Дороги в Португалии определены Plano Rodoviário Nacional (PRN, английский: Национальный план автомобильных дорог), который описывает существующая и планируемая сеть португальских дорог. Действующий план - это Национальный дорожный план 2000 года (PRN 2000), утвержденный в 1998 году. Он заменил PRN 1985, который сам заменил PRN 1945.
Португальская дорожная инфраструктура считалась лучшей в Европе и второй лучший в мире по версии Всемирного экономического форума в его отчете о глобальной конкурентоспособности за 2014–2015 годы. В отчете за 2017–2018 годы он был признан 8-м лучшим в мире. Тем не менее, все эти данные были получены только в результате опроса избранных руководителей предприятий.
Живописная дорога между Песо-да-Регуа и Пиньяо, в Трас-ос-Монтес считался лучшей в мире дорогой для вождения, согласно рейтингу Avis Driving Index. Эта дорога является участком автомагистрали N 222, идущей вдоль долины Дору.
автомагистрали A8, недалеко от МальвейрыПервые планы дорог в Португалии датируются 1843 и 1848 гг. и основывались на планах 18 века, в которых приоритет отдавался связи между Лиссабоном и стратегическими точками страны, а также в качестве поддержки для речные пути. Планируемая сеть была классифицирована в 1850 году на эстрады (дороги) и каминью (пути), причем эстрады были классифицированы как 1-й и 2-й класс. Каминьюс были маршрутами, представляющими чисто местный интерес.
В 1862 году существующие и запланированные дороги были классифицированы как дороги 1-го класса или estradas reais (королевские дороги), дороги 2-го класса или estradas distritais (окружные дороги) и estradas municipais ( муниципальные дороги). Реальными эстрадами были те, которые прямо или косвенно (например, через железные дороги) происходили из Лиссабона и управлялись государством. Эстрады управлялись округами, в то время как муниципальные эстрады управлялись муниципалитетами.
. После отмены монархии в 1910 году эстрады были переименованы в estradas nacionais (национальные дороги).
В 1913 году законом от 22 февраля была учреждена комиссия для изучения новой классификации дорог и предложения руководящих принципов для ее определения. Однако, несмотря на эти усилия, многие маршруты не были четко классифицированы, и состояние большинства дорог было хаотичным. Широкое использование автомобиля в 1920-х годах создало новый импульс для реформирования португальской дорожной сети.
В 1926 году при режиме Ditadura Nacional Указом № 12,100 от 31 июля 1926 года был утвержден предварительный Генеральный план национальных дорог 1-го и 2-го класса. в соответствии с тем, что было предусмотрено Законом от 22 февраля 1913 года. Дороги 1-го и 2-го класса будут обозначены как estradas nacionais, а термин estrada distrital исчезнет. Они были обозначены EN xx-x (вместо estradas nacionais следуют номер дороги и ее класс). В соответствии с этим планом было установлено 23 дороги 1-го класса (обозначенные от EN 1-1ª до EN 23-1ª) и 112 дорог 2-го класса (обозначенные от EN 1-2ª до EN 112-2ª). Определенный Генеральный план автомобильных дорог национального значения был утвержден Указом № 16 075 от 30 сентября 1928 года. Он сохранил 23 дороги 1-го класса и 112 дорог 2-го класса, но некоторые дороги были изменены, расширены или усечены.
Национальные дороги 1-го класса, включенные в Генеральный план национальных дорог 1928 года, были следующими:
Законом № 3969 от 20 июля 1927 г. Автономная хунта дас Эстрадас (JAE, Англ.: Autonomous Road Board) была создана с целью изучения состояния португальской дорожной сети. В предварительном отчете было ясно указано, что из 16000 км (9900 миль) запланированной национальной дорожной сети должно быть завершено 4000 км (2500 миль), а из 12000 км (7500 миль), которые уже построены, 10 000 км (6200 миль).) находились в почти разрушенном состоянии.
В 1933 году дороги были реклассифицированы как estradas nacionais (1-й и 2-й класс), estradas municipais и caminhos públicos (общественные дороги), причем последние два находились в муниципальном управлении. 388>
В 1933 году вся (то есть построенная и запланированная) сеть национальных дорог составляла 16 900 км (10 500 миль). государство признало важность дорожной сети и в 1945 году разработало первый настоящий национальный дорожный план - Plano Rodoviário Nacional de 1945 (PRN 45), определенный в Законе № 34,593 от 11 мая 1945 года. Этот план включал национальную дорожную сеть протяженностью 20 597 км (12 798 миль).
PRN 1945 классифицировал национальную дорожную сеть как Rede Fundamental (Основная сеть) и Rede Complementar (Дополнительная сеть). Последний служил для поддержки основной сети. Дороги были классифицированы в соответствии со следующим:
В 1949 году был принят Государственный устав автомобильных дорог.
В 1961 году в отдельном законодательстве (Закон № 2110 от 19 августа 1961 года) о муниципальных дорогах были определены новые правила строительства и содержания. и коммерциализация этих дорог, и они были классифицированы следующим образом:
По закону главные дороги могут быть модернизированы до 4 полос с центральным разделением, если необходимо. Фактически это произошло до PRN 1945 года, когда автомагистраль (ныне A5 ) между Лиссабоном и Национальным стадионом была завершена в 1944 году, а в 1961 году был построен первый 25 км (16 миль) автомагистрали (ныне A1 ) между Лиссабоном и Вила-Франка-де-Шира. Первые городские магистрали были построены в 1960-х годах. Тем не менее, большинство автомагистралей, построенных до 1985 года, вообще не имели номеров.
Классы дорог были выделены с помощью цветовых кодов: красный для 1-го класса, синий для 2-го класса, зеленый для 3-го класса, желтый для муниципальных дорог и коричневый для муниципальных дорог. Эти цвета использовались в качестве основы маркеров местоположения и иногда в качестве фона номеров дорог. Распределение нумерации основных дорог соответствовало важности их маршрута в сети, а все дороги были пронумерованы с севера на юг.
Длина дорог не имела отношения к его классу (за исключением ответвлений, которые обычно были короткими), с существующими дорогами 3-го класса длиной более 100 км (62 миль) и основными дорогами с такой же короткой как 8 км (5,0 миль), как и шоссе, теперь часть A5. Самая длинная дорога Плана 1945 года соединяла Чавес с Фаро, протяженностью 738 км (459 миль).
Согласно PRN 1945, было 18 главных дорог, обозначенных через.
Номер | Маршрут | Длина | Примечания | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Лиссабон - Вила-Франка-де-Шира - Лейрия - Помбал - Коимбра - Албергария-а-Велья - Порту (северный конец верхней палубы Д. Луиса Мост ) | Первоначально около 320 км (200 миль);. 307 км (191 миль) между Лиссабоном и северной оконечностью Av. Da República в Вила-Нова-де-Гайя | в соответствии с Национальным планом строительства автомобильных дорог 1945 года, это была главная дорога Португалии, соединяющая Лиссабон и Порту. Первоначально пересекая города или центры городов по своему маршруту, на протяжении многих лет многие объездные дороги был построен так, чтобы избежать городского движения. В 1961 году новый участок автомагистрали между Лиссабоном и Вила-Франка-де-Шира, часть будущего шоссе Лиссабон-Порту, был интегрирован в N1. Первоначальный маршрут стал продолжением N10. Классификация N1 для упомянутой ветки A1 сохранялась до 1985 г., после этого у дороги N1 была своя улица. точка пересечения на уровне 26 км. Также в 1960-х годах было установлено более прямое сообщение между Венда-дас-Рапаригас (Бенедита, Алкобаса ) и Сан-Хорхе (Порту-де- Мош ). Первоначальный маршрут был реклассифицирован в 1973 году как (Венда дас Рапаригас – Алкобаса, или, точнее, Алкобаса – Венда дас Рапаригас) и (Алкобаса – окрестности Сан-Хорхе), таким образом расширив его маршрут дальше на север. Согласно PRN 1985, большая часть этой дороги была включена, обозначенная как /. Некоторые разделы, которые не являются общими, предназначены для локального трафика или являются частями, параллельными разделам автоэстрады IC2. | |||||
Чавес - Вила-Реал - Визеу - Пенакова - Абрантес - Понте-де-Сор - Монтемор-о-Нову - Феррейра-ду-Алентежу - Альмодовар - Фаро | 738 км (459 миль) | Самая длинная дорога Португалии в соответствии с Национальным планом развития автомобильных дорог 1945 года, соединяющая север и юг, «пересекающая» страну на полпути между западом и востоком и пересекающая одиннадцать из восемнадцати районов Португалии. В Трас-ос-Монтес и округ Визеу N2 пересекали столицы округов (Вила-Реал и Визеу ) и города среднего размера (Чавес и Ламего ), но к югу от этих регионов (т. Е. Примерно на оставшиеся 500 км) дорога шла далеко от любого крупного города до самого конца в Фаро. У N2 никогда не было автономного движения, что оправдало бы его важность в плане 1945 года, и длинная национальная дорога превратилась в последовательный наборрегиональных участков. Неудача N2 доказала, что основная связь между северным и южным регионами Португалии всегда должна пересекать территорию Лиссабона (как сейчас происходит с IP1 и IC1). В Национальных дорожных планах 1985 и 2000 годов IP3 (одно- или двухполосное шоссе) проходит N2 в районе Трас-ос-Монтес и Визеу, но к югу от этого шоссе по бывшей оси N2 не идет ни одна крупная дорога. В настоящее время почти все участки переведены в категорию региональных или муниципальных дорог. Маршрут, классифицированный как N2 к 1945 году, был полностью заасфальтирован с 1930-х по 1944 год. Многие ответвления были заменены по важности IP-маршрутами Плана 1985 года, некоторые переименованы в Estrada Regional (), некоторые были муниципализованы, а некоторые классифицируются как историческое наследие. Из-за своих характеристик N2 получил прозвище Португальский Маршрут 66. В ноябре 2015 года одиннадцать из тридцати шести муниципалитетов, вдоль побережья, подписали межрегиональный проект под названием Rota da Estrada Nacional 2. его маршрут (хотя все муниципалитеты будут частью проекта). Его цель - популяризация исторической части внутренней территории Португалии, через которую проходит дорога, из-за ее важности для туризма, культуры и гастрономии. | |||||
Каррегадо (N1) - Сантарен - Торрес Новас - Вила-Велья-де-Родао - Каштелу-Бранку (N18) | 213 км (132 миль) | Это была самая прямая связь между Лиссабон (Каррегадо расположен на 33 км) и важнейшие города бывших провинций Рибатехо, Бейра-Байша и Бейра-Альта, последняя, через которую эта дорога встречается в Сернадаш-ду-Родау. | |||||
Монтихо - Вендас Новас - Эштремоз - Элвас – | 182 км (113 миль);. прогнозируется 194 км (121 миль) | Первоначальный проект этой включил мост через реку Тежу, чтобы напрямую соединить Лиссабон с Алентежу и границей Кайя, недалеко от Бадахоса, где он встретится с испанским Невада. Мост так и не был построен, и эта дорога начинается на уровне 12 км. | |||||
Монтижу - - Алькасер-ду-Сал - Баррагем-ду-Вале-де-Гайо - N2 | 87 км (54 мили) | Предполагается, что соединит регион Лиссабона с югом Португалии через N2, через которую эта дорога будет пересекаться в Торрао; позже было решено, что эта дорога будет проходить через плотину Вале-ду-Гайо. Сообщение между плотиной Вале-ду-Гайо и N2 так и не было построено, но маршрут через Торран был построен и реклассифицирован как N5-2. | |||||
Лиссабон - Пасу-де-Аркос - Пареде - Эшторил - Кашкайш | 25 км (16 миль) | Знаменитая приморская дорога Кашкайш / Эшторил Побережье, также известная как Авенида Маргинал на большей части своего маршрута. Он спроектирован как четыре полосы движения, по две в обе стороны. Предполагалось, что эта дорога будет в себя бывшую кольцевую дорогу Лиссабона. | |||||
Лиссабон - Национальный стадион | 8 км (5,0 миль) | Первоначальное название A5, первая португальской автомагистрали, открытого в 1944 году. был расширен в Кашкайш только в 1991 году, когда он стал известен как A5. | |||||
Лиссабон - Лурес - Торрес Ведраш - Обидуш - Калдаш да Раинья - Алкобаса - - IC2 / N1 | 131 км (81 миль) | Соединяет Лиссабон с Западным регионом. Первоначально эта дорога заканчивалась в Алкобасе, где встречалась N 1 (подробнее см. N 1). | |||||
Кашкайш (N6) - Синтра - Торрес Ведрас - Аленкер (N1) | 98 км (61 миля) | Пересекает северный регион Лиссабона. Наряду с (Лиссабон - Кашкайш ), (Аленкер - Вила-Франка-де-Шира ), (Вила- Франка-де-Шира - Лиссабон ) и прибрежных улиц Лиссабона, он образует кольцевую дорогу вокруг региона Лиссабона. | |||||
Алмада - Сетубал - Вила-Франка-де-Шира - Лиссабон | 141 км (88 миль) | Кольцевая дорога, соединяет южный берег Тежу с Лиссабоном через (Вила-Франка-де-Шира ). С 1961 года он классифицировал исходный маршрут N1 между Вила-Франс-де-Шира и Лиссабоном. | |||||
Монтижу - Баррейро | 10 км (6,2 мили);. 32 км (20 миль) проектируется | на коротком расстоянии на южном берегу Тежу. Первоначальный план включил соединение от Баррейро до Трафарии, которое так и не было построено. Он был переименован в. | |||||
Матозиньюш - Рио-Тинто | 17 км (11 миль) | Порту кольцевой дороги, которая будет преобразована в бульвар. | |||||
Порту - Виана-ду-Каштелу - Валенса | 115 км (71 миля) | Дорога, пересекающая северо-западный регион Португалии, с почти приморским маршрутом. Первые 5 км (3,1 мили) этой дороги были преобразованы в двухполосную в 1970-х годах и известны как Via Norte. | |||||
Порту - Брага | 56 км (35 миль) | Первые 5 км дороги, разделяемой с N13, в 1970-х годах были преобразованы в двухполосную дорогу. известны как Виа Норте. | |||||
Эрмесинде - Амаранте - Вила-Реал - Мирандела - Браганса | 240 км (150 миль) | Основная дорога от Порту до области Трас-ос-Монтес и Альто-Дору, до постройки. | |||||
Авейру - Визеу - Гуарда - Вилар Формозу | 224 км (139 миль) | Соединяет Авейру до самой важной границы с Испанией. С 1970-х годов дорога считалась устаревшей из-за нескольких километров перегруженного движения на подходе к границе. В качестве альтернативы была построена между 1983 и 1991 годами, но эта дорога оказалась очень опасной и была преобразована в автоэстраду, также известную как A25. | |||||
Коимбра - Селорико да Бейра (N16) | 131 км (81 миль) | Соединяет Коимбру с регионом Бейра-Альта, пересекая окраину Серра-да-Эштрела.. В народе известна как Эстрада uz - Синтра | (1994– настоящее время). (1985–1994) | 16 | 1985–1994 | Ascendi | |
Via Рапида-да-Капарика | Алмада - Коста-да-Капарика | 6 | 1966 | АЕ до Байшу Тежу | |||
Виа Рапида-ду-Баррейру | – Баррейру - ** - Лиссабон | 7. (23) | 1980–1984 | – | |||
– Odivelas – | 4 | 1998 | Ascendi | ||||
Circular Regional Exterior do Porto | Perafita - Майя - Агиар де Соуза - Аргонсиль - Эспинью | 62 | Начало 1990-х - 2007 | Асценди. AE do Douro Litoral | |||
Эрмида () - Пасуш де Феррейра - Лузада | 20 | 2005–2006 | Асценди | ||||
Порту - Гондомар - Агиар де Соуза () | 9 | 2005–2011 | А.Э. до Дору Литорал | ||||
Гулпильярес () - Вила-Нова-де-Гайя - Оливейра-ду-Дору () | 9 | 2000–2007 | Ascendi. AE Douro Litoral | ||||
Через региональный интерьер | Аэропорт Франсиско Са Карнейро - Кустойас (A4 ) | 3 | 2006 | Ascendi |
Ярлык:
По состоянию на 2013 год 84% португальских автомагистралей имеют платные дороги, хотя есть и бесплатные автомагистрали, в основном в городских районах, например, Большой Лиссабон и Большой Порту. Плата за проезд взимается с водителей в зависимости от пройденного ими расстояния. Почти все автомагистрали находятся в ведении частных концессионеров, таких как Brisa и. В конце 1990-х и начале 2000-х годов Правительство Португалии создало семь теневых платных концессий, пошлин SCUT (Portagens sem cobrança aos utilizadores, бесплатные дорожные сборы для пользователей). В эти концессии было включено более 900 километров (560 миль) автомагистралей и шоссе, некоторые из которых уже построены, другие были построены в последующие годы. Однако по экономическим и политическим причинам концепция теневой платы за проезд была отменена в период с 2010 по 2011 год, и на этих автомагистралях было установлено электронное оборудование для взимания платы за проезд для взимания платы с пользователей. Имея только электронную плату за проезд, бывшие автомагистрали SCUT теперь могут использоваться только транспортными средствами, оснащенными устройствами электронных платежей, или транспортными средствами, зарегистрированными в системе. В 2000-х годах (т.е. до введения платы за проезд на автомагистралях SCUT) 35% сети автомагистралей Португалии были бесплатными, и Португалия уже считалась одной из европейских стран с большим количеством платных дорог. После введения платы за проезд на бывших автомагистралях SCUT 84% сети были платными, т. Е. Только 16% были бесплатными.
С 1991 года в Португалии существует электронная система оплаты дорожных сборов под названием Через Верде. В рамках этой системы водитель устанавливает небольшое устройство на переднее лобовое стекло, которое электронным образом связывается с Brisa (компанией, отвечающей за управление большинством автомагистралей в Португалии). Поскольку оплата осуществляется в электронном виде, можно быстро въехать на автомагистраль или выехать с нее, минуя очереди для оплаты (которые по-прежнему доступны для водителей без Via Verde). Эта система получила несколько призов за инновационную форму оплаты услуг.
Имеется 9 основных маршрутов (основных маршрутов), обозначенных префиксом IP, обозначенный через.
и образующий межнациональные маршруты с севера на юг. Первый проходит вдоль западной части страны, затем заканчивается на юго-восточной границе Кастро Марим / Вила-Реал-де-Санту-Антониу ; второй проходит по восточной части, примерно по границе с Испанией.
Все остальные маршруты следуют курсом с запада на восток, за исключением которого пролегают в основном с севера на юг.
Все основные маршруты, кроме и, связаны с испанской границей. достигает Испании по маршруту, в районе Трас-ос-Монтес и Альто-Дору.
Номер | Маршрут | Длина |
---|---|---|
Валенса - Брага - Порту - Авейру - Коимбра - Лейрия - Сантарем - Лиссабон - Монтихо - Сетубал - Алжустрел - Фаро - Кастро Марим | 734 км (456 миль) | |
– Браганса - Гуарда - Ковильян - Каштелу Бранку - Порталегре - Эвора - Бежа - Орике - Фаро | 564 или 728 км (350 или 452 мили) (включая N-103-7 Портело – Браганса и IP1 / A2-IP1 / IC4 / A22-IC4 / N-125-4 Соответствие Кастро Верде – Фаро) | |
Вила-Верде-да-Райя - Вила-Реал - Ламего - Визеу - Коимбра - Фигейра-да-Фош | 279 км (173 мили) | |
Порту - Вила-Реал - Браганса - Кинтанилья | 237 км (147 миль) | |
Авейру - Визеу - Гуарда - Вилар Формозо | 204 км (127 mi) | |
Пенише - Калдас да Раинья - Рио Майор - Сантарем - Торрес Новас - Абрантес - Каштелу Бранку | 219 км (136 миль) | |
Лиссабон - Сетубал - Эвора - Эстремош - Элваш - Кайя | 225 км (140 миль) | |
Синиш - Сантьяго-ду-Касен - Бежа - Серпа - Вила-Верде-де-Фикальо | 154 км (96 миль) | |
Виана-ду-Каштелу - Понте-де-Лима - Брага - Гимарайнш - Амаранте - Вила-Реал | 161 км (100 миль) |
Есть 37 itinerários complementares (дополнительные маршруты), обозначенные буквами IC, обозначенные через.
Примечание: курсив и - ** - относятся к незастроенным разделам.
Estradas Nacionais (национальные маршруты) относятся к Дополнительной сети. Они выполняют три основные функции: соединяют города, не связанные магистралями IP или IC, соединяют муниципальные центры, границы, порты и аэропорты с остальной частью государственной сети и предоставляют бесплатные альтернативы платным автомагистралям. Можно привести примеры для каждой из этих функций: N103 ссылки Брага, Чавес и Браганса, N256 и N256-1 связывают границу Сан-Леонардо и муниципальную Места Mourão и Reguengos de Monsaraz на скоростную автомагистраль IP2 и N4 являются бесплатной альтернативой платной автомагистрали A6. Национальные дороги сохранили ту же нумерацию, что и в Плане 1945 года, с префиксом N, и находятся в ведении агентства Estradas de Portugal. В Плане 1985 года они назывались «другими дорогами».
Многие из estradas nacionais Плана 1945 года не были включены в планы шоссе после 1985 года и были рассекречены из Национальной дорожной сети в ожидании их передачи муниципальным властям. Хотя некоторые из них были переданы, многие муниципалитеты не взяли на себя ответственность за управление этими дорогами; некоторые из них по-прежнему находятся в ведении Государственного дорожного агентства. Несмотря на рассекречивание, большинство дорог сохранили свои обозначения, сохранив свои старые нумерации и префиксы N, в том числе те, которые находятся в ведении муниципалитетов.
Estradas regionais (региональные дороги) объединяют региональную сеть. Этот класс дорог был создан в 1998 году. с утверждением Национального плана развития автомобильных дорог 2000 года. В соответствии с Законом № 222/98 «дороги общего пользования, представляющие интересы надмуниципального значения и дополняющие национальную дорожную сеть, осуществляются по региональным дорогам».
Каждая региональная дорога сохраняет номер национальной дороги или муниципальной дороги, из которой она возникла. Региональные дороги обозначены буквой R . Поскольку в 1998 году она была отклонена на референдуме , реформа, которая заключалась в создании восьми административных регионов в материковой Португалии, в настоящее время некоторые региональные дороги находятся в ведении Estradas de Portugal, а другие - португальскими муниципалитетами.
муниципальными дорогами Estradas (муниципальные дороги) представлены ter M и управляются португальскими муниципалитетами. Эти маршруты были созданы в 1961 году, с тех пор многие ответвления национальных маршрутов были муниципализированы. Некоторые муниципальные маршруты, созданные в соответствии с планом 1985 года, были переименованы в «национальные дороги» или «региональные дороги» в плане 2000 года.
Португалию пересекают некоторые европейские маршруты :