Фламандский писатель, поэт и юрист
Корнелис де Би (10 февраля 1627 - ок. 1712-1715) был фламандским редерикером, поэтом, юристом и несовершеннолетним политик из Лиера. Он автор около 64 произведений, в основном комедий. Сегодня он известен во всем мире своими биографическими зарисовками фламандских и голландских художников в его Кабинете Het Gulden der Edel Vry Schilderconst (Золотой Кабинет Почетного Свободного Искусства Живописи), впервые напечатанном в 1662 году.
Содержание
- 1 Биография
- 2 Het Gulden Cabinet der Edel Vry Schilderconst (1662)
- 2.1 Поэзия против исторической достоверности
- 3 Произведения
- 4 Ссылки
- 5 Источники
- 6 Внешние ссылки
Биография
Он был сыном художника Адриана де Би и членом Палаты риторики в Лиере. известный как den Groeyenden Boom. После учебы на факультете искусств в Левенском университете он вернулся в Лиер, где стал нотариусом и продавцом книг. Он был женат дважды: первый раз на Элизабет Смитс, умершей в 1662 году, и второй раз на Изабелле Келхейт, умершей в 1706 году. У него было восемь детей, по четыре от каждой жены. Он умер после 1712 года и до 1715 года.
Het Gulden Cabinet der Edel Vry Schilderconst (1662)
Когда издатель Ян Мейссен попросил Корнелиса де Би написать книгу о художников, он начал писать самую важную голландскую книгу о живописцах семнадцатого века. Эта книга биографий художников продолжает традиции «Шильдер-Бека» Карла ван Мандера и Джорджо Вазари Вите. Он использовал биографические материалы из Карела ван Мандера и Джорджо Вазари, но важность этой работы состоит в том, что это единственная известная биография многих художников семнадцатого века, которые работали после Вазари. и периоды Ван Мандера. Поскольку он написан в стихотворной форме, его довольно трудно читать сегодня, но он превышает 500 страниц и включает в себя гравюры более чем 50 художников из старинных картин и рисунков. Он был важным источником для Арнольда Хубракена, который называет его К. де Би, сокращенно от Корнелис де Би.
Работа была впервые опубликована в 1662 году в Антверпене, и Де Би подготовил второе издание работы, но оно так и не было опубликовано, и рукопись сейчас находится в Koninklijk Bibliotheek van België (Королевская библиотека Бельгии) в Брюсселе. Работа включала биографии художников, скульпторов и архитекторов, как уже умерших, так и живых. Большая часть произведения написана в стихах, и поэтому это скорее панегирик. Полное название работы: Het Gulden Cabinet vande edele vry Schilder-Const, Ontsloten door den lanck ghewenschten Vrede tusschen de twee machtighe Croonen van Spaignien en Vrancryck, Waer-inne berepen is den ontsterffelijcken loff vande vermaerste endeees, hier inne meest naer het leven af-gebeldt, verciert met veel vermakelijcke Rijmen ende Spreucken. Есть также признаки того, что он был быстро установлен и напечатан и, следовательно, вполне возможно, что он в основном предназначался как коммерческое произведение.
Поэзия против исторической точности
Как Вазари и Ван Мандер до него, биографии Де Би перемежаются забавными анекдотами. Хотя такие литературные мотивы принадлежат давней риторической традиции, многие из этих историй были названы ведущими историками XIX века «исторически ненадежными», и лишь недавно некоторые из них были восстановлены. Однако, поскольку они также часто были единственным сохранившимся источником информации об определенных художниках, эти истории всегда повторялись как неопровержимые факты о жизни других художников, фигурирующих в рассказах. Примеры - когда Корнелис де Би описывает ученичество, которое считалось невероятным, потому что художник рисовал в совершенно другом жанре, чем учитель. Примером может служить утверждение Де Би о том, что Филипс Вауверман тренировался с Франсом Халсом. Позже историки утверждали, что это невероятно, потому что Вауверман писал пейзажи с лошадьми, а Хальс был портретистом. Сегодня это все еще считается маловероятным, хотя у Хальса явно была большая мастерская, и он брал на себя своих сыновей, а также других учеников.
Произведения
Проза
- Het Gulden Cabinet der Edel Vry Schilderconst (1662) (перепечатка: 1971)
- D'omghekeerde maet der liefde. (1663)
- Faems Weer-galm der Neder-duytsche poësie (1670)
- Den weerschijn van 't leven in de doodt. (1680?)
- Het sout der sielen welvaart. (1688) (пер. С латыни)
- Den zedigen toetsteen van de onverdragelijcke weelde, скоро вернется в 't leven van den verloren. (1689)
- Ден ве дер деугден, окруженный шерпе дорнен ван квеллинген. (1697)
- Antiquiteyten der stadt Lier, в Брабанте, byeen vergadert uyt verscheyde annotatie boeken ende curieuse stukken, beginnende int jaer 762–1699 (рукопись )
- Het leven van de heylige Eugenia. (170))
- Echos weder-clanck, passende op den gheestelijcken wecker, tot godtvruchtige oeffeninghen. (1706)
- Den spiegel van de verdrayde werelt, te sien in den bedriegelijcken handel, sotte manie en ongeregelde het al te broos menschen-leven. (1708)
- Mengelrijmen, Meygaven, Lier-en Sneldichten (рукопись )
Plays
- Alphonsus en Thebasile ofte herstelde onnooselheyt, tragi-comedie op den sin : Oprechte Liefde (1673)
- De cluchte van den verdraeyden адвокат (en de twee borssesnyders) verthoont binnen Lyer den 16 и 17 июня 1659 года. (1673)
- Den heyligen Rider Gommarus, patroon der stadt Lier, oft gewillighe verduldigheyt; op het tooneel ghebrocht door de liefhebbers van d'edele gulde, die men noemt Den groeyenden Boom, binnen de voorschr even stadt Lier, den 23 и 25 июня 1669 г.
- Cluchte van een misluckt overspel, op den sin: Daer d'ongheregheltheyt van een onkuys ghedacht, (1669)
- Den grooten hertoghe van Moskovien oft gheweldighe heerschappye, Bly-eyndich treurspel. (1673)
- Treurspel van de heylighe Cecilia, martelaresse, ghenoemt den Spieghel van d 'Eerbaerheydt
- Cluchte van Jan Goethals en Griet, zijn wijf, bedroghen door twee geapposteerde soldatenmeerbedert, verbedert C. De Bie.
- De cluchte van den jaloursen dief, afbeldende d'onghetrouwicheyt, bemonden achterclap en onversaefde lichtveerdicheyt der menschen, в Reynaldo Plattebors en madam Sacatkeersen.
- Os verloren zz. Zondaer
- Het goddelijck ransoen der zielen salicheyt, in dry deelen.
- Clucht-wijse comedie van de Mahometaensche slavinne Sultana Bacherach.
- De verlichte waerheyt van Godtwleesch-vleesch in de gheboorte Christi.
- 'T geloofs beproevinghe verthoont in de stantvastighe verduldigheyt van de seer edele Roomsche princesse de heylighe Eugenia, blyeyndigh treurspel.
- Beschermde suyverheytelus en de tweverheytelus om 't Rooms geloof onthooft, treurspel.
- Ключ ван Ганс Холлеблок, предсказатель Гойзена.
- Вермаекелийке Ключт ван Руланд ден Клэппер часто Хабладор Роландо
- Wraak van verkrachte kuysheydt, bewesen in 't ramp-salig leven van de princerseert van de princerse, van de princerze van de princerse bloetgierigen Amurath
- De klucht van den nieuw-gesinden doctor, meester Quinten-Quack en Cortisaen sijnen bly-geestigennecht
- Kluchtwijse Commedie van de ontmaskerde liefde
- Leersockierich der verlichte duysterheyt en weet-lievende kennisse der waerheyt, bewesen in 't Rooms christen gheloof door den heylighen Epictetus en den seer edelen en overschoonen Astion
- Het vlaemsche masker van полковник Шпинджистейдель, арчин Дверной, borgemeester van Brugge, anno 1658
- Lijden sonder wraak, de Armoede van grave Florelus, bontgenoot van Vranckrijck, blyeyndich treurspel;
- De klucht van den Subtijlen Smidt, of het vinden van 't maet-ghesangh oft musica;
- D e klucht van Gijs Snuffelaer en 't lichtveerdigh Pleuntjen, genoemt d'occasie maekt den dief; ""
- De comedie der Liersche Furie, de kettersche verradery op den 14 октября 1595 г.;
- De klucht van den bedroghen soldaet;
- De klucht van den stouten Boer oft gheveynsten Auditeur;
- De comedie van Mas Aniello in de beroerte van Napels, ghenoemt: Op en Nedergangh van 's menschen leven.
- Блейндиг treurspel van de gravinne Nympha en Carel, hertogh van Calabrien, из wraak-lustighe liefde;
- De klucht van de ramp-salighe liefde in den ongetrouwen minnaer;
- Het droef-eyndigh toch geluck-saligh Treurspel van de twee heylighe martelaren Crispinus en Crispianus, из Standtvastighe Lijdtsaemheydt;
- De klucht van den bedroghen duyvel der onkuysheyt en Deep (sic) predicent geusen kaert;
- De comedie van Apollonius en Hildebertus, twee verliefde minnaren van edel geslacht, de verloren gelegentheyt;
- De klucht van de bedroghen gierigheyt в Judas en de bedwonghen vrientschap van Pilatus.
- Klucht van het bedriegelyck mal. (1710)
Ссылки
Источники
- Корнелис де Би в Словаре историков искусства
- Корнелис де Би на dbnl. (на голландском языке)
- Kalff, G., Geschiedenis der Nederlandsche letterkunde. Deel 5. J.B. Wolters, Groningen, 1910.
- Lemmens, "Introduction", in: Het Gulden Cabinet der Edel Vry Schilderconst, 1971
- Van Boeckel, L., Cornelis de Bie. Zijn Leven en zijne werken. Lier, 1910
- Виллемс, Дж. Ф. (ред.), Бельгийский музей для недердуитской жизни, письма и письма на земле (Vierde deel). Maatschappij tot Bevordering der Nederduitsche Taal- en Letterkunde, Gent 1840.
Внешние ссылки
- СМИ, связанные с Корнелисом де Бие на Wikimedia Commons