A индекс цен (множественное число: «индексы цен» или «индексы цен») - это нормализованное среднее значение (обычно средневзвешенная ) цены родственников для данного класса товаров или услуг в данном регионе в течение данного интервал времени. Это статистика, предназначенная для того, чтобы помочь сравнить, как эти родственники цен, взятые в целом, различаются между периодами времени или географическими местоположениями.
У индексов цен есть несколько потенциальных применений. Для особенно широких индексов можно сказать, что индекс измеряет общий уровень цен в экономике или прожиточный минимум. Более узкие индексы цен могут помочь производителям с бизнес-планами и ценообразованием. Иногда они могут быть полезны для направления инвестиций.
Некоторые известные индексы цен включают:
Нет четкого консенсуса относительно того, кто создал первый индекс цен. Самое раннее опубликованное исследование в этой области было проведено валлийцем Райсом Воганом, который исследовал изменение уровня цен в своей книге 1675 года Беседа о монетах и чеканке. Воан хотел узнать об этом. отделить инфляционное воздействие притока драгоценных металлов, принесенного Испанией из Нового Света, от эффекта, вызванного обесцениванием валюты. Воан сравнил трудовые уставы своего времени с аналогичными уставами, относящимися к Эдуарду III. Эти законодательные акты устанавливают заработную плату за выполнение определенных задач и обеспечивают хорошую регистрацию изменений уровня заработной платы. Воан рассуждал, что рынок основной рабочей силы не сильно колеблется со временем и что на зарплату основного рабочего, вероятно, можно было бы покупать одинаковое количество товаров в разные периоды времени, так что зарплата рабочего действовала как корзина товаров. Анализ Воана показал, что уровни цен в Англии выросли в шесть-восемь раз за предыдущее столетие.
Хотя Воана можно считать предшественником исследования индекса цен, его анализ на самом деле не предполагал расчета индекса.. В 1707 году англичанин Уильям Флитвуд создал, возможно, первый истинный индекс цен. Студент из Оксфорда попросил Флитвуда показать, как изменились цены. Студент мог потерять свою стипендию, поскольку положение 15 века запрещало студентам с годовым доходом более пяти фунтов стерлингов получать стипендию. Флитвуд, который уже был заинтересован в изменении цен, собрал большой объем ценовых данных за сотни лет. Флитвуд предложил индекс, состоящий из усредненных родственников цен, и использовал свои методы, чтобы показать, что стоимость пяти фунтов стерлингов сильно изменилась за 260 лет. Он выступал от имени оксфордских студентов и анонимно опубликовал свои выводы в томе под названием Chronicon Preciosum.
Учитывая набор товаров и услуг, общая рыночная стоимость транзакций в
за некоторый период
будет
где
Если за два периода и
, было продано одинаковое количество каждого товара или услуги, но по разным ценам, тогда
и
будет разумной мерой цены набора в одном периоде относительно цены в другом периоде, и предоставит индекс, измеряющий относительные цены в целом, с учетом проданного количества.
Конечно, для любых практических целей покупаемые количества редко, если вообще когда-либо, идентичны в течение любых двух периодов. Таким образом, это не очень практичная формула индекса.
Может возникнуть соблазн немного изменить формулу:
Однако этот новый индекс не делает ничего, чтобы отличить рост или сокращение объемов продаж от изменений цен. Чтобы убедиться в этом, подумайте, что произойдет, если все цены удвоятся между и
, а количество останется прежним:
удвоится. Теперь посмотрим, что произойдет, если все количества удвоятся между
и
, а все цены останутся прежними:
удвоится. В любом случае изменение в
идентично. Таким образом,
является не только индексом цен, но и количественным индексом.
Были построены различные индексы в попытке компенсировать эту трудность.
Двумя основными формулами, используемыми для расчета индексов цен, являются индекс Пааше (по словам экономиста Германа Пааше ) и индекс Ласпейреса (после экономиста Этьена Ласпейреса ).
Индекс Пааше вычисляется как
, а индекс Ласпейреса вычисляется как
где - относительный индекс уровней цен за два периода,
- базовый период (обычно первый год), а
- период, для которого рассчитывается индекс.
Обратите внимание, что единственное различие в формулах состоит в том, что в первых используются количества периода n, а во втором - количества базового периода (период 0). Полезный мнемонический прием для запоминания того, какой индекс использует какой период, - это то, что L стоит перед P в алфавите, поэтому индекс Ласпейреса использует более ранние базовые величины, а индекс Пааше - окончательные количества.
Применительно к пакетам индивидуальных потребителей индекс Ласпейреса, равный 1, будет указывать на то, что агент в текущем периоде может позволить себе купить тот же пакет, который он потреблял в предыдущий период, при условии, что доход не изменился; индекс Пааше, равный 1, будет означать, что агент мог бы потреблять тот же набор в базовом периоде, что и в текущем периоде, при условии, что доход не изменился.
Следовательно, можно думать об индексе Пааше как об индексе, где numeraire - это набор товаров с использованием цен текущего года и количества текущего года. Точно так же индекс Ласпейреса можно рассматривать как индекс цен, принимающий набор товаров с использованием текущих цен и количества базисного периода в качестве индекса.
Индекс Ласпейреса имеет тенденцию завышать инфляцию (в рамках стоимости жизни), в то время как индекс Пааше имеет тенденцию занижать ее, потому что индексы не учитывают тот факт, что потребители обычно реагируют на изменение цен, изменяя количества, которые они покупают. Например, если цены на товар растут, то, ceteris paribus, объем спроса на этот товар должен снизиться.
Многие индексы цен рассчитываются с помощью процедуры индекса Лоу . В индексе цен Lowe весовые коэффициенты расходов или количества, связанные с каждым товаром, не берутся из каждого индексированного периода. Обычно они унаследованы от более раннего периода, который иногда называют базовым периодом расходов. Обычно веса расходов обновляются время от времени, но цены обновляются каждый период. Цены взяты из периода времени, который должен суммировать индекс ". Индексы Лоу названы в честь экономиста Джозефа Лоу. Большинство ИПЦ и индексов затрат на занятость из Статистического управления Канады, Бюро статистики труда США и многие другие национальные статистические управления используют индексы Лоу. Индексы Лоу иногда называют «модифицированным индексом Ласпейреса», где основная модификация состоит в том, чтобы определять количественные веса реже, чем каждый период. Для потребительских цен индекса, веса различных видов расходов обычно рассчитываются на основе обследований домашних хозяйств, интересующихся их бюджетами, и такие обследования проводятся реже, чем сбор данных о ценах. Еще одна формулировка состоит в том, что индексы Ласпейреса и Пааше являются частными случаями индексов Лоу, в которых все Данные о ценах и количестве обновляются каждый период.
Для сравнения объемов производства между странами часто используются количественные индексы Лоу. Метод Гири-Хамиса, используемый в Всемирном банке В Международная программа сравнений относится к этому типу. Здесь количественные данные обновляются каждый период для каждой из нескольких стран, тогда как включенные цены остаются неизменными в течение некоторого периода времени, например «средние цены по группе стран».
индекс Маршалла – Эджворта (назван в честь экономисты Альфред Маршалл и Фрэнсис Исидро Эджворт ) пытается преодолеть проблемы занижения и завышения индексов Ласпейреса и Пааше, используя средние арифметические величины:
Индекс Фишера, названный в честь экономиста Ирвинга Фишера ), также известный как идеальный индекс Фишера, рассчитывается как среднее геометрическое для и
:
Все эти индексы обеспечивают общее измерение относительных цен за период периоды или места.
Индексы цен представлены в виде чисел индексов, числовых значений, которые указывают относительное изменение, но не абсолютные значения (т. одно значение индекса цен можно сравнить с другим или с базовым, но само по себе число не имеет значения). Индексы цен обычно выбирают базовый год и делают это значение индекса равным 100. Каждый второй год выражается в процентах от этого базового года. В этом примере пусть 2000 будет базовым годом:
Когда индекс был нормализован таким образом, значение числа 112, например, состоит в том, что общая стоимость корзины товаров на 4% больше. в 2001 г., чем в базовом году (в данном случае 2000 г.), на 8% больше в 2002 г. и на 12% больше в 2003 г.
Как можно Как видно из приведенных выше определений, если у вас уже есть данные о ценах и количестве (или, альтернативно, данные о ценах и расходах) за базовый период, то для расчета индекса Ласпейреса для нового периода требуются только новые данные о ценах. Напротив, для расчета многих других индексов (например, индекса Пааше) для нового периода требуются как новые данные о ценах, так и новые данные о количестве (или, альтернативно, как новые данные о ценах, так и новые данные о расходах) для каждого нового периода. Сбор только новых данных о ценах часто бывает проще, чем сбор новых данных о ценах и новых данных о количестве, поэтому расчет индекса Ласпейреса для нового периода, как правило, требует меньше времени и усилий, чем расчет этих других индексов для нового периода.
На практике индексы цен, которые регулярно составляются и публикуются национальными статистическими агентствами, относятся к типу Ласпейреса из-за вышеупомянутых трудностей с получением данных о количестве или расходах за текущий период.
Иногда, особенно для агрегированных данных, данные о расходах более доступны, чем количественные. Для этих случаев индексы могут быть сформулированы в терминах относительных цен и расходов базового года, а не количественных показателей.
Вот переформулировка индекса Ласпейреса:
Пусть be общие расходы на товар c в базовом периоде, тогда (по определению) мы имеем
и, следовательно, также
. Мы можем подставить эти значения в нашу формулу Ласпейреса следующим образом:
Аналогичное преобразование может быть выполнено для любого индекса.
Вышеуказанные индексы цен были рассчитаны относительно фиксированного базового периода. В качестве альтернативы можно принять за базовый период для каждого периода времени непосредственно предшествующий период. Это можно сделать с помощью любого из вышеуказанных индексов. Вот пример с индексом Ласпейреса, где - период, для которого мы хотим рассчитать индекс, а
- это контрольный период, который фиксирует значение ряда:
Каждый член
отвечает на вопрос «по какому фактору ces увеличилась между периодом и периодом
". Их умножают, чтобы ответить на вопрос, «на какой фактор выросли цены с периода
». Тогда индекс является результатом этого умножения и дает цену относительно цен периода
.
Цепочка определяется для индекса количества точно так же, как и для индекса цен.
Формулы индекса цен могут быть оценены на основе их отношения к экономическим концепциям (например, стоимости жизни) или на их математических свойствах. В литературе по теории индексов было предложено несколько различных тестов таких свойств. W.E. Диверт обобщил прошлые исследования в списке из девяти таких тестов для индекса цен , где
и
- векторы, дающие цены за базовый период и базисный период, а
и
дают количественные данные за эти периоды.
Индексы цен часто отражают изменения цен и количества товаров и услуг, но они часто не учитывают за изменение качества товаров и услуг. Этого можно было бы избежать, если бы основной метод соотношения цены и качества, а именно гедонистическая регрессия, можно было бы обратить вспять. Тогда изменение качества можно будет рассчитать по цене. Вместо этого статистические агентства обычно используют индексы цен на основе сопоставленных моделей, когда цена одной модели конкретного товара устанавливается в одном магазине через определенные промежутки времени. Метод сопоставленной модели становится проблематичным, когда статистические агентства пытаются использовать этот метод для товаров и услуг с быстрой сменой характеристик качества. Например, компьютеры быстро совершенствуются, а конкретная модель может быстро устареть. Статистики, составляющие индексы цен на основе сопоставленных моделей, должны решить, как сравнивать цену устаревшего товара, первоначально использованного в индексе, с новым и улучшенным товаром, который его заменяет. Статистические агентства используют несколько различных методов для такого сравнения цен.
Обсуждаемая выше проблема может быть представлена как попытка сократить разрыв между ценой на старый товар в момент времени t, , с ценой нового товара в более поздний период времени,
.