A протопоп или протопресвитер, является священником более высокого ранга в Восточной Православной и Византийской католической Церквях, что в целом соответствует Западному христианству протоиерею или Латинская церковь декан.
Права и обязанности этих сановников в разное время и в разных поместных церквях в некоторой степени варьировались. Грубо говоря, титулы протоиерей (в греческом ἀρχιπρεσβὐτερος архипресвитерос), протоиерей (πρωτοιερεύς протоиерей, πρωτοπρεσβύτερος, то есть протопопресвитер, то есть протопопресвитер) иногда их выделяли.
По общему мнению, первосвященник имеет высший чин в своем ордене; он идет сразу после епископа. В пятом веке он появляется как глава коллегии священников, как представитель епископа для выполнения определенных обязанностей посещения и канонического суждения, как его представитель в случае отсутствия или смерти (sede vacante ). Поэтому он объединил должности римско-католического декана капитула, генерального викария и капитуляра. Это название постоянно повторяется в раннем средневековье.
В имперском Константинополе был тщательно организованный суд церковных лиц вокруг Вселенского Патриарха, чьи различные места в хоре во время празднования патриарха указаны в Евхологионе вместе с изложением их обязанностей. Среди них первое место слева было у протопопа. "Протопоп стоит над левым хором, когда понтифик празднует, он дает ему [понтифику] Святое Причастие и таким же образом понтифик протопопу, и он имеет все первое помещает [τὰ πρωτεῖα πάντα -ta proteia panta] в церковь »(Гоар, 225). Под ним «второй» (ὁ δευτερεύων ho deutereuon) занимает его место в его отсутствие (там же). То же самое и со списком Льва Аллатия, где далее говорится: «он занимает место [κρατῶν τόπον - кратон топон, как заместитель] понтифика» (там же, 229). Его способствуют подношение патриарху, который возлагает на него руку с молитвой, и трижды крик духовенства "axios " (ἄξιος) (обряд из Аллатия дан Гоаром, 238). Гоар отмечает, что протопопа, по крайней мере до некоторой степени, удалось занять место хорепископуса. Он мог назначать лекторов ; на сослужении, где нет епископа, он председательствовал и произносил экфонис (ἐκφώνησις - возгласы, произносимые вслух в конце молитв и ектений ). В отсутствие епископа он занял свое место в качестве президента и имел юрисдикцию над своим сослуживцем. Джордж Кодинос (четырнадцатый век) говорит о протопопе: «он первый в трибунале [τοῦ βήματος - tou bematos, властный], занимающий второе место после понтифика» (De Officiis, I, цитируется по Goar 237).
В отличие от чиновника патриаршего двора, хотя и носили тот же титул, в сельских приходах были протопопы. Они соответствуют католическим сельским благочинным, уполномоченным епископальной юрисдикцией по незначительным делам, по которым может быть подана апелляция епископу. Итак, Феодор Вальсамон (двенадцатый век): «канонами запрещается, чтобы в малых городах и деревнях были епископы, и поэтому они рукополагают для этих священников, которые являются прототипами и chorepiscopi "(Syntagma, III, 142). Бывают случаи, когда протопопа в отдаленном месте имеет епископскую юрисдикцию, но не имеет приказов, как некоторые апостольские викарии или архиереи в Англии с 1599 по 1621 год. В таких случаях они отличаются от архиереев и имеют таких должностных лиц в подчинении (так что введение к "Священному катехизису" Николая Булгариса, Венеция, l681).
В наше время православный (и восточно-католический) титул протопопа часто означает не более чем дополнительный титул, передающий определенный ранг и приоритет, иногда с несколькими незначительными правами. Часто в церкви, в которой несколько священников (как мы бы сказали, настоятель и священники), первого (настоятеля) называют протопопом. В царской России, королевской Болгарии, королевской Румынии и Габсбургской Австрии протопы имели власть над округом, в котором находилось несколько приходов, которые им приходилось посещать время от времени, представляя для духовенства суд первой инстанции. В Православной Венгрии и Трансильвании существуют протопресвитераты (епархии), в которых протопопа избирается духовенством и народом и управляется епископом. В этих случаях его можно сравнить с нашими сельскими благочинными. Такая должность - высшее, на что может претендовать женатый православный священник, поскольку епископы всегда являются монахами. На Руси протопоп (протоиерей) иногда носит византийскую митру (но без креста на ней) и эпигонацию, но не омофор или саккос..
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общедоступном доступе : Herbermann, Charles, ed.. (1913). "Протопоп ". Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон Компани.