A дорожные сборы - это договорный платеж, производимый государством за каждого водителя, использующего дорогу, частной компании, которая управляет дорогой построен или поддерживается с использованием частной финансовой инициативы финансирование. Платежи основаны, по крайней мере частично, на количестве транспортных средств, использующих участок дороги, часто за период от 20 до 30 лет. Скрытые дорожные сборы или сборы за транспортное средство выплачиваются непосредственно компании без вмешательства или прямой оплаты со стороны пользователей.
В более поздних схемах теневых дорожных сборов в Соединенном Королевстве платежи сокращаются по мере увеличения количества транспортных средств, чтобы стимулировать наличие дороги, а не количество перевезенных транспортных средств.
Впервые предложено правительством Великобритании в 1993 г., тень дорожные сборы широко используются в Великобритании, а также, в меньшей степени, в других странах, включая Бельгию, Канаду, Финляндию, Нидерланды, Испанию и США. Португалия ввела схемы в 1999 году, но заменила их на общественные дорожные сборы в 2004 году.
Использование теневых дорожных сборов в Великобритании со временем сократилось, так как платежи по проектам, финансируемые PFI, производятся, главным образом, в зависимости от доступности дороги, и не по количеству автомобилей, которые его используют. За пределами определенного количества транспортных средств «пошлины», уплачиваемые государством в более поздних схемах, равны нулю.
Всемирный банк отмечает, что транзакционные издержки «могут быть очень высоким »из-за трудностей, связанных с юридическими механизмами и необходимостью постоянного учета транспортных средств, а также из-за того, что использование теневых дорожных сборов вызвало серьезную критику в Нидерландах.
Правительство Португалии отменило теневые дорожные сборы в 2004 году, обнаружив, что «платежные обязательства в связи с теневой системой взимания платы были несовместимы с необходимостью расходов на улучшение и содержание других национальных автомагистралей».