Рэлеевский поток относится к не адиабатическому потоку без трения, через канал с постоянной площадью, где влияние учитывается добавление или отвод тепла. Эффекты сжимаемости часто принимают во внимание, хотя модель потока Рэлея, безусловно, применима и к несжимаемому потоку. Для этой модели площадь воздуховода остается постоянной, и масса внутри воздуховода не добавляется. Следовательно, в отличие от расход Фанно, температура торможения является переменной. Добавление тепла вызывает уменьшение давления торможения, что известно как эффект Рэлея и имеет решающее значение при проектировании систем сгорания. Добавление тепла приведет к тому, что как сверхзвуковые, так и дозвуковые числа Маха приблизятся к 1 Маха, что приведет к заторможенному потоку. И наоборот, отвод тепла уменьшает дозвуковое число Маха и увеличивает сверхзвуковое число Маха вдоль канала. Можно показать, что для калорически совершенных потоков максимум энтропии достигается при M = 1. Рэлеевский поток назван в честь Джона Стратта, 3-го барона Рэлея.
Модель течения Рэлея начинается с дифференциального уравнения, которое связывает изменение числа Маха с изменением температуры торможения, T 0. Дифференциальное уравнение показано ниже.
Решение дифференциального уравнения приводит к соотношению, показанному ниже, где T 0 * - застой температура в горловине воздуховода, необходимая для термического перекрытия потока.
Эти значения важны при проектировании систем сгорания. Например, если камера сгорания турбореактивного двигателя имеет максимальную температуру T 0 * = 2000 K, необходимо выбрать T 0 и M на входе в камеру сгорания, чтобы тепловое дросселирование не произойдет, что ограничит массовый расход воздуха в двигатель и уменьшит тягу.
Для модели потока Рэлея безразмерное изменение энтропийной зависимости показано ниже.
Приведенное выше уравнение можно использовать для построения линии Рэлея на графике зависимости числа Маха от ΔS, но чаще используется диаграмма безразмерной энтальпии H по сравнению с ΔS. Уравнение безразмерной энтальпии показано ниже с уравнением, связывающим статическую температуру с ее значением в месте расположения штуцера для калорийно совершенного газа, где теплоемкость при постоянном давлении, c p, остается постоянным.
Вышеупомянутое уравнение можно использовать для нахождения M как функции H. Однако из-за формы уравнения T / T * формируется сложное многокорневое соотношение. для M = M (T / T *). Вместо этого M можно выбрать в качестве независимой переменной, где ΔS и H могут быть сопоставлены на диаграмме, как показано на рисунке 1. На рисунке 1 показано, что нагрев будет увеличивать дозвуковое число Маха выше по потоку до M = 1.0. и поток дросселирует. И наоборот, добавление тепла к воздуховоду с восходящим сверхзвуковым числом Маха приведет к уменьшению числа Маха до тех пор, пока поток не закроется. В каждом из этих двух случаев охлаждение дает противоположный результат. Модель потока Рэлея достигает максимальной энтропии при M = 1.0. Для дозвукового потока максимальное значение H имеет место при M = 0.845. Это указывает на то, что охлаждение вместо нагрева вызывает изменение числа Маха с 0,845 до 1,0. Это не обязательно правильно, поскольку температура торможения всегда увеличивается, чтобы сдвинуть поток от дозвукового числа Маха к M = 1, но от M = 0,845 к M = 1.0 поток ускоряется быстрее, чем к нему добавляется тепло. Следовательно, это ситуация, когда тепло добавляется, но T / T * уменьшается в этой области.
Площадь и массовый расход поддерживаются постоянными для потока Рэлея. В отличие от потока Фанно, коэффициент трения Фаннинга, f, остается постоянным. Эти отношения показаны ниже с символом *, обозначающим место в горле, где может произойти удушение.
Дифференциальные уравнения также могут быть разработаны и решены для описания соотношений свойств потока Рэлея по отношению к значения в месте удушения. Соотношения давления, плотности, статической температуры, скорости и давления торможения показаны ниже соответственно. Они представлены графически вместе с уравнением отношения температур торможения из предыдущего раздела. Свойство застоя содержит нижний индекс «0».
Модель потока Рэлея имеет множество аналитических применений, особенно в отношении авиационных двигателей. Например, камеры сгорания внутри турбореактивных двигателей обычно имеют постоянную площадь, а добавление массы топлива незначительно. Эти свойства делают модель потока Рэлея применимой для добавления тепла к потоку при сгорании, предполагая, что добавление тепла не приводит к диссоциации воздушно-топливной смеси. Создание ударной волны внутри камеры сгорания двигателя из-за теплового дросселирования очень нежелательно из-за уменьшения массового расхода и тяги. Следовательно, модель потока Рэлея имеет решающее значение для первоначального расчета геометрии воздуховода и температуры сгорания двигателя.
Модель потока Рэлея также широко используется с моделью Fanno flow. Эти две модели пересекаются в точках на диаграммах энтальпия-энтропия и число Маха-энтропия, что имеет значение для многих приложений. Однако значения энтропии для каждой модели не равны в звуковом состоянии. Изменение энтропии равно 0 при M = 1 для каждой модели, но предыдущее утверждение означает, что изменение энтропии от одной и той же произвольной точки к звуковой точке отличается для моделей потока Фанно и Рэлея. Если начальные значения s i и M i определены, новое уравнение для безразмерной энтропии в зависимости от числа Маха может быть определено для каждой модели. Эти уравнения показаны ниже для потоков Фанно и Рэлея соответственно.
На рисунке 3 показан Линии Рэлея и Фанно, пересекающиеся друг с другом для начальных условий s i = 0 и M i = 3,0. Точки пересечения вычисляются путем приравнивания новых безразмерных уравнений энтропии друг к другу, в результате чего в отношении ниже.
Точки пересечения возникают при данном начальном числе Маха и его значении после нормального удара после . Для рисунка 3 эти значения составляют M = 3,0 и 0,4752, которые можно найти в таблицах нормального скачка давления, приведенных в большинстве учебников по сжимаемому потоку. Данный поток с постоянной площадью воздуховода может переключаться между моделями Рэлея и Фанно в этих точках.
На Викискладе есть материалы, связанные с потоком Рэлея. |