больших, часто не растянутых холстах Комбас заполняет свое плоское живописное пространство бесконечным количеством тел, уличной поэзией и рисунками, напоминающими компульсивные узоры в большинстве народных и посторонних искусства. Он создает лихорадочные рассказы о войне, преступлениях, сексе, праздновании и проступках - короче говоря, о каждой фазе, которая составляет постоянный поток современной жизни. В последние годы в его работах проявилась сильная автобиографическая напряженность, которая присутствовала только на подсознательном уровне, если вообще присутствовала в более ранних работах.
Комбас, кажется, часто предлагает свою работу как критику - как художественного истеблишмента, так и общества в целом. Недавняя картина «Я жадный человек» представляет собой плотно сложенное скопление тел, при этом на переднем плане преобладают фигуры с прозрачными линиями, фон занят монохроматическими фигурами, а средний план зарезервирован для еще двух полностью реализованных фигур, одна в деловом костюме и другой мускулистый и без рубашки. Они танцуют в вихре текста, который, кажется, не имеет заметного начала или конца, но который можно прочитать так: «Я жадный человек / Пожалуйста, кричи мне, детка / Душа серенада - это много киски / Киска ушел на Эйфелевой башне / Моя Эйфелева башня длинная и большая ». Пасквище общества, в котором все анонимны, за исключением индивидуального признания нужды и удовлетворения, типично для работы Комбаса на протяжении всей его карьеры.
Хотя кажется, что в работах Комбаса часто присутствует элемент шока или конфронтации, он настаивает на том, что изображения предназначены для привлечения зрителя, а их исполнение в ярких цветах и смелых, свободных линиях передает дух пролетарское товарищество, которое нейтрализует тенденцию к подавлению, особенно в больших произведениях.
В биографической заметке на официальном сайте Роберта Комбаса художник утверждает, что его цель -
«спровоцировать, то есть вызвать реакцию у зрителя только для того, чтобы« пригласить »его, заманив его и шепчет ему на ухо «подойди и поговори со мной, я хочу рассказать тебе о глупости, насилии, красоте, любви, ненависть, серьезность и веселье, логика и бессмысленность, которые пронизывают нашу повседневную жизнь »».