Р-40. AA-6 Acrid | |
---|---|
Тип | Heavy Ракета класса «воздух-воздух» |
Место происхождения | Советский Союз |
История обслуживания | |
На вооружении | с 1970 г. по настоящее время |
Используется | Советским Союзом, Сирией, Ираком |
Войны | Иранско-иракская война, Война в Персидском заливе, Операция Южный дозор |
История производства | |
Конструктор | ОКБ-4 М.Р. Бисноватый |
Разработано | 1959 |
Выпускалось | 1960–1995 гг. |
Варианты | R-40R / R-40T, R-40RD / R-40TD, R-40RD1 / R -40TD1 (модели с радаром и ИК) |
Характеристики (R-40RD) | |
Масса | 475 кг (1047 фунтов) |
Длина | 6,29 м (20 футов 8 дюймов)) (с наведением по радару) - 5,91 м (19 футов 5 дюймов) (с наведением по ИК) |
Диаметр | 0,31 м (12 дюймов) |
Боевая часть | взрыв осколочный |
Масса боевой части | 38–100 кг (84–220 фунтов) |
Детонационный. механизм | Радар и активный ла серовзрыватели |
Двигатель | твердотопливный ракетный двигатель |
Размах крыла | 1,45 м (4 фута 9 дюймов) |
Эксплуатационная. дальность | 50–80 км (31–50 миль) |
Максимальная скорость | 2,2-4,5 Маха |
Система наведения. | Обратный моноимпульс Полуактивный радиолокационный самонаведение (R-40RD). Инфракрасное самонаведение (Р-40ТД) |
Старт. платформа | МиГ-25, МиГ-31 |
Самолет Бисноват (позже Молния затем Вымпел ) R-40 (отчетное название НАТО AA-6 'Acrid' ) - это ракета дальнего действия воздух-воздух, разработанная в 1960-х годах Советским Союзом специально для МиГ-25П. перехватчик, но может нести и более поздний МиГ-31. Это самая большая в мире ракета класса "воздух-воздух", когда-либо производившаяся.
Разработка Mach 3+ North American XB-70 Valkyrie угрожала одним махом сделать весь перехватчик и ракетные силы Войска ПВО, благодаря невероятным скоростным и высотным характеристикам. Чтобы противостоять этой новой угрозе, был разработан МиГ-25, но также потребовались новые ракеты класса «воздух-воздух», чтобы МиГ-25 мог поражать намеченные цели на больших скоростях и высотах, продиктованных требованиями. Конструкторское бюро «Бисноват» начало разработку ракеты «воздух-воздух» большой дальности в 1962 г.. Получившийся Р-40 первоначально был согласован с РЛС «Смерч-А» («Торнадо-А») из МиГ-25. Он был построен в полуактивной радиолокационной станции самонаведения (R-40R ), с инверсной моноимпульсной ГСН, которая дает ракете возможность поражать цели в всех аспектах и Версии с инфракрасным самонаведением (R-40T ).
Чтобы гарантировать поражение на таких высоких скоростях и в разреженном воздухе, требовалась большая боеголовка. чтобы иметь достаточный взрывной эффект. Для обеспечения достаточной маневренности ракеты на большой высоте требовались большие опоры управления. Все это потребовало создания очень большой ракеты, и в результате Р-40 стала самой большой ракетой класса «воздух-воздух», когда-либо производившейся. Он немного больше, чем MIM-23 Hawk ракета земля-воздух.
После дезертирства советского ПВО пилота Виктора Беленко в 1976 и компрометации систем МиГ-25П и связанных с ним Р-40, «Вымпел» разработал улучшенную версию ракеты с улучшенной устойчивостью к инфракрасному противодействию (IRCM) и многим другим. чувствительные искатели. Модернизированные ракеты обозначались суффиксом -D (от «доработанные» - «доработанные»). Также были разработаны более поздние версии -D1.
Производство Р-40 закончилось в 1991, но он остается на вооружении ограниченного состава, сохранившись МиГ-25 и несколько МиГ-31 перехватчики.
На советской службе из Р-40 ни разу не стреляли в гневе. Стандартная процедура ПВО заключалась в стрельбе залпом из двух ракет по цели; 1 ракета с тепловым наведением R-40T, за которой следует SARH R-40R, чтобы избежать возможности захвата ракеты с тепловым наведением и ракеты с радиолокационным наведением.
Поскольку МиГ-25 экспортировался в различные государства Ближнего Востока, Р-40 использовался в боевых действиях Ирака, а также, вероятно, Сирии и Ливии. Автор Том Купер утверждает, что сирийские ВВС одержали воздушную победу 29 июня 1981 года, когда сирийский МиГ-25ПД (блок 1 FIS SAF) сбил израильский F-15. Это не подтверждено.
Рассекреченный документ ЦРУ сообщает, что в первую ночь бури в пустыне, 17 января 1991 года, самолет F / A-18C Скотта Спайхера был сбит R-40R. выпущен из иракского МиГ-25.
30 января 1991 года ИРАФ МиГ-25 повредил ВВС США F-15C ракетой Р-40 в Воздушный бой Саммура. Однако Ирак заявил, а позже подтвердил, что F-15 был сбит и упал в Саудовской Аравии после того, как бедуин-контрабандист обнаружил обломки, но ВВС США опровергают эти утверждения.