Филип Фрютье (1610–1666) был Фламандский барокко художник и гравер. До 1960-х годов он был особенно известен своими миниатюрными портретами акварелью и гуашью. С тех пор ему приписывают несколько больших холстов, подписанных монограммой PHF. Эти новые открытия привели к новой оценке его вклада в антверпенское барокко.
Подробностей о его жизни мало. Он родился в Антверпене 18 января 1610 года в семье Яна Фрютье и Катерины Вервлоэт. Он числится учеником иезуитского колледжа в Антверпене в 1627 году. Он внес тексты на латинском, французском и голландском языках в книгу эмблем, изданную в 1627 году этим колледжем в Joannes Cnobbaert отпечаток в Антверпене под названием Typus mundi in quo ejus calamitates et pericula nec non divini, humanique amoris antipathia, emblematice proponuntur. Иллюстрации к данной публикации выполнены Филипс ван Маллери.
Информация о его художественном образовании отсутствует. Он стал хозяином Антверпенской гильдии Святого Луки в год гильдии 1631–32. Он описан в реестре гильдии как осветитель, художник и гравер.
С сентября 1630 по 18 октября 1665 года он был очень активен в «Sodaliteit van de Bejaerde Jongmans», братстве холостяков, основанном орден иезуитов.
Четверо детей Рубенса и Елены Фурмент с горничнымиОн был учителем Амброзиуса Гаста (II), Гуалтера Гайсертса, Франциска Фрютьера, Адриана Кокса (1649–1650), Ваутер Гиссельс (1662-63) и Грегорис де Вос (1663-64).
Он умер в Антверпене 19 июня 1666 г. и был похоронен 21 июня.
Филип Фрютье до середины 20 века был известен в основном как художник-миниатюрист и портретист, работавший акварелью и гуашью. Портрет семьи на террасе, подписанный и датированный 1638 годом (аукцион Cambi в Генуе 30 июня 2020 года, лот 114), изображает семью на открытом воздухе с художником, рисующим в альбоме для рисования. Это может быть автопортрет Фрютье. Его самая известная миниатюра изображает Рубенса четверых детей, его вторую жену Хелену Фурмент и двух слуг, датированных 1638 годом (Королевская коллекция, Виндзорский замок ). Эта миниатюра, вероятно, является портретом, внесенным в описи имения Рубенса в 1641 году и на котором в то время еще была указана цена рамы и стекла. Фрютье также писал большие портреты, такие как Давид Тенирс Младший, и групповые или семейные портреты, например, портрет трех детей Рубенса.
Портрет Говерта Венделена, офортОбщепринятый взгляд Филиппа Фрютье как художник-миниатюрист и акварелист частично основывался на описаниях в ранних биографических работах Корнелиса де Би и Арнольда Хубракена.
, хотя Корнелис де Бие упоминал, что Фрютье также писал алтари., единственными известными работами его руки до 1960-х годов были работы на бумаге или пергаменте. В результате устоявшееся мнение о характере его работы не было оспорено. Однако в 1960-х годах эту точку зрения пришлось пересмотреть, когда три большие картины святых 1652 года с монограммой «PHF» (в Королевском музее изящных искусств Антверпена ), которые ранее были отнесены к гипотетической художник PH Franck, были идентифицированы как написанные рукой Фрютье. Впоследствии такая же подпись была обнаружена на другом алтаре приходской церкви в Зундерт, Северный Брабант, который был куплен из инвентаря распущенного Антверпенского аббатства Святого Михаила в 1802 году. привело к приписыванию Фрютье других картин в коллекциях Королевских музеев изящных искусств Бельгии в Брюсселе, Королевского музея изящных искусств Антверпена и Museo del Prado в Мадриде и в приходской церкви Gistel, Западная Фландрия. Рисунки для некоторых из его алтарей хранятся в Музее Плантена-Моретуса в Антверпене, в Художественной галерее Йельского университета и в Берлинской Купферстичкабинете.
Св. Франциск АссизскийСтиль Фрютье в целом гораздо ближе к изысканности и утонченности Энтони ван Дейка, чем к более монументальному искусству Рубенса.
Выразительный портретный рисунок иезуита Яна де Толленаэра (Johannes Tollenarius) (Библиотека и музей Моргана ) был этюдом для гравюры, сделанной Джейкобом Нифсом.
Фруитье, опытным гравером и создателем нескольких портретов офорты, такие как гравюры капуцина Иннокентиуса де Кальтаджироне и фламандского математика и астронома Говэрта Венделена. Он сделал дизайн фронтисписа и иллюстраций религиозных книг и других религиозных гравюр антверпенскими граверами, такими как Корнелис Галле Младший и Конраад Лауэрс. Одним из выдающихся проектов его оформления является фронтиспис для книги Imago primi saeculi Societatis Iesu a Provincia Flandro-Belgica eiusdem Societatis repraesentata, написанной Жаном Болландом и Годфри Хеншеном. был напечатан Бальтазаром I Моретусом в прессе Плантена Моретуса в Антверпене в 1640 году. Рисунок, который был выгравирован Корнелисом Галле Старшим.