Кельтские божества | |
---|---|
Член Туата Де Дананн | |
Эпона, кельтская богиня лошадей и верховой езды, не имела прямого римского эквивалента, и поэтому является одним из наиболее стойких кельтских божеств. Это изображение происходит из Германии, около 200 г. н.э. |
боги и богини дохристианских кельтских народов известны из различных источников, в том числе из древних места отправления культа, статуи, гравюры, предметы культа, а также места или личные имена. У древних кельтов, похоже, был пантеон божеств, сравнимый с другими в индоевропейской религии, каждое из которых было связано с аспектами жизни и миром природы. В результате процесса синкретизма, после римского завоевания кельтских областей, они стали ассоциироваться со своими римскими эквивалентами, и их поклонение продолжалось до христианизации. В доримском кельтском искусстве было создано несколько изображений божеств, и их трудно идентифицировать, поскольку отсутствуют надписи, но в период после завоевания было создано гораздо больше изображений, некоторые с надписями с именами божества. Таким образом, большая часть конкретной информации, которая у нас есть, поступает от латинских писателей и археологов постконкистского периода. Более ориентировочно, можно установить связи между древними кельтскими божествами и фигурами в раннесредневековой ирландской и валлийской литературе, хотя все эти работы были созданы после христианизации.
locus classicus для кельтских богов из Галлии - это отрывок из Юлия Цезаря Commentarii de Bello Gallico (Галльская война, 52–51 гг. До н.э.), в котором он называет шесть из них вместе с их функциями. Он говорит, что Меркурий был самым почитаемым из всех богов, и можно было найти множество его изображений. Меркурий считался изобретателем всех искусств, покровителем путешественников и торговцев и самым могущественным богом в вопросах торговли и наживы. После него галлы почитали Аполлона, изгонявшего болезни, Марса, управлявшего войной, Юпитера, правившего небесами, и Минервы, которые занимались ремеслами. Он добавляет, что галлы считали Dis Pater своим предком.
В характерной римской моде Цезарь называет этих фигур не их местными именами, а именами. римских богов, с которыми он их приравнял, процедура, которая усложняет задачу отождествления его галльских божеств с их аналогами в островных кельтских литературах. Он также представляет аккуратное схематическое уравнение бога и функции, которое совершенно чуждо местным литературным свидетельствам. Тем не менее, учитывая его ограниченность, его краткий каталог является ценным свидетельством.
Боги, названные Цезарем, хорошо известны в более поздних эпиграфических записях Галлии и Британии. Нередко их имена сочетаются с исконными кельтскими теонимами и эпитетами, такими как Меркурий Визуций, Ленус Марс, Юпитер Поенин или Сулис Минерва. Несинхронизированные теонимы также широко распространены, особенно среди богинь, таких как Сулевия, Сирона, Росмерта и Эпона. Всего в Галлии засвидетельствовано несколько сотен имен, содержащих кельтский элемент. Большинство из них встречается только один раз, что привело некоторых ученых к выводу, что кельтские боги и их культы были местными и племенными, а не национальными. Сторонники этой точки зрения цитируют Лукана упоминание бога по имени Тевтат, которого они интерпретируют как «бог племени» (считается, что теута- означало «племя» в кельтском языке.). Множественность имен божеств также можно объяснить иначе - многие, например, могут быть просто эпитетами, применяемыми к главным божествам широко распространенными культами.
Свидетельства римского периода представляют широкий спектр богов и богинь, представленных изображениями или начертанными посвящениями. Некоторые божества широко почитались в кельтском мире, в то время как другие были ограничены только одним регионом или даже определенной местностью. Некоторые местные или региональные божества могут иметь большую популярность в своих сферах, чем надрегиональные божества. Например, в центрально-восточной Галлии местная богиня исцеления Секвана из современной Бургундии, вероятно, имела большее влияние в умах своих местных приверженцев, чем Матрес, которым поклонялись по всей Британии, Галлии и Рейнланд.
Среди божеств, выходящих за пределы племенных границ, были Матры, Цернуннос, бог неба Таранис и Эпона. Эпона, богиня лошадей, вызывалась преданными, жившими так далеко друг от друга, как Британия, Рим и Болгария. Отличительной чертой богинь-матерей было их частое изображение в виде триады во многих частях Британии, в Галлии и на Рейне, хотя внутри этой группы можно выявить сильные региональные различия.
У кельтского бога неба тоже были вариации в том, как его воспринимали и выражали его культ. Тем не менее, связь между кельтским Юпитером и солнечным колесом поддерживается на обширной территории, от стены Адриана до Кельна и Нима.
Иногда можно идентифицировать региональных, племенных или подплеменных божеств. Специфично для Реми северо-запада Галлии - это особая группа резных фигурок из камня, изображающая трехликого бога с общими чертами лица и пышными бородами. В железном веке это же племя выпустило монеты с тремя лицами, мотив, найденный в другом месте Галлии. Другим племенным богом был Ленус, почитаемый Тревери. Ему поклонялись в нескольких святилищах Треверана, самое великолепное из которых было в столице племени Трире. Однако его также экспортировали в другие регионы: Ленус установил алтари для него в Чедворте в Глостершире и Кервенте в Уэльс.
Многие кельтские божества были чрезвычайно локализованы, иногда встречаясь только в одном храме, возможно, потому, что дух, о котором идет речь, был genius loci, управляющим духом определенного места. В Галлии записано более четырехсот различных кельтских имен богов, из которых не менее 300 встречаются только один раз. Секвана находилась в своем источнике святыне около Дижона, Сулис принадлежал Бат. Божественной паре Укуетис и Бергусии поклонялись исключительно в Алесии в Бургундии. Британский бог Ноденс ассоциируется прежде всего с великим святилищем в Лидни (хотя он также появляется в Камбрии). Два других британских божества, Кокидий и Белатукадрус, оба были боевыми богами, и каждому поклонялись на четко определенных территориях в районе стены Адриана. Есть много других богов, имена которых могут выдавать происхождение как топографические духи. Восегус руководил горами Вогезы, Люксовиус над курортным поселением Люксей и Васио над городом Везон в долине Нижней Роны.
Одной из примечательных черт галльской и романо-кельтской скульптуры является частое появление мужских и женских божеств парами, таких как Росмерта и «Меркурий», Nantosuelta и Sucellos, Sirona и Apollo Grannus, Borvo и Damona, или Марс Луцетий и Неметона.
В галльской иконографии часто встречается фигура божества, сидящего со скрещенными ногами и рогами, иногда в окружении животных, часто в или удерживая torc. Имя, обычно применяемое к нему, Cernunnos, засвидетельствовано только несколько раз: на Столбе Бурлаков, барельефе в Париже (в настоящее время читается ERNUNNOS, но ранний набросок показывает, что он читал CERNUNNOS в 18-ый век); на надписи из Монтаньяка (αλλετ [ει] νος καρνονου αλ [ι] σο [ντ] εας, «Аллетинос [посвятил это] Карнону из Алисонтеи»); и на паре идентичных надписей из ("Deo Ceruninco"). Однако фигурные изображения этого вида божеств широко распространены; самый ранний из известных был найден в Валь Камоника на севере Италии, а самый известный - плита А из Гундеструпского котла, судна I века до н.э., найденного в Дании. В Котле Гундеструп, а иногда и в других местах, Цернуннос или подобная фигура сопровождается змеем с головой барана. В Реймсе фигура изображена с рогом изобилия, переполненным зернами или монетами.
Божества исцеления известны во многих частях кельтского мира; у них часто есть ассоциации с термальными источниками, лечебными источниками, травами и светом.
Бригид, тройная богиня исцеления, поэзии и кузнечного дела, возможно, самое известное из островных кельтских божеств исцеления. Она связана со многими целебными источниками и колодцами. Менее известная ирландская богиня исцеления - Аирмед, также связана с целебным источником и целительским искусством травничества.
В романо-кельтской традиции Беленус (традиционно происходящий от кельтского корня * belen- 'яркий', хотя были убедительно предложены другие этимологии) встречается главным образом в южной Франции и северная Италия. Аполлон Гранн, хотя и сконцентрирован в центральной и восточной Галлии, также «встречается в лечебных водах Бретани [...] и далеко в бассейне Дуная». Спутницей Гранна часто бывает богиня Сирона. Еще одно важное кельтское божество исцеления - Бормо / Борво, особенно связанное с такими термальными источниками, как Бурбон-ле-Бен и Бурбон-Ланси <64.>. Такие горячие источники считались (и часто все еще имеют) терапевтическую ценность. Грин интерпретирует имя Борво как «бурлящую, бурлящую или кипящую родниковую воду».
Хотя традиционно такие боги, как Луг и Беленос рассматривались как мужской боги солнца, эта оценка является производным от их идентификации с Roman Apollo, и в этом качестве такой оценки является спорным. В настоящее время в кельтской культуре считается, что солнце было женским, и несколько богинь были предположительно солнечными по своему характеру.
В ирландском имя солнца, Гриан, женского рода. Обычно считается, что фигура, известная как Айне, была синонимом ее или ее сестры, взяв на себя роль Летнего Солнца, в то время как Гриан был Зимним Солнцем. Точно так же Étaín временами считался еще одним теонимом, связанным с солнцем; если это так, то панкельтская Эпона также могла быть изначально солнечной по природе, хотя римский синкретизм подтолкнул ее к лунной роли.
Британский Сулис имеет имя, схожее с именем других индоевропейских солнечных божеств, таких как греческий Гелиос и индийский Сурья, и имеет некоторые солнечные черты, такие как ассоциация с глазами, а также эпитеты, связанные со светом. Теоним Сулевия, который является более распространенным и, вероятно, не имеет отношения к Сулису, иногда считается предполагающим панкельтскую роль солнечной богини. Она действительно могла быть де-факто солнечным божеством кельтов.
валлийский Олвен временами считалась наследием местной богини солнца, отчасти из-за возможной этимологической ассоциации с колесом и золотым, белым и красным цветами.
Бригид время от времени утверждали, что она имела солярную природу, что соответствовало ее роли богини огня и света
В Ирландии есть многочисленные святые источники, посвященные богине Бригид. Посвящения «Минерве » есть в Британии и во всех кельтских районах континента. В Бат Минерва была отождествлена с богиней Сулис, чей культ был сосредоточен на термальных источниках.
Другие богини также были связаны со священными источниками, например, Иковеллауна у Тревери и Ковентина в Карроубург. Дамона и Бормана также выполняют эту функцию вместе с богом весны Борво (см. Выше).
Ряд богинь были обожествленными реками, в частности Боанн (из реки Бойн ), Синанн (река Шеннон ), Секвана (обожествленная Сена ), Матрона (Марна ), Суконна ( обожествленный Сона ) и, возможно, Белисама (Риббл ).
В то время как самым известным божеством моря является бог Мананнан, а его отец Лир в основном считается богом океан. Nodens ассоциируется с исцелением, морем, охотой и собаками.
В лузитанском и кельтском политеизме Борво (также Бормо, Борман, Борманикус, Борбанус, Боруобендуа, Вабусоа, Лаббонус или Борус) был божеством исцеления, связанным с кипящей родниковой водой. Кондатис ассоциировался с слияния рек Британии и Галлии, Люксовий был богом вод Люксейля, которому поклонялись в Галлии. Дайан Кехт был богом исцеления для ирландского народа. Он исцелял с помощью фонтана исцеления, и он косвенно был причиной названия реки Курган. Гранн был божеством, связанным с курортами, лечебными термальными и минеральными источниками и солнцем.
Лошадь, инструмент индоевропейской экспансии, играет роль во всех мифологиях различных кельтских культур. Широкое распространение получил культ галльской богини коня Эпоны. Принятый римской конницей, он распространился по большей части Европы, даже в самом Риме. Она кажется воплощением «лошадиных сил» или верховой езды, которые, вероятно, воспринимались как сила, жизненно важная для успеха и защиты племени. У нее есть островные аналоги в валлийском Рианнон и в ирландском Эшрейдхе (echraidhe, «верховая езда») и Маха, которые опережали самых быстрых коней.
На некоторых кельтских монетах до завоевания изображена женщина-всадница, которая может быть Эпоной.
Ирландская богиня лошадей Маха, возможно, сама тройственная богиня, ассоциируется с битвой и суверенитетом. Хотя сама по себе богиня, она также считается частью тройной богини битвы и резни, Морриган. Другими богинями, связанными с Морриган, были Бадхб Катха и Немейн.
Атепомар в кельтской Галлии, бог исцеления. Мовьер (Эндр). Эпитет иногда переводят как «Великий всадник» или «обладающий большой лошадью».
Богини-матери повторяющаяся особенность кельтских религий. Эпиграфические записи показывают множество посвящений Матр или Матрон, которые особенно распространены в районе Кельна в Рейнской области. Иконографически кельтские матери могут появляться поодиночке или довольно часто троекратно ; они обычно содержат плоды, или рог изобилия, или paterae ; они также могут быть полногрудыми (или многогрудыми) грудными младенцами.
Валлийские и ирландские традиции сохраняют ряд материнских фигур, таких как валлийка Дон, Рианнон («великая королева») и Модрон ( от Матроны, «великая мать») и ирландцев Дану, Боанд, Маха и Эрнмас. Однако все они выполняют множество ролей в мифологии и символике кельтов и не могут ограничиваться только материнством. Во многих их рассказах рождение детей упоминается лишь вскользь и не является центральным аспектом их личности. Богини-матери также могут быть богинями войны и бойни, или целительства и кузнечного дела.
Богини-матери временами были символами суверенитета, творчества, рождения, плодородия, полового союза и воспитания. В других случаях их можно было рассматривать как карателей и разрушителей: их потомство может быть полезным или опасным для общества, а обстоятельства их рождения могут привести к проклятиям, geasa или трудностям, например, в случае Проклятие Маки ольстерцев или возможное пожирание Рианнон ее ребенка и последующее наказание.
Согласно Цезарю, самым почитаемым галлами богом был «Меркурий », и это подтверждается многочисленными изображениями и надписями. Имя Меркьюри часто сочетается с кельтскими эпитетами, особенно в восточной и центральной Галлии; самые распространенные такие имена включают Визуций, Циссоний и Гебриний. Другое название, Лугус, происходит от повторяющегося топонима Лугдунон ('форт Лугуса'), от которого современные Лион, Лаон и Лауден в Франции, Лейден в Нидерландах и Луго в Галиция производят свои имена; аналогичный элемент можно найти в Карлайле (ранее Castra Luguvallium), Легнице в Польше и графстве Лаут в Ирландии, происходящем от ирландского «Лу», сам идёт от "Луга". Ирландские и валлийские родственники Лугуса - это Луг и Ллеу соответственно, и некоторые традиции, касающиеся этих фигур, точно перекликаются с традициями галльского бога. Описание Цезаря последнего как «изобретателя всех искусств» могло быть почти перефразированием общепринятого эпитета Луга samildánach («обладающий многими талантами»), в то время как Ллеу называют «мастером двадцати ремесел» в Мабиноги. Эпизод ирландской сказки о битве при Маг-Туиреде представляет собой драматическое изложение притязаний Луга на звание мастера всех искусств и ремесел. Надписи в Испании и Швейцарии, одна из которых принадлежит гильдии сапожников, посвящены Луговесу, широко интерпретируемому как множественное число от Lugus, возможно, относящемуся к богу, задуманному в тройной форме. Луговы также интерпретируются как пара богов, соответствующих кельтскому Диоскуру, в данном случае Лугу и Цернунносу
. Галльский Меркурий часто, кажется, действует как бог верховной власти. Галльские изображения Меркурия иногда показывают его бородатым и / или с крыльями или рогами, выходящими прямо из его головы, а не из крылатой шляпы. Обе эти характеристики необычны для классического бога. Более условно, галльский Меркурий обычно изображается в сопровождении барана и / или петуха, несущего кадуцей ; его изображение временами очень классическое.
Говорят, что Луг учредил праздник Лугнасад, отмечаемый 1 августа, в память о его приемной матери Тайлтиу.
В галльских памятниках и надписях Меркурий очень часто сопровождается Росмертой, которую Миранда Грин интерпретирует как богиню плодородия и процветания. Грин также замечает, что кельтский Меркурий часто сопровождает Деэ Матрес (см. Ниже).
Галльский Юпитер часто изображается с молнией в одной руке и характерным солнечным колесом в другой. Ученые часто отождествляют этого бога колеса / неба с Таранисом, который упоминается Луканом. Имя Таранис может быть связано с именем Тарана, второстепенной фигуры в валлийской мифологии, и Туренна, отца «трех богов Дана 'в ирландской мифологии.
Колесо амулеты встречаются в кельтских областях еще до завоевания.
Тевтат, также пишется Тутатис (кельтское: «Он из племени»), был одним из трех кельтских богов, упомянутых римским поэтом Луканом в 1-м века, два других - Эсус («господин») и Таранис («громовержец»). По словам более поздних комментаторов, жертвы, принесенные в жертву Тевтатам, были убиты, будучи брошенными головой вперед в чан, наполненный неопределенной жидкостью. Современные ученые часто говорят о «сподвижниках» во множественном числе, имея в виду покровителей нескольких племен. Из двух более поздних комментаторов текста Лукана один отождествляет тевтатов с Меркурием, другой - с Марсом. Он также известен по посвящениям в Британии, где его имя было написано Тутатис.
Поль-Мари Дюваль, считающий галльский Марс синкретизмом с кельтскими зазывалыми, отмечает, что:
Les représentations de Mars, beaucoup plus rares [que celles de Mercure] (un trentaine de барельефы)), плюс монотонность в классическом академизме и др. ses surnoms plus de deux fois plus nombreux (une cinquantaine), уравновешивающая для важности меттрэсона в peu pres sur le même plan que celle de Mercure mais sa domination n'est pas de même nature. Дюваль (1993).. изображения Марса, гораздо более редкие [чем у Меркурия] (тридцать с лишним барельефов) и более однообразные в их изученном классицизме, а также его эпитеты, которые более чем в два раза многочисленнее (около пятидесяти), уравновешивают друг друга, чтобы поставить его важность примерно на тот же уровень, что и Меркурий, но его господство не такого же рода.
Эсус появляется в двух континентальных памятниках, в том числе в Столпе Гребцы, как топорщик, рубящий ветви с деревьев.
Сучелло, «хороший ударник» обычно изображается бородатым мужчиной средних лет, с помощью молотка с длинной рукоятью или пивной бочки, подвешенной на шесте. Его спутник, Нантосуэльта, иногда изображается рядом с ним. Вместе они сопровождаются символами благополучия и семейной жизни. Эту фигуру часто отождествляют с Сильванусом, которому поклоняются в южной Галлии под аналогичными атрибутами; Дис Патер, от которого, согласно Цезарю, все галлы считали себя потомками; и ирландец Дагда, «добрый бог», владевший никогда не пустым котлом и огромной дубиной.
Бог с дубинкой, идентифицированный как Огмиос, часто встречается в галльской иконографии. В Галлии его отождествляли с римским Гераклом. Его изображали в виде смуглого старика, вооруженного луком и дубинкой. Он также был богом красноречия, и в этом аспекте он изображался тащащим за собой группу людей, чьи уши были прикованы к его языку.
Ирландский эквивалент Огмиоса был Огма. Огам шрифт, ирландская система письма, датируемая 4 веком нашей эры, как говорят, была изобретена им.
Другой известный зооморфный тип божества - это божественный бык. Тарвос Тригаран («бык с тремя журавлями») изображен на барельефах из собора в Трире, Германия и в Нотр-Дам de Paris.
В ирландской литературе Donn Cuailnge («Коричневый бык Кули») играет центральную роль в эпосе Táin Bó Cuailnge («Погоня со скотом Кули»).
Характерная змея с головой барана сопровождает галльских богов в ряде изображений, включая бога с рогами из котла Гундеструп, Меркурий и Марс.
В этой таблице показаны некоторые из упомянутых выше кельтских и романо-кельтских богов и богинь в романизированной форме, а также в древних галльских, Британские или иберийские имена, а также имена Туата Де Дананн и символы из Мабиногион. Они организованы так, чтобы наводить на мысль о некоторых языковых или функциональных ассоциациях между древними богами и литературными деятелями; само собой разумеется, что все такие ассоциации подвергаются постоянному научному пересмотру и разногласиям. В частности, такие ученые, как Шестедт, отмечали, что неуместно пытаться подогнать островных кельтских божеств под римский формат, поскольку такие попытки серьезно искажают островных божеств.
Interpretatio. Romana | галльский, британский,. и кельтиберийский | валлийский | древнеирландский |
---|---|---|---|
Аполлон | Беленус. Борво. Гранн | Бели Маур | Бел |
Аполлон | Мапонос | Мабон | Маккан |
Бран | Бран | ||
Виктория | Бодуа | Бадб | |
Виктория | Бригантия | Бригид | |
Чиколлуис | Цикол | ||
Вакх | Цернуннос | Амаэтон | |
Дон | Дану | ||
Дис Патер | Донн. Да Дерга | ||
Эпона | Рианнон | Маха | |
Вулкан | Гобаннос | Гофаннон | Гойбниу |
Нептун | Манавидан | Мананнан | |
Ламия | Матрона | Модрон | Морриган |
Виктория | Неметона | ||
Геркулес | Огмиос | Эуфидд | Огма |
Майя | Росмерта | ||
Гигиея | Сирона | ||
Силван | Сукелл | Дагда | |
Минерва | Сулис. Велисама. Сенуна. Ковентина. Иковеллауна. Секвана | ||
Юнонес | Сулевии | ||
Юпитер | Таранис | Таран | Туренн |
Марс | Ноденс | Ллудд / Нудд | Нуада |
Марс | Тутатис. Кнабетиус (Кенабетий) | ||
Марс | Нейт | ||
Меркурий | Лугус | Ллеу | Луг |
Меркурий | Видук | Гвидион | |
Немед | |||
Кром Круах |