Колонна Бурлаков Бурлаки (фр. : Pilier des nautes) - монументальная римская колонна, возведенная в Лютеции (современный Париж) в честь Юпитера гильдией лодочников. в 1 веке нашей эры. Это старейший памятник Парижа и один из самых ранних образцов галло-римского искусства с письменной надписью (Hatt 1952).
Было обнаружено, что он был повторно использован в городской стене IV века на le de la Cité и теперь выставлен во фригидарии в Thermes de Клуни.
Колонна сделана из известняка, называемого «Пьер де Сен-Лё-д'Эссерен», из Сен-Лё, Уаза, Франция. Первоначальный столб должен был иметь высоту 5,24 м, ширину 91 см в основании и 74 см наверху (Сарагоса, 2003). Вероятно, он был сформирован в четыре яруса, и хотя порядок сверху вниз достаточно определен из относительных размеров блоков, мы не знаем порядок вращения, в котором блоки были расположены; есть 64 возможности.
Однако нет никаких доказательств того, что они были сложены стопкой и могли быть двумя парами алтарей.
Гильдия предназначалась для относительно богатых судовладельцев или торговцев. Показателем могущества гильдии является одна из скульптур на колонне, на которой они выступают с оружием в руках со щитами и копьями - привилегия, предоставленная римлянами, что является исключительным явлением менее чем через полвека после завоевания Галлии. Гильдия была также первым известным обществом Парижа.
Написанная на латыни с некоторыми галльскими языками чертами, надпись объединяет римских божеств с богами которые явно галльские. Столб датируется посвящением Тиберию Цезарю Августу, то есть Тиберию, который стал императором в 14 г. н.э. Он был создан публично (publice posierunt) гильдией моряков Лютеции из civitas из Parisii (nautae Parisiaci). Эти моряки были купцами, которые путешествовали по Сене.
. Главное посвящение Юпитеру в форме Iovis Optimus Maximus («Юпитер Лучший и Величайший»). Имена императора и верховного божества появляются в дательном падеже как получатели посвящения. Остальные теонимы представляют собой именительный падеж легенд, сопровождающих отдельные изображения богов. Это (в порядке их следования ниже) Юпитер, Тарвос Тригаранос (Бык с тремя журавлями), Вулкан (Вулкан), Эсус, Цернуннос, Кастор, Смертриос и Фортуна.
Посвящение (CIL XIII, 3026 ; RIG L2-1) выглядит следующим образом:
Сторона 1 | Сторона 2 | Сторона 3 | Сторона 4 |
---|---|---|---|
[Cptingernunnos | Смер [трио] | Кастор | [Поллукс] |
Иуис | Эсус | Таруос Тригаран | Вулкан |
Тиб (erio) Цезарь Ауг (usto) Iovi Optum [o] Maxsumo n autae Parisiaci publice posierunt | [трое вооруженных безбородых мужчин] | Эврис [трое вооруженных бородатых мужчин] | Сенан [т] У [с] е [т] ло [н] ] [-] [три мужчины и женщины в мантии] |
Форт [Уна с Юно?] | [две богини] | [-] V [-] [Марс с супругой (Венерой?)] | [Меркурий с Росмертой?] |
Столп является единственным бесспорным примером божественного имени Цернуннос (Кох 2006, п. 396). Галльские теонимы представлены как имена божеств сами по себе, а не как эпитеты римских богов (для сравнения, см. Многие кельтские боги, синкретизированные с Марсом ). Другие фигуры появляются на колонне без разборчивых надписей, включая римских богов Марса и Меркурия, которых можно идентифицировать по их традиционной иконографии, и другие неопознанные фигуры, в основном женские.
Верхний ярус, от которого осталась только верхняя половина, изображает Цернуннос, Смертриос и Кастор и Поллукс. У Цернунноса есть оленьи рога, на которых свисают два факела. Судя по размеру тела в верхней половине, предполагается, что Цернуннос был изображен в сидячем положении со скрещенными ногами, что типично для других изображений Цернунноса (Бобер 1951, стр. 14, 19, 21– 24); ему недостаточно места, чтобы сидеть на стуле или стоять (Bober 1951, стр. 30). Смертриос стоит на коленях, размахивает дубинкой и атакует змею. Кастор и Поллукс показаны стоящими рядом со своими лошадьми, каждый держит копье (Busson 1998, стр. 451).
Второй завершенный уровень показывает Юпитер, Эсус, Тарвос Тригаранос и Вулкан. Юпитер изображен стоящим, держащим в руке копье и молнию. Эсус изображен стоящим рядом с ивой, которую он рубит топором. Тарвос Тригаран изображен в виде большого, массивного быка, стоящего перед ивой. Два журавля стоят ему на спине, а третий - на голове. Вулкан изображен стоящим с молотком и клещами (Busson 1998, стр. 449–450).
Посвящение Юпитеру при Тиберии (14-37 г. н.э.).
Кернуннос.
Смертриос.
Эсус.
Тарвос Тригаранос.
Вулкан
Юпитер.
Третий ярус, верхняя половина которого сохранилась, несет основная дарственная надпись на лицевой стороне. Поскольку у него есть рамка и он кажется законченным, содержимое нижней части лица неизвестно. На другой стороне изображена группа из трех молодых людей со щитами и копьями; группа из трех пожилых бородатых мужчин с копьями и щитами с надписью Iurises; и группа из трех фигур, по крайней мере одна из которых - женщина. Они не вооружены, одеты в развевающиеся платья и имеют надпись Senani U [s] eiloni (Busson 1998, p. 448).
Четвертый, самый нижний ярус немного шире, чем три верхних. Осталась только верхняя половина, а надписи сильно повреждены. На каждом лице изображена пара стоящих фигур. Марса с копьем и мечом сопровождает женское божество с большими круглыми серьгами и струящейся одеждой, которую держат на одной руке. Меркурий, опознаваемый по кадуцею, изображен с богиней, которая может быть Росмертой, его частым спутником в галльском искусстве. Фортуну сопровождает другое женское божество, возможно Юнона. Два других неопознанных женских божества находятся на четвертом лице, одно слева обнажено до пояса и держит за собой большой плащ с поднятыми руками; другой одет и имеет большие круглые серьги (Busson 1998, стр. 447).
Где-то в 3 веке каменные блоки, составлявшие столб, были разбиты на две части и использованы для укрепления фундамента стен вдоль берега реки. Со временем остров немного вырос, так что пристани 3-го века теперь находятся в десятке метров от берегов современной реки (Крута 1883) harv error: no target: CITEREFKruta1883 (help ).
Христианский собор Св. Этьена был основан Хильдебертом в 528 году нашей эры на месте галло-римского храма; Нотр-Дам де Пари, в свою очередь, был построен над ним в 1163 году нашей эры.
Столб был найден 6 марта 1710 г. во время строительства склепа под нефом Нотр-Дам-де-Пари и впервые опубликован Бодело де Дэрваль в 1712 году (Busson 1998, стр. 445–446). Не все части были восстановлены; для трех ярусов у нас только верхняя половина.
После обнаружения каменные блоки были доставлены в отель de Cluny, средневековое церковное здание, построенное на руинах римской бани 2-го века. Это стало Музеем Клюни, а затем Национальным музеем эпохи Мойен.
В 2001 году блоки были восстановлены, удалив черную налету грязи, которая накопилась на поверхности камня за три столетия с момента открытия. (Сарагоса 2003) ошибка harv: нет цели: CITEREFSaragoza2003 (справка ). Восстановленные камни снова выставлены в музее.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Pilier des Nautes. |