A phalanstère (или phalanstery ) был типом здания, спроектированным для замкнутой утопической общины, в идеале состоящей из 500–2000 человек, работающих вместе для взаимной выгоды, и был разработан в начале 19 века Шарлем Фурье. Фурье выбрал название, объединив французское слово phalange (phalanx, символическое военное подразделение в Древней Греции) со словом monastère (монастырь ).
Фурье задумывал фаланстер как организованное здание, объединяющее городские и сельские черты.
Структура фаланстера состояла из трех частей: центральной части и двух боковых крыльев. Центральная часть была предназначена для тихой деятельности. В нем были столовые, конференц-залы, библиотеки и кабинеты. Боковое крыло предназначалось для работы и шумных занятий, таких как столярные работы, молоток и ковка. В нем также размещались дети, потому что они считались шумными во время игр. В другом крыле находился караван-сарай, с банкетными залами и залами для встреч с посторонними, которым приходилось платить пошлину, чтобы посетить и познакомиться с людьми сообщества Phalanx. Считалось, что этот доход поддерживает автономную экономику фаланстера. Фаланстер также включал в себя частные апартаменты и множество общественных залов. Общественный зал определялся Фурье как серистер.
Хотя Фурье издавал несколько журналов в Париже, в том числе La Phalanstère, он не создал фаланстеров в Европе из-за отсутствия финансовой поддержки. Несколько так называемых колоний были основаны в Соединенных Штатах Америки Альбертом Брисбеном и Хорасом Грили.
Фурье считал, что традиционный дом был местом изгнания и угнетения женщин. Он считал, что гендерные роли могут развиваться, формируя их внутри сообщества, а не за счет стремления к сексуальной свободе или других концепций Симониан.
Unité d'habitation в Марселе, Франция, был разработан швейцарско-французского архитектора Ле Корбюзье.В 20 веке архитектор Ле Корбюзье адаптировал концепцию фаланстера, когда он спроектировал Unité d'Habitation, автономная коммуна, в Марселе.
В венгерской пьесе Трагедия человека Имре Мадача, одна из более поздних сцен происходит в фаланстере, в утопическом будущем, где все человечество живет в фаланстерах, нет границ, нет наций, а в цивилизации доминирует наука.
В компьютерной игре Tristania 3D злая империя Courbèe Dominate живет в фаланстере (в игре пишется «Фаланстер») где-то рядом с Норвегией, скрытая от остального мира. В игре фаланстера описывается как гигантский город-государство, состоящий из 7 основных районов. Главный герой игры должен попасть в фаланстерию, к сожалению, она очень хорошо защищена. В конце концов он это делает, и большая часть игры происходит внутри фаланстера, хотя явно только 15 уровень носит имя «Фаланстер».
В романе Букерова Владение А. S. Byatt, предки антагониста Мортимера Кроппера описаны (стр. 114) как попытки основать фаланстеры в Нью-Мексико.
В «Сестрах-братьях» Жака Одиара Герман Варм мечтает создать фаланстерию.