Операция Halyard

редактировать
Миссия Halyard
Часть Второй мировой войны в Югославии
Церемония Пранджани 6 сентября 1944.jpg Совместная военная церемония США и Четников в Пранджани, сентябрь 6 января 1944 года: капитан Ник Лалич (УСС), генерал Драголюб Михайлович (Югославская армия на родине) и полковник Роберт Макдауэлл (УСС).
ТипВоздушный транспорт / Специальная операция
МестоположениеОколо Пранджани, Сербия. 44 ° 02′09 ″ N 20 ° 10′41 ″ E / 44,03583 ° N 20,17806 ° E / 44,03583; 20,17806 Координаты : 44 ° 02'09 ″ N 20 ° 10'41 ″ E / 44,03583 ° N 20,17806 ° E / 44,03583; 20.17806
Командуетмайор. Быт. Уильям Дж. Донован. Быт. Натан Фаррагут Твининг. лейтенант Быт. Ира К. Икер. Быт. Драголюб Михайлович
ЦельСпасение американских летчиков
Дата2 августа - 27 декабря 1944 г.
ВыполненоУправлением стратегических служб.

Chetniks.

РезультатУспех миссии
Операция Halyard проводится в Югославии Операция Halyard

Операция Halyard (или Halyard Mission ), известная на сербском языке как Operation Air Bridge (Сербский : Операција Ваздушни мост), была операция союзных по воздушным перевозкам за линиями Оси во время Второй мировой войны. В июле 1944 года Управление стратегических служб (УСС) разработало план отправки группы в войска четников под командованием генерала Дража Михайловича в Немецкая оккупированная территория военного командования в Сербии с целью эвакуации союзных летчиков, сбитых над этим районом. Этой командой, известной как команда Хальярда, командовал лейтенант Джордж Мусулин вместе с старшим сержантом Майклом Раджакичем и специалистом Артуром Джибилианом, радистом. Группа была направлена ​​в Соединенные Штаты Пятнадцатую военно-воздушную армию и обозначена как 1-е подразделение по спасению экипажа. Это была крупнейшая в истории операция по спасению американских летчиков. Согласно историку профессору Йозо Томасевичу, отчет, представленный УСС, показал, что 417 летчиков союзников, которые были сбиты над оккупированной Югославией, были спасены четниками Михайловича и доставлены по воздуху Пятнадцатым воздушным флотом. По словам лейтенанта-коммандера. Ричард М. Келли (OSS) всего 432 военнослужащих США и 80 союзников были переброшены по воздуху во время миссии на Хальярде.

Содержание
  • 1 Предыстория
    • 1.1 Цели для бомбардировок США
    • 1.2 Траектория полета
  • 2 Создание спасательного отряда экипажа
  • 3 Спасение американских летчиков
    • 3.1 Противоречие
  • 4 Строительство взлетно-посадочной полосы
  • 5 Наземные бои
  • 6 Вылет политической миссии Четника
  • 7 Радиосвязь
    • 7.1 Бюллетень информационного агентства "Демократическая Югославия" сообщает
    • 7.2 Эвакуация
    • 7.3 Воздушный транспорт из Пранджани в Бари
    • 7.4 Эвакуация из Коцелева
    • 7.5 Эвакуация из Болянича
  • 8 Количество спасенных летчиков
  • 9 членов миссии Halyard
  • 10 миссии
  • 11 Поминовение
  • 12 Примечания
  • 13 Источники
  • 14 Внешние ссылки
Предыстория

Цели для бомбардировки США

Джон А. Кингсбери на банкете, устроенном крестьянами, благодарными за медицинский центр, в деревне Пранджани в 1920 году.

После успешного вторжения союзников на Сицилию, Италия капитулировала осенью 1943 г., союзники оккупировали всю южную Италию. В конце 1943 г. часть ВВС США под командованием генерала Натана Твининга была переведена из Туниса на аэродром около Фоджа. Этот аэродром стал крупнейшей американской авиабазой на юге Италии и использовался для поражения целей в южной и Восточной Европе. Военно-воздушные силы 15-й армии также использовали близлежащие аэродромы Бари, Бриндизи, Лечче и Мандурия.

B-24D пролетали над Плоешти во время Мирового Вторая война

15-я воздушная армия бомбила цели в Германии, Венгрии, Словакии, Независимом государстве Хорватия, Территория военного командующего в Сербии, Болгарии и Румынии. Одними из наиболее важных целей были источники нефти и нефтеперерабатывающие заводы в Румынии. Эти объекты были движущей силой военной машины Гитлера и главными целями Нефтяной кампании Второй мировой войны. Нефтеперерабатывающий завод Ostro Romano в Плоешти обеспечивал четверть потребностей Третьего рейха в топливе и был одной из приоритетных целей. Все полеты, нацеленные на нефтяные месторождения и нефтеперерабатывающие заводы в Румынии, около города Плоешти к северу от Бухареста, проходили над территорией военного командования в Сербии.

Траектория полета

С октября 1943 года по октябрь 1944 года 15-й ВВС совершил около 20 тысяч боевых вылетов с истребителями и бомбардировщиками. За это время он потерял почти пятьдесят процентов своих самолетов, но только около десяти процентов личного состава. Для выполнения боевых задач Пятнадцатые воздушные силы имели в своем распоряжении 500 тяжелых бомбардировщиков (B-17 Flying Fortress и B-24 Liberators ) и около 100 истребителей сопровождения.

Путь полета из южной Италии к целям в Румынии повторялся каждый день с весны 1944 г. (над Адриатическим морем, Черногорией, Сербией и Болгарией в Румынию). Две трети этих полетов были выполнены против целей в Болгарии, Румынии и оккупированной немцами зоне Сербии. В распоряжении немцев было ограниченное количество истребителей, наиболее частыми целями которых были самолеты союзников, которые уже были повреждены средствами противовоздушной обороны Оси в Болгарии и Румынии, самолеты, которые из-за таких повреждений должны были медленно летать на малой высоте.

Весной 1944 года ВВС США усилили бомбардировки целей в Болгарии и Румынии, в результате чего американские авиаторы были вынуждены спасаться из-за поврежденных самолетов над Югославией во все большем количестве. Некоторые бригады попали в руки румынских, болгарских, хорватских или немецких войск и были отправлены в лагеря для военнопленных. К августу 1944 года было потеряно 350 бомбардировщиков. Многие из экипажей выжили: некоторые упали на территории, удерживаемой партизанами маршала Тито, а другие нашли убежище в Сербии с четниками Дража Михайловича.

Дража Михайлович в 1943 году

Первые американские летчики выручили 24 января 1944 г. над оккупированной немцами зоной Сербии. В этот день были сбиты два «Освободителя»: один над Златибором, другой над Топлицей. Один из бомбардировщиков, поврежденный немецкими истребителями, совершил вынужденную посадку между Плочником и Белолжином. Экипаж из девяти человек был спасен корпусом Chetnik Toplica под командованием майора Милана Стояновича. Экипаж разместили в доме местных четников в деревне Велика Драгуша. В тот же день был сбит еще один бомбардировщик, экипаж которого спасся от горы Златибор. Их нашли члены Златиборского корпуса. Сообщение радиограммы о спасении одного из экипажей было отправлено Стояновичем Михайловичу 25 января. Майор Стоянович писал, что накануне около 100 бомбардировщиков вылетели из направления Ниш в сторону Косовска-Митровица, и что за ними следовали девять немецких истребителей. После получасового боя один самолет загорелся и был вынужден приземлиться между деревнями Плочник и Белолжин, в долине реки Топлица.

К началу июля 1944 года более ста летчиков находились в районах, контролируемых Четником. Немецкие и болгарские оккупационные силы в Сербии, заметившие поврежденный самолет и открытые парашюты, преследовали летчиков. Однако четники под контролем Михайловича уже достигли их. Немцы предлагали местному сербскому населению деньги за поимку летчиков союзников. Крестьяне принимали летчиков в свои дома и месяцами кормили их без помощи союзников. Больницы для больных и раненых летчиков были открыты в селе Пранджани.

Создание отряда спасения экипажа

Офиса стратегических служб Офицеры уже заручились сотрудничеством маршала Тито в поиске сбитых летчиков. В январе 1944 года майор Линн М. Фариш и лейтенант Эли Попович спрыгнули с парашютом в партизанский штаб Дрвар, чтобы организовать помощь в спасении американских летчиков. После встречи с Тито 23 января 1944 года всем партизанским частям был направлен приказ сделать все возможное, чтобы найти сбитых летчиков и безопасно доставить их к ближайшей группе связи союзников.

Попытки вывести экипажи из контролируемых Четником районов столкнулся с запутанной паутиной балканской политики. Британцы, считавшие эту часть мира своей сферой интересов, переместили свою поддержку на Тито и были полны решимости разорвать все связи с Михайловичем, чтобы не оскорбить лидера коммунистов. Попытки американцев поддерживать контакт с Михайловичем были отвергнуты Лондоном. Тем не менее, генерал Натан Ф. Твининг, командующий 15-м воздушным флотом, был полон решимости спасти своих сбитых летчиков. 24 июля 1944 года, благодаря усилиям Твининга и нескольких офицеров УСС, генерал Ира К. Икер (с апреля 1945 года заместитель командующего ВВС сухопутных войск) руководил 15-й воздушной армией создать группу спасения летных экипажей (ACRU). Эта независимая организация, входящая в состав 15-й воздушной армии, будет отвечать за обнаружение и эвакуацию летчиков союзников на Балканах.

Возглавить ACRU был выбран полковник транспортного командования AAF. Крайгер летал в Королевских ВВС Сербии во время Первой мировой войны. До Второй мировой войны Крайгер сыграл ключевую роль в развитии воздушного маршрута Pan American Airways из Майами на Ближний Восток через Бразилию и Западную Африку. Взяв на себя спасательное подразделение, Крейгер сформировал две группы. Один работал бы с партизанами Тито; другой пойдет к четникам Михайловича.

лейтенант. Георгий Мусулин, офицер УСС, возглавлявший миссию связи с Михайловичем и один из самых ярых сторонников поддержания связи с четниками, был назначен командующим ACRU 1 (известной как Миссия Фальярда). Мусулин, как предположил лейтенант Нельсон Деранян, начальник отдела специальных операций УСС Бари, обладал «твердым характером, необходимым для преодоления трудностей». M / Sgt. Майкл Раджачич, заимствованный из секретного разведывательного отделения OSS (S1) для этого конкретного задания, и специалист по военно-морским силам 1-го класса Артур Джибилиан, радист OSS миссии, завершили команду Мусулина.

Спасение американских летчиков
Здоровье центр в деревне Пранджани, построенный как пожертвование социального работника, гуманиста и члена Красного Креста США Джона А. Кингзбери (1876-1956) после Первая мировая война. В 1944 году команда Halyard Mission под руководством OSS оказала частичную помощь ограниченными поставками. Дисспансери был преобразован в полевой военный госпиталь США в тылу врага для лечения раненых американских летчиков, сербских четников и местных ингибитанов. В начале 21 века эта деревня представляет собой небольшой уголок США в Сербии.

В ночь с 2 на 3 августа 1944 года, после нескольких неудачных попыток, команда миссии Halyard прыгнула с парашютом в штаб Михайловича в Пранджани.

Летчик Ричард Фельман (415-я бомбардировочная эскадрилья, 98-я бомбардировочная группа, 15-я воздушная армия), находившийся в Пранджани, вспоминает сцену, когда миссия прибыла на аэродром: «Тот, кто был впереди, был из толпы Четники - они целовали его и подбадривали его со слезами на глазах. Он был в американской форме и был одним из самых больших парней, которых я когда-либо видел. Он подошел к нам и протянул руки. «Я Джордж. «Мусулин», - сказал он.

Лейтенант Мусулин организовал встречу с комитетом летчиков, чтобы обсудить подготовительные мероприятия, которые необходимо будет провести перед эвакуацией. Он обнаружил, что около 250 летчиков были разделены на шесть групп и размещены в радиусе десяти миль от взлетно-посадочной полосы в Галови ća polje (поле Галовица) недалеко от Пранджани. Мусулин установил курьерскую службу между миссией и различными группами, чтобы ежедневно сообщать новости о ходе эвакуации. Он также распределил средства, чтобы позволить летчикам закупить необходимые припасы. В то же время Михайлович поручил Первому корпусу Равна-Горы обеспечить безопасность операции.

По словам профессора Кирка Форда, летчики, собравшиеся в Пранджани в ожидании эвакуации, представляли собой потенциальный источник информации, особенно в отношении Сербии. "Они были свидетелями гражданской войны между Четником и партизанами и испытали весь спектр четниковско-германских отношений, от открытой враждебности до осторожной терпимости и временами примирения. Они видели, как солдаты Четника отдали свои жизни, чтобы спасти их от захвата, и находились под защитой и хорошим обращением со стороны сил Михайловича и сербского крестьянства. Само их присутствие в Пранджани при Четнике само по себе было явным доказательством того, что Михайлович оставался благосклонным к Соединенным Штатам и не был соучастником в истинном смысле этого слова. "

Некоторым может быть трудно понять, как четники могли спасти американских летчиков от немцев, как они это делали по крайней мере в одном случае, и в то же время сотрудничать с этими же силами. Ответ кроется в восприятии четниками того, кто на самом деле был врагом. Четники считали партизанское коммунистическое движение гораздо большей угрозой для Югославии, чем немецкие оккупационные силы. Возобновление поддержки союзников было единственным средством для Михайловича отменить партизанский захват. Сдавая немцам американских летчиков, не было абсолютно ничего. Фактически, эвакуированные американцы были важным источником первоклассных связей с общественностью от имени четников. В конце 1944 года только американцы проявляли внешнюю озабоченность по поводу того, что может случиться с четниками, когда партизаны получат контроль. Делать что-либо, кроме спасения и защиты американских летчиков, означало бы потерю их последнего источника поддержки и спасения.

Томас Т. Мэттесон Командующий в «Анализе обстоятельств, окружающих спасение и эвакуацию экипажей союзников из Югославии»., 1941-1945

Противоречие

Согласно статистике, собранной Службой спасения авиации ВВС США, с 1 января по 15 октября 1944 года в общей сложности 1152 американских летчика были переброшены по воздуху из Югославии, из них 795 летчиков помощь югославских партизан и 356 с помощью сербских четников. Американец сербского происхождения лейтенант Эли Попович, входивший в состав миссии Halyard при партизанском штабе, поддерживал радиосвязь с Артуром Джибилианом, чтобы координировать спасение всех американских и иностранных летчиков в Югославии из штаба Михайловича (к которому был прикреплен радист Джибилиан). По словам историка Марко Аттилы Хоара :

«[лидер четников Драза] Михайлович продолжал свою оппортунистическую игру, стремясь сотрудничать как с странами Оси, так и с союзниками. В этом контексте он помог США в воздушной эвакуации около двухсот человек. пятьдесят летчиков с территории Четника в августе 1944 года. Это просто означало, что четники позволили американцам использовать свою взлетно-посадочную полосу для эвакуации - вряд ли особенно героический поступок - в то время как в то же время Михайлович отправил делегацию вместе с вылетающими американскими самолетами в безрезультатные попытки вернуть себе поддержку союзников. Тем не менее, именно ради спасения американских летчиков Михайлович получил посмертно Легион Заслуг. В других случаях Четники Михайловича спасали немецких летчиков и благополучно передавали их немецким вооруженным силам - если бы он был таковым. склонен, канцлер Герхард Шредер может последовать примеру Вашингтона и наградить Михайловича за спасение жизней военнослужащих своей страны ».

Строительство взлетно-посадочной полосы
Улучшение посетил аэродром в селе Пранджани. На этом месте в 2020 году начнется строительство Мемориального комплекса и спортивного аэродрома в ознаменование этой спасательной операции.

В начале марта 1944 года в Пранджани доставили 25 спасенных пилотов. За их безопасность отвечал капитан Звонимир Вучкович из Первого корпуса Равна Гора. Михайлович приказал Вучковичу построить импровизированную взлетно-посадочную полосу, с которой можно было бы эвакуировать авиаторов. Вучкович выбрал поле около Пранджани. Строительством взлетно-посадочной полосы руководил капитан Никола Веркич. Вучкович заявил:

Для строительства использовалось более сотни землекопов и столько же телег, запряженных волами. Из-за большей секретности мы работали в основном по ночам. При копании, выравнивании и вырубке деревьев на руках образовывались волдыри. В конце марта я отправил генералу Михайловичу отчет о том, что работы вокруг аэропорта завершены.

Британские власти посчитали взлетно-посадочную полосу слишком короткой. Одиннадцать летчиков, включая Джона П. Девлина, хотели пройти пешком к Адриатическому морю. Михайлович предоставил вспомогательные подразделения, и они двинулись в путь 19 апреля после торжественных проводов в Пранджани. Остальные авиаторы не могли ходить из-за травм и болезней. Еще несколько десятков летчиков достигли Пранджани в конце апреля. Вучкович разделил их на две группы. Первым из района Таково руководил сержант Бора Комрачевич. Вторую группу из района Драгачево возглавлял Михайло Паунович, который не говорил по-английски.

Наземный бой

Из-за сбора спасенных летчиков возле Пранджани произошли бои между четниками и немцами. и болгарские оккупационные силы. 14 марта 1944 года немцы вошли в деревню Опланич, неподалеку, в поисках экипажа сбитого «Либератора». 4-й батальон капитана Николы Петковича бригады «Гружа» открыл огонь по немецкой бронетехнике, чтобы выманить ее из той части деревни, где прятались авиаторы. Во время перестрелки трое четников были убиты и еще двое взяты в плен. После войны коммунисты разрушили их надгробия.

1-я бригада Драгачево 1-го корпуса Равна-Гора вступила в бой с немецкими войсками, пытаясь захватить американский летный экипаж, вылетавший на Чачак - Ужице дорога. Вучкович сообщил о гибели нескольких солдат четников в бою. Падшие четники были похоронены на кладбище в селе Длин.

подполковник Тодор Гогич, командир корпуса группы Моравы, 17 апреля отправил Михайловичу радиограмму: «15 апреля около 11 часов из-за неисправности двигателя. В случае неудачи самолет B-24 Liberator с экипажем из 10 человек совершил вынужденную посадку возле села Дреновац к югу от Парачин. Нам удалось спасти девять членов экипажа от немцев и болгар, но один летчик был взят в плен. Экипаж 861-й эскадрильи, 460-й бомбардировочной группы. "

Отправление политической миссии Четника

Британская военная миссия SOE под руководством бригадного генерала Чарльз Армстронг был готов к эвакуации к концу мая 1944 года. По соглашению со штаб-квартирой в Бари три грузовых самолета Douglas Dakota (C-47 ) приземлились в Пранджани. 29 мая. В дополнение к миссии SOE были эвакуированы 40 спасенных летчиков союзников. Михайлович решил отправить политическую миссию в Лондон, используя ту же эвакуацию. Миссию возглавил президент Социалистической партии Югославии, Живко Топалович. Топалович был членом партии Трудового и Социалистического Интернационала до войны. Он намеревался встретиться с британскими политическими лидерами, чтобы повлиять на них, чтобы изменить решение Уинстона Черчилля отказаться от Михайловича и поддержать Иосипа Броз Тито. Миссия Топаловича провалилась. Британцы не разрешили ему покинуть южную Италию.

Радиосвязь

В бюллетене информационного агентства «Демократическая Югославия»

Сообщения о спасенных летчиках были отправлены в информационное агентство «Демократическая Югославия», принадлежавшее верховному командованию Югославская армия на родине Михайловича. У этого агентства был офис и радиостанция в Нью-Йорке. Отчет был получен посольством Югославии в Вашингтоне, округ Колумбия. Штаб во главе с послом направил отчет в армию США, чтобы семьи летчиков, особенно их матери, которые в некоторых случаях были заранее уведомлены о том, что их дети «пропали без вести». В рапортах почти всегда указывались имена и адреса летчиков.

Мирьяна Вуйнович работала в посольстве Югославии в Вашингтоне, когда узнала о сообщениях о том, что сербские партизаны укрывают летчиков союзников. Она передала информацию своему мужу, Георгию Вуйновичу, который составил план спасения. Лейтенант Георгий Вуйнович, работал в УСС в Бриндизи на юге Италии. Он получил письмо от своей жены, в котором говорилось о тяжелом положении американских летчиков: «Их сотни... вы можете что-нибудь для них сделать? Было бы здорово, если [их] эвакуируют». Это был поворотный момент, который привел к планированию и осуществлению операции «Халяр».

Эвакуация

В конце мая 1944 года, впервые с 1941 года, не было офицеров связи союзников с Четники. Штаб Михайловича пытался установить прямую радиосвязь с союзным средиземноморским командованием, но безуспешно.

15 июля 1944 г., возвращаясь на сильно поврежденном самолете (B-17G, 840-й BS, 483-й BG, 15-й AF, Стерпароне, Италия), выполнявший задание на важный нефтеперерабатывающий завод противника в Плоешти, капитан Лео К. Брукс [Вест-Пойнт, июнь 1943 г.] был вынужден выкупить Югославию (Ljig, Сербия). Сразу после приземления к нему подошли солдаты четниковской армии и предложили ему помощь. По просьбе капитана Брукса о встрече с их командиром (Капетаном Марко Музикравичем) его в течение нескольких дней вели через горы. 26 июля 1944 г. он достиг британской взлетно-посадочной полосы (Пранджани, Сербия), которая была подготовлена ​​для эвакуации беглецов. В деревнях, окружающих это поле, уже было около 150 американских летчиков, которые ожидали ожидаемой эвакуации, и каждый день прибывали новые. Как высокопоставленный американский офицер он принял на себя командование присутствовавшими американцами. Вместе с командиром района Четник он определил лучшую политику, которой следует придерживаться при расквартировании и защите солдат, а также в обеспечении высокой степени дисциплины маскировки. Благодаря его тщательному планированию, такту и дипломатии капитан Брукс получил максимальную помощь и поддержку от армии Четников. Ему были предоставлены два целых армейских корпуса общей численностью 3000 человек, чтобы обеспечить надежную защиту от возможного немецкого вмешательства. По предложению капитана Брукса всех людей, подлежащих эвакуации, разделили на шесть групп, каждой из которых руководил американский офицер. Первая из этих групп состояла из всех больных и раненых, которых разместили рядом с больницей, чтобы им была оказана медицинская помощь. Остальные группы были рассредоточены в соседних горах, самая дальняя - в двух часах ходьбы. Сохранив с собой штаб из шести офицеров для работы со штабом, капитан Брукс затем приказал, чтобы для обеспечения наиболее упорядоченной и быстрой эвакуации был составлен список с указанием имен, званий и серийных номеров всех американцев в этом районе вместе с дата их расстрела. Между тем, двое мужчин (один был 1-м лейтенантом Томом Оливером (Вест-Пойнт, июнь 1943 г., B-24, 756-й BS, 459-й BG, 15-й AF, Джулия, Италия и, по иронии судьбы, сосед капитана Брукса по комнате в академии)), связаться со штабом генерала Михайловича, сообщил, что в одну из трех указанных ночей будут приземляться дружественные самолеты для эвакуации присутствующих. Капитан Брукс проинспектировал аэродром, импровизировал систему ночного освещения с несколькими керосиновыми лампами, а затем установил вахту, чтобы сигнализировать самолетам Когда они прилетели. Прибыл только один самолет, и он не приземлился, вместо этого сбросив припасы и трех человек на парашюте. Эти трое (команда УСС, 1-й лейтенант Мусулин, старший сержант Раджачич и старшина ВМС Джибилиан) имели был отправлен в качестве миссии союзников из Италии и привез с собой радио. Офицер, отвечавший за миссию, сообщил, что взлетно-посадочная полоса не считается пригодной для использования 15-й воздушной армией и что посадки не будут производиться до тех пор, пока не будет проведен большой объем работ. было сделано к нему. После установки импровизированной радиостанции с новым оборудованием, капитан Брукс оставил одного офицера, отвечающего за строительные работы, необходимые на этом конкретном поле, дал ему подробные инструкции о том, как завершить проект, и закупил для него через командующего армией Четника. большое количество югославских рабочих. Оставшихся шести офицеров, включая себя, он разделил на группы по два человека, чтобы исследовать возможные участки для другого месторождения. Таким образом были обнаружены два лучших места, и работа на них была немедленно начата. Тем временем была восстановлена ​​радиосвязь с 15-й воздушной армией. Был сделан запрос на срочно необходимые материалы и отправлено сообщение о работе, которая велась на первом поле. Вскоре после этого прибыли два транспорта, которые сбросили большое количество необходимых припасов. Действуя согласно инструкциям, ранее данным капитаном Бруксом, группа, расквартированная ближе всего к месту высадки, успешно доставила все эти припасы. Спустя несколько дней, когда строительство первого месторождения достигло точки, в которой его можно было использовать, 15-я воздушная армия была уведомлена. Из штаба пришло сообщение, что вечером прибудут восемь самолетов, каждый вместимостью 12 человек. Затем капитан Брукс послал бегунов, чтобы предупредить первых 96 человек, которые должны были уйти. Поле расчистили, устроили сигнальные костры. Один офицер был назначен ответственным за людей и приказал каждой группе из двенадцати человек покинуть лес только тогда, когда их самолет будет готов. В это время на поле никого не должно было быть. Другой офицер был назначен встречать самолеты, когда они приземлялись, и ставить их для погрузки. Третий офицер был назначен, чтобы вести их к взлету. Той ночью прилетели только четыре самолета (C-47A, 60thTCG, 12thAF Brindisi, Италия), на первом были доктор, несколько помощников и медикаменты. Эти четыре самолета были приземлены, разгружены, загружены эвакуированными и успешно отправлены. Капитан Брукс узнал от пилота первого приземлившегося самолета, что операция должна продолжаться в течение всего следующего утра под прикрытием дружественных истребителей (предположительно, Red Tail P-51C, 332-й FG, 15-й AF, Каттолика, Италия). Он немедленно разослал бегунов по разным группам. К 07:00 10 августа 1944 года все оставшиеся эвакуированные были собраны в лесу, прилегающем к полю. Чтобы помочь самолету, капитан Брукс разметил поле полосами парашютов. Когда каждый самолет прибыл в то утро, к нему были отправлены 20 человек, и он взлетел. Только после того, как все остальные эвакуированные были загружены, капитан Брукс поднялся на борт последнего самолета. После того, как последний самолет был загружен, пилот насчитал на борту 21 человека, что на одного больше максимального. Предполагая, что кого-то придется оставить на земле, капитан Брукс немедленно покинул самолет в качестве добровольца, который должен был остаться. Однако пересчет пилота показал, что у него было только 20 пассажиров вместо 21. Убедившись, что безопасность других не будет поставлена ​​под угрозу, капитан Брукс снова сел. В ходе этой операции было эвакуировано в общей сложности 240 американцев, семь британцев, 12 русских, пять французов и пять итальянских солдат и офицеров.

Воздушный транспорт из Пранджани в Бари

В полночь 2 августа 1944 года американский самолет пролетел над Пранджани, недалеко от штаб-квартиры Михайловича в центральной Сербии, где в качестве ранее согласованного сигнала возник пожар. Три парашюта открылись сразу за и под самолетом, они поддерживали агентов разведки УСС капитана Джорджа Мусулина, лейтенанта Майкла Раячича и сержанта Артура Джиблиана и их радиооборудование; они были там, чтобы организовать операцию. Первой задачей капитана Мусулина было потребовать от Михайловича, чтобы все спасенные летчики были собраны в этом районе для предстоящей эвакуации. Мусулина заверили, что четники сделали для летчиков все возможное, в том числе и медицинскую помощь. Их должно было сопровождать вооруженное сопровождение к месту эвакуации. Тем временем, чтобы допустить возможное нападение немцев на Пранджани, Михайловичу было поручено построить резервную взлетно-посадочную полосу в районе Драгачево.

Михайлович решил отправить дополнительных представителей в Италию, чтобы помочь Топаловичу в его миссии. Они были; президент Независимой демократической партии Адам Прибичевич, судья Верховного суда д-р, капитан Звонимир Вучкович и Иван Ковач, словенец, который раньше учил короля Петра II война.

Между тем, в воскресенье, 6 августа 1944 года, The New York Times опубликовала интервью с Михайловичем журналиста Сайруса Лео Сульцбергера.

. Недалеко от Пранджани часовые Четника задержали опознанное гражданское лицо. как Иван Попов; у одного часового возникли подозрения, потому что он думал, что видел, как Попов выходил из здания гестапо в Белграде в форме немецких офицеров. Капитан Вучкович приказал казнить человека. Однако гражданский получил отсрочку в последний момент, когда показал Вучковичу письмо, подписанное Михайловичем. Об инциденте было сообщено генералу, который приказал отправить его в свой штаб. Попов был двойным агентом югославов и англичан в гестапо. Он также был братом Душана Попова. Попов (британский под кодовым названием Дредноут, югославский (Четник) под кодовым названием Эскулап) был эвакуирован вместе с американскими летчиками в Италию. Молодые авиаторы понятия не имели, что один из пассажиров был бывшим офицером гестапо.

Крупнейшая эвакуация из Пранджани началась в 03:00 10 августа. Четыре С-47 прилетели; за ними последовали еще шесть. По другим источникам, использовалось двенадцать или четырнадцать транспортных самолетов США. Эти самолеты могли быть защищены 50 истребителями (P-51 Mustang и P-38 Lightning ) Пятнадцатых ВВС, но один источник указывает, что они были защищены шестью Королевские ВВС Спитфайрс. Наземную охрану обеспечивала группа Морава под командованием капитана Александра Милошевича. Всего было эвакуировано 237 человек.

Операция была повторена 12, 15 и 18 августа; еще 210 летчиков были эвакуированы. Новое подразделение УСС в рамках операции «Рейнджер» возглавил полковник Роберт Х. Макдауэлл. Мусулин вылетел из Пранджани 29 августа на том же самолете, на котором прилетел Макдауэлл. Заменил Мусулина капитан Ник Лалич, который вылетел в Пранджани 10 августа.

Эвакуация из Коцелева

Накануне вторжения Красной Армии в сентябре 1944 года высшее командование югославской армии вместе с миссиями Halyard и Ranger, покинул Пранджани и переведен в Мачву. Была построена еще одна импровизированная взлетно-посадочная полоса в Коцелева. Взлетно-посадочная полоса была длиной 400 метров. Он был построен в период с 15 по 17 сентября. Двадцать летчиков, француз, несколько итальянцев и два американских медицинских офицера были эвакуированы 17 сентября.

Эвакуация из Болянича

Третья импровизированная взлетно-посадочная полоса была построена в период с 22 октября по 1 ноября в Болянич. около Добоя в восточной Боснии. Он использовался для эвакуации верховного командования югославской армии и 15 летчиков США 27 сентября. Эти авиаторы прыгнули с двух поврежденных самолетов в июне 1944 года в Милино Село на востоке Боснии. Они были размещены в домах Луки Панича и нескольких известных фермеров в деревне Болянич и спасены майором корпуса Четникс Озрен Цвиетином Тодичем. Приземлились два С-47, прикрытые семью истребителями. Эвакуированные, в том числе капитан Джон Милодрагович и лейтенант Михаил Раджачич (оба УСС), были доставлены в Бари. Макдауэлл пытался убедить Михайловича сопровождать его в Италию, но тот отказался, сказав: «Я предпочитаю потерять свою жизнь в своей стране, чем жить изгоями в чужой стране. конец, чтобы исполнить долг, который дал мне мой Король. За Короля и Отечество - Свободу или Смерть! "

Два C-47, один пилотируемый полковником, (пионером в разработке Pan American World Airways ), другой старшим лейтенантом Джоном Л. Данном, покинули Италию в 11: 00:00 27 декабря 1944 года. В сопровождении 16 Р-38 они достигли аварийной посадочной площадки в Болянич в 12:55. Заметив дыру в облаке, Крейгер вошел внутрь и приземлился на полосе длиной 1700 футов, которая замерзла ровно настолько, чтобы выдержать вес C-47. Транспорты встретил капитан Лалич. Самолет был быстро загружен 20 американскими летчиками, одним гражданином США, двумя югославскими офицерами (четниками), четырьмя французами, четырьмя военнослужащими итальянской армии и двумя оставшимися членами команды Хальярда, Лалихом и его радистом Артуром Джибилианом. Лалих еще раз уговорил Михайловича поехать с ними в Италию. Михайлович оставался неизменным в своем намерении остаться со своими солдатами. Самолет вылетел в 13:15.

Количество спасенных летчиков
  • 237 человек, эвакуированных из Пранджани 9–10 августа
  • 210 человек, эвакуированных из Пранджани 12, 15, 18 августа
  • 20 человек эвакуированы из Коцелева 17 сентября
  • 15 человек были эвакуированы из деревни Болянич 1 ноября
  • 20 человек были эвакуированы из Болянича 27 декабря

Всего с территории Четника было переброшено 417 летчиков союзников во время операции Halyard, из которых 343 человека были американцами.

Члены миссии Halyard
  • капитан Джордж Мусулин (глава миссии со 2 по 19 августа 1944 г.) - Легион заслуг.
  • Георгий Вуйнович, помогал организовывать и контролировать миссию - Медаль Бронзовой Звезды.
  • Лейтенант Майкл «Майк» Раячич (член миссии со 2 по 19 августа, затем член миссии Ренгера до 1 ноября 1944 года) - Легион Заслуги с гроздью из дубовых листьев.
  • Радист ВМС специалист 1-го класса старшина (военный эквивалент штабного сержанта) Артур Джибилиан (член миссии от 2 августа) t-27 декабря 1944 г.) - Silver Star
  • капитан Ник Лалич (член миссии с 10 по 28 августа, глава миссии с 29 августа по 27 декабря 1944 г.) - Легион заслуг.
  • Капитан Джек Митрани, доктор медицины, с двумя фельдшерами (доктор Митрани возглавлял миссию медицинской группы на Хальярде с 10 августа по 17 сентября 1944 г.)
Миссия

Эта операция проводилась с августа по декабрь 1944 г. грубо построенный лесной аэродром, созданный сербскими крестьянами в Пранджани. Сегодня это малоизвестно и в значительной степени неизвестно большинству американцев. Это тема книги 2007 года «Забытые 500: невыразимая история людей, которые рисковали всем ради величайшей спасательной миссии Второй мировой войны», составленной автором. В своей книге он описывает это как одну из величайших историй о спасении, когда-либо рассказанных. В нем рассказывается история о том, как летчики были сбиты в стране, о которой они ничего не знали, и о том, как жители сербских деревень были готовы пожертвовать своими жизнями, чтобы спасти жизни экипажей самолетов.

Михайлович был посмертно награжден Американским легионом заслуг.

УСС планировало осуществлять спасательные операции с приземлением на территории противника грузовых самолетов С-47. Это была чрезвычайно рискованная операция, когда самолеты не только заходили на территорию противника, не будучи сбитыми, но и приземлялись, возвращали сбитых летчиков, а затем взлетали и улетали с той же территории, опять же без самих себя. Спасение было полным успехом, но практически не получило огласки. Отчасти это произошло из-за своевременности, внимание мира было сосредоточено на конфликте на севере Франции.

Из-за этой операции и благодаря усилиям майора Ричарда Фельмана, президента США Гарри С. Трумэна. посмертно наградил Михайловича Легионом заслуг за его вклад в победу союзников во Второй мировой войне. Изначально эта высокая награда и история спасения были засекречены Государственным департаментом США, чтобы не оскорбить тогдашнее коммунистическое правительство Югославии. Такое проявление признательности к четникам не приветствовалось бы, поскольку западные союзники, которые поддерживали четников в начале Второй мировой войны, перешли на сторону партизан Иосипа Броз Тито во второй части войны. война. Награда была вручена дочери Михайловича Гордане Михайлович Государственным департаментом США 9 мая 2005 года.

День памяти

Право на установку памятника Михайловичу было дано в 1989 году Национальным комитетом Америки. Летчики в Вашингтоне, округ Колумбия, в знак признания роли, которую он сыграл в спасении жизней более пятисот американских летчиков в Югославии во время Второй мировой войны.

12 сентября 2004 года, через пять лет после Вооруженный конфликт НАТО против Югославии, четыре американских ветерана, Клэр Масгроув, Артур Джибилиан, Джордж Вуйнович и Роберт Вильсон, посетили Пранджани для открытия мемориальной доски. Законопроект, внесенный в Палату представителей Бобом Латтой 31 июля 2009 года, требует, чтобы Джибилиан был награжден Почетной медалью за его участие в операции. Фал.

Морская охрана посольства США в Белграде, Сербия Лэнс Аарон Джонстон и сержант артиллерийский. Лауреано Перес возложил венок к мемориалу миссии Халярд в Пранджани, Сербия.

В День ветеранов 2007 года посол США в Сербии Камерон Мюнтер посетил Пранджани и подарил жителям этого района прокламация, подписанная губернатором штата Огайо, в которой выражается благодарность сербским семьям, спасшим сотни американских летчиков, чьи самолеты были сбиты нацистскими войсками во время Второй мировой войны.

17 октября 2010 года Георгий Вуйнович был награжден Бронзовой звездой на церемонии в Нью-Йорке за его роль в операции. Вуйнович обучал добровольцев, которые проводили спасательные операции, обучая их тому, как сливаться с другими сербами, выполняя повседневные задачи в соответствии с местными обычаями, такие как завязывание и заправка шнурков и проталкивание еды на вилки ножами во время еды.

Памятник генералу Драза Михайловичу в Равна-Горе недалеко от исторической импровизированной взлетно-посадочной полосы в деревне Пранджани, Сербия.

Посольство США в Белграде в сотрудничестве с Евроатлантической инициативой и гражданами Пранджани инициировало проект строительства библиотека и молодежный центр в Пранджани, который поможет обучению местных детей и будет способствовать празднованию Миссии Халярда. Проект ознаменует историческую связь между сербским и американским народами и государственное партнерство между Сербией и штатом Огайо, которое было создано в 2006 году. Проект будет включать в себя усилия по обучению как сербов, так и американцев. общественность о миссии Halyard через фотовыставки, интернет-презентации и создание документального фильма. Проект библиотеки-молодежного центра заключается в строительстве многофункционального объекта. Он будет служить библиотекой и центром мультимедийного обучения молодежи и фермеров из района Пранджани. Он будет оборудован доступом в Интернет и станет мемориальным центром для миссии Halyard, которая будет включать постоянную выставку фотографий, предметов и документов, связанных с миссией по эвакуации летчиков союзников и военным союзом между народами Сербии и США. Экспонаты Центра будут переданы в Национальный музей ВВС США, на авиабазу Райт-Паттерсон в Огайо, где будет открыта специальная выставочная площадка, посвященная роли Сербии в спасении. летчиков во Второй мировой войне. Подобно Вьетнамскому мемориалу в Вашингтоне, округ Колумбия, на одной стене центра Пранджани будут указаны имена всех летчиков союзников, спасенных во время миссии Хальярда, и сербских семей, которые прятались и заботились о них. Библиотека будет построена в непосредственной близости от начальной школы и церкви Пранджани, которая была местом проведения церемоний дружбы и сотрудничества жителей района, движения Равна Гора (Югославская армия в Отечестве ). и миссия США. Другой сегмент будет построен на месторождении Галовича в Пранджани, откуда ВВС США эвакуировали летчиков. Эта часть проекта предусматривает строительство ангара и размещение в нем одного самолета С-47. Кроме того, будут установлены многоязычные мемориальные доски и карты, которые позволят любителям истории и заинтересованным туристам познакомиться с Миссией Фальярда и историческим наследием местности.

Примечания
Литература
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-06-01 13:02:53
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте