A групповой портрет регентов (regentenstuk или regentessenstuk в голландском, буквально «регентская пьеса»), представляет собой групповой портрет попечительского совета, называемого регентами или регентессами, благотворительной организации или гильдии. Этот тип группового портрета был популярен в голландской живописи золотого века в 17 и 18 веках. Их предполагалось повесить в регентенкамере, зале заседаний регентов или другом видном месте в учреждении.
Регенты благотворительной организации (например, приюта, богадельни, больницы или hofje ) или гильдии были взяты из regenten, высшего класса голландского общества. Это был престижный почетный пост, поэтому регенты очень хотели, чтобы их изображали в этой роли. Ведущим портретистам того времени было поручено создать regentenstukken, в том числе Рембрандт (чей Syndics of the Drapers 'Guild представляет собой тонкую трактовку группы за столом), Франс Хальс, Фердинанд Бол и Бартоломеус ван дер Хелст. Комиссии оказались прибыльными, особенно с учетом того, что регенты служили всего несколько лет, и их заменили новым набором регентов, которые в равной степени стремились быть назначенными.
Регентессы богадельни стариков в Харлеме, Франс Халс, 1664В некоторых учреждениях регентессы были все женщинами, поэтому портреты были -женщины, или были регенты смешанного пола, которых рисовали отдельно, как на двух портретах Хальса: Регентов и Регентесс Старой мужской богадельни. Иногда на картине изображались не только регенты, но и другие, такие как бинненвадер или бинненмёдер, которые отвечали за повседневные операции. Например, Авраам де Фриз в 1633 году нарисовал регентенстук для приюта Burgerweeshuis в Амстердаме, на котором изображены не только регенты, но и бинненвадер, ведущий юную девочку-сироту.
Групповые портреты, в основном голландское изобретение, были популярны среди большого числа общественных объединений, которые были заметной частью голландской жизни, например, групповой портрет милиции или schuttersstuk с изображением офицеров городские щуттерий или ополченцы, попечительские советы и регенты гильдий и благотворительных фондов и т.п. Портреты, особенно в первой половине 17 века, были очень формальными и жесткими по композиции. Попечительские советы предпочитали образ строгости и смирения, позирования в темной одежде (что своей изысканностью свидетельствовало об их выдающемся положении в обществе), часто сидящих за столом с торжественными выражениями лиц. Ученые часто позировали с инструментами и объектами своего исследования вокруг себя. Группы часто рассаживались за столом, каждый смотрел на зрителя. Большое внимание уделялось мелким деталям в одежде, а также мебели и другим признакам положения человека в обществе. Позже в этом веке группы стали более живыми, а цвета - ярче.
Стоимость групповых портретов обычно разделялась участниками, часто не поровну. Выплачиваемая сумма может определять место каждого человека на картинке, будь то с головы до ног в полных регалиях на переднем плане или лицом только в задней части группы. Иногда все члены группы платили одинаковую сумму, что могло приводить к ссорам, когда одни участники занимали более видное место в картине, чем другие.
В Амстердаме большая часть этих картин в конечном итоге оказалась во владении городского совета, и многие из них сейчас выставлены в Амстердамском музее.
Регенты детского дома Burgerweeshuis в Амстердам, картина Авраама де Фриза в 1633 году
Регенты детского дома Валенвишуис в Амстердаме, картина Бартоломеуса ван дер Хелста в 1637 году
Регенты Св. Элизабетгастуис больница в Харлеме, картина Франса Хальса в 1641 году
Шесть регентов и бидл Новой Зеландии в Амстердаме, нарисованные Фердинандом Болом в 1657 г.
женщины-регенты Burgerweeshuis в Амстердаме, нарисованные Адрианом Бакером в 1683
Регенты приюта Stadsambachtskinderhuis в Утрехте, нарисованные Яном Мауриц Квинхард в 1731 г.
дом престарелых Proveniershuis в Харлеме, расписанный Франсом Декером в 1736 г.