Политический класс или политическая элита - концепция сравнительной политологии, первоначально разработанная итальянскими политологами. теоретик Гаэтано Моска (1858–1941). Это относится к относительно небольшой группе активистов, которые хорошо осведомлены и активны в политике, и из которых в значительной степени черпается национальное руководство. Как отмечал Макс Вебер, они не только живут «политикой» - как привыкли старые знатные люди, - но делают свою карьеру «вне политики» в качестве политиков и экспертов в определенных областях государственного управления. Моска подошел к изучению политического класса, исследуя механизмы воспроизводства и обновления правящего класса; характеристики политиков; и различные формы организации, развившиеся в их обладании властью.
В выборных законодательных органах могут доминировать профильные специалисты, которым помогают постоянные сотрудники, которые превращаются в политический класс.
Присутствие или отсутствие политического класса в стране зависит от ее истории. Например, в Германии (с 1945 года) очень слабый политический класс с «поразительным табу» на вид элитизма, который доминировал в Германии до 1945 года, включая имперскую Германию, Веймар и нацистский режим. В противоположность этому, во Франции очень престижный политический класс, обучающийся в специальных элитных школах.
До 1970-х годов в Британии был сплоченный политический класс, который происходил из семей высшего класса, чьи сыновья познакомились друг с другом в элитных «государственных школах» (например, Итон College и Harrow School ) и сеть «стариков», основанная на Оксфорде и Кембридже, которая доминирует в общественной жизни. Однако после 1970 года политический класс стал намного более открытым с точки зрения социального происхождения британских политиков и высших государственных служащих. Консервативные члены парламента (депутаты) все чаще включают тех, кто получил образование в неэлитных школах и имеет скромное социальное происхождение. Депутаты от лейбористской партии, в свою очередь, все чаще получают образование из среднего класса, белых воротничков и университетов. Тем не менее в образовательной структуре британского кабинета министров доминировало ограниченное число эксклюзивных учебных заведений как на уровне среднего, так и на высшем уровне образования.
В появился политический класс. Испания во время правления (1833–68) королевы Изабеллы II. В Испании возник современный политический класс, адаптированный к потребностям строящегося представительного государства. Чтобы добиться этого, круги власти были открыты для интенсивного обновления, кооперируя семьи провинциальных дворянских сетей. В результате образовался политический класс, состоящий в основном из юристов и приверженных ценностям и интересам земельной собственности. Это был новый правящий класс. Первоначально вдохновленный революционными принципами, он вскоре ограничил круг власти, став аристократичным и в значительной степени закрытым для новых членов.
Лукас (1998) исследует деспотическую и инфраструктурную власть с точки зрения отношений между военными лидерами и гражданским политическим классом в Нигерии с 1985 по 1993 годы. Он заключает, что слабые государства переживают конфликт между этими двумя типами власти. Деспотическая власть в определении социолога Майкла Манна относится к репрессивным возможностям государства, тогда как инфраструктурная власть относится к его способности проникать в общество и выполнять его решения. В то время как лидеры культивируют союзы с влиятельными социальными группами, чтобы реализовать свою инфраструктурную мощь, использование деспотической власти может подорвать такие модели сотрудничества.
Военные лидеры полагались на ряд деспотических стратегий, чтобы расширить свой контроль над политическим классом в рамках обещанного перехода к демократии: многие политики были запрещены, две политические партии, созданные правительством, были навязаны, и выборы, которые привели к исходы, угрожающие военным интересам, отменялись. Хотя военному руководству удалось подавить политических деятелей, оно не смогло реструктурировать гражданское руководство таким образом, чтобы укрепить институциональную власть государства. Постоянная зависимость военных от деспотических стратегий привела к долгосрочному снижению целостности и инфраструктурных возможностей государства.
В Китае эта страна была преимущественно сельское хозяйство, где доминировала имперская бюрократия, которую венчали мандарины. Он состоял из судей, губернаторов, администраторов, высококвалифицированных в искусстве управления. Литературный чиновник стал опорой политической системы.
Популистские политические движения изображают себя врагами установленного политического класса и аутсайдерами из основного политического класса, который больше не представляет народ и морально испорчены. К таким движениям относятся Партия независимости Соединенного Королевства, Национальный фронт Франции, Партия свободы Австрии и Флаамс Беланг.
Термин «политический класс» в последнее время использовался в качестве эпитета консерваторами, например редакторами National Review. Тема состоит в том, что политическая элита недемократична и имеет собственные планы - особенно усиление собственной власти, - которые враждебны общенациональным интересам и которым должны противостоять популистские движения на низовом уровне.
В 1990-х годах в Соединенных Штатах ограничили срок полномочий, чтобы ослабить политический класс за счет ограничения количества сроков, которые может исполнять избранный законодатель. Несмотря на то, что он добился успеха во многих штатах и городах, он был отклонен как неконституционный Верховным судом, когда он попытался ограничить количество сроков, которые может исполнять федеральный чиновник.