Resurrección María de Azkue | |
---|---|
Родившийся | ( 1864-08-05)5 августа 1864 г., Лекейтио, Бискайя, Испания. |
Умер | 9 ноября 1951 г. (1951-11-09)(87 лет) Бильбао, Бискайя, Испания |
профессия | Писатель |
Известные работы | Diccionario Vasco-Español-Francés Euskal Izkindea-Gramática Euskara morfología Vasca |
Ресуррексьон Мария де Азкуэ (5 августа 1864 - 9 ноября 1951) была влиятельным баскским священником, музыкантом, поэтом, писателем, моряком и академиком. Он внес несколько важных вкладов в изучение баскского языка и был первым главой Euskaltzaindia, Академии баскского языка. Несмотря на некоторую оправданную критику дисбаланса по отношению к необычным и архаичным формам и тенденцию игнорировать романское влияние на басков, он считается одним из величайших ученых баскского языка на сегодняшний день.
Его полное имя - Resurrección de Jesús María de las Nieves Azkue Aberasturi, но он широко известен как Resurrección María de Azkue, RM Azkue или просто Azkue.
Azkue родился в Бискайском городе Лекейтио, носитель языка Басков и сын Басков поэта Эусебио~d Мария де лоса Долорес Azkue Баррундия, который был от самого Lekeitio и Марии Karmen Aberasturi Uribarri из Мундака. Изучив морское дело в Лекейтио, он отправился в Бильбао, чтобы получить степень бакалавра, а затем в Виторию и Университет Саламанки, чтобы изучать теологию и философию. Он получил священство в 1888 году.
В том же году Федеральное правительство Бискайского острова пригласило новых претендентов на кафедру басковедения. Азкуе, Сабино Арана и Мигель де Унамуно подали заявки, но Азкуе был удостоен этой должности. В последующий период он инициировал множество инициатив, связанных с вопросами орфографии и преподавания баскского языка, включая два журнала Euskalzale и Ibaizabal.
Хотя он считал себя баскским патриотом (или abertzale ) и хотя он был в контакте с националистическими фигурами, такими как Сабино Арана и Рамон де ла Сота, он не считается карлистом и часто не соглашался с Араной и де Сото, особенно по Баскские лингвистические проблемы. Более увлеченный баскским языком и культурой, он старался избегать политики в пользу культурных мероприятий.
Тем не менее, на протяжении многих лет существовало два основных лагеря баскских писателей и сторонников баскской культуры - те, которые склонялись к подходу Азкуэ (так называемый Азкуэзалеак), и те, которые склонялись к подходу Араны (так называемый Араназалеак). Со временем популярность пуристического подхода Араны в конце концов пошла на убыль.
В 1904 году Азку покинул Бильбао, чтобы путешествовать по Европе на 5 лет, сделав основные остановки в Туре, Брюсселе и Кельне, где он завершил свое музыкальное образование.
Вернувшись в Бильбао в 1909 году, он продолжил заниматься академической работой (например, Ортзури в 1911 году и Урло в 1914 году), способствуя появлению академического изучения баскского языка. Он был одним из самых важных сторонников создания Euskaltzaindia, Академии баскского языка, на конгрессе Eusko Ikaskuntza в 1918 году в Оньяти и был ее первым руководителем с момента ее рождения в 1919 году.
Он покинул кафедру басковедения в 1920 году, чтобы полностью погрузиться в работу Euskaltzaindia, продвигая инициативы по кодификации и продвижению баскского языка, несмотря на значительную оппозицию со стороны официальных кругов и лагеря Арана. Его основное исследование по морфологии басков «Morfología Vasca» и сборник баскских народных песен Cancionero Popular Vasco относятся к этому периоду. Он также разработал знаменитый Erizkizundi Irukoitza («Тройной опросник»), важный инструмент для получения информации о лексике, морфологии и произношении баскского языка от информантов.
В 1935 году был опубликован 4-томный сборник традиционных знаний Euskaleŕiaren Yakintza, что стало большим толчком для развития проекта Gipuzkera Osatua.
Во время гражданской войны в Испании, Франсиско Франко распорядился о закрытии Euskaltzaindia но Azkue удалось избежать изгнания, как он был и в преклонном возрасте и не видного политического деятеля. В конце концов, ему удалось вновь открыть Euskaltzaindia в 1941 году с помощью молодого Федерико Крутвига.
В конце концов, Азку умер в 1951 году вскоре после того, как случайно упал в реку Ибайзабал в Бильбао.
Азкуэ провел большую часть своей жизни, изучая баскский язык, и его работы продолжают оставаться основным источником информации для всех, кто работает с баскским языком. Большая часть его работ была посвящена лексикографии, грамматике и популярной литературе. Некоторые из его самых важных работ включают:
Между ними Euskaleŕiaren Yakintza и Cancionero представляют собой крупную коллекцию баскского фольклора, содержащую песни, стихи, соти, детские игры, языковые повествования, обычаи, верования, народные средства и более 2900 пословиц. Он также пересмотрел первоначальное разделение Люсьена Бонапарта восьми диалектов на семь.
Что касается попыток найти литературный стандарт для баскского языка, Азкуэ был сторонником Гипускера Осатуа («Завершенный Гипускоан »). По сути, это была кодифицированная форма гипускоанского диалекта, поскольку баланс сил к тому времени сместился с северных баскских диалектов на юг, при этом большинство говорящих на баскском языке теперь сосредоточено в Бискайском и Гипускоа.
Его романы, такие как « Арди Галдуа» (« Заблудшая овца»), были написаны на языке Гипускера Осатуа, и это оказало большое влияние на последующее развитие стандартного баскского языка.