Ноосфера

редактировать
Сфера человеческой мысли

Ноосфера - это философская концепция, разработанная и популяризированная биогеохимиком Владимиром Вернадским, и французский философ и иезуит священник Пьер Тейяр де Шарден. Вернадский определил ноосферу как новое состояние биосферы и описал ее как планетарную «сферу разума». Ноосфера представляет собой высшую стадию развития биосферы, ее определяющим фактором является развитие рациональной деятельности человечества.

Слово происходит от греческого νόος («разум», « причина « ) и σφαῖρα (« сфера ») в лексической аналогии с« атмосферой »и« биосферой ». Однако концепция не может быть аккредитована одним автором. Авторы-основатели Владимир Иванович Вернадский и Пьер Тейяр де Шарден разработали две взаимосвязанные, но совершенно разные концепции, первая из которых основана на геологических науках, а вторая - на богословии. Обе концепции ноосферы разделяют общий тезис о том, что человеческий разум и научная мысль вместе создали и будут создавать следующий эволюционный геологический слой. Этот геологический слой является частью эволюционной цепи. Авторы второго поколения, преимущественно русского происхождения, развили концепцию Вернадского, создав связанные концепции: нооценоз и нооценология.

Содержание
  • 1 Авторы-основатели
  • 2 Концепция
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Авторы-основатели

Термин ноосфера впервые был использован в публикациях Пьера Тейяра де Шардена в 1922 году в его Космогенез. Вернадского, скорее всего, познакомил с этим термином общий знакомый Эдуард Ле Руа во время пребывания в Париже. Некоторые источники утверждают, что Эдуард Ле Рой фактически первым предложил термин. Сам Вернадский писал, что впервые познакомился с этой концепцией Ле Рой в его лекциях 1927 года в Колледже Франции, и что Ле Рой подчеркивал взаимное исследование концепции с Тейяром де Шарденом. Согласно собственным письмам Вернадского, он взял идеи Ле Роя о ноосфере из статьи Ле Руа «Истоки человечества и эволюция интеллекта», часть III: «Ноосфера и гоминизация», прежде чем переработать концепцию в своей статье. собственное дело, биогеохимия. Историк Бейлс заключает, что Вернадский и Тейяр де Шарден оказали взаимное влияние друг на друга, поскольку Тейяр де Шарден также посещал лекции Вернадского по биогеохимии, прежде чем создать концепцию ноосферы.

В отчете говорится, что Ле Рой и Тейяру не было известно о концепции биосферы в их ноосферной концепции, и что именно Вернадский познакомил их с этим понятием, которое дало их концептуализацию основанием на естественных науках. И Тейяр де Шарден, и Вернадский основывают свои концепции ноосферы на термине «биосфера», разработанном Эдвардом Зюссом в 1875 году. Несмотря на различный опыт, подходы и направления Тейяра и Вернадского, у них есть несколько общих фундаментальных тем. Оба ученых перешли границы естествознания и попытались создать всеобъемлющие теоретические конструкции, основанные на философии, социальных науках и авторитетных интерпретациях эволюционной теории. Более того, оба мыслителя были убеждены в телеологическом характере эволюции. Они также утверждали, что человеческая деятельность становится геологической силой и что способ ее управления может влиять на окружающую среду. Однако в этих двух концепциях есть принципиальные различия.

Концепция

В теории Вернадского ноосфера является третьей в последовательности фаз развития Земли после геосферы (неодушевленная материя) и биосфера (биологическая жизнь). Так же, как появление жизни коренным образом изменило геосферу, появление человеческого познания коренным образом трансформирует биосферу. В отличие от концепций теоретиков Гайи или покровителей киберпространства, ноосфера Вернадского возникает в точке, где человечество, овладев ядерными процессами, начинает создавать ресурсы через трансмутация элементов. Это также в настоящее время исследуется в рамках проекта Global Consciousness Project.

. Тейяр заметил направление эволюции по оси возрастающей сложности / сознания. Для Тейяра ноосфера - это сфера мысли, окружающая Землю, которая возникла в процессе эволюции как следствие этого роста сложности / сознания. Следовательно, ноосфера является такой же частью природы, как барисфера, литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера. В результате Тейяр видит «социальное явление [как] кульминацию, а не ослабление биологического феномена». Эти социальные явления являются частью ноосферы и включают, например, правовые, образовательные, религиозные, исследовательские, промышленные и технологические системы. В этом смысле ноосфера возникает в результате взаимодействия человеческих умов. Таким образом, ноосфера растет вместе с организацией человеческой массы по отношению к самой себе по мере того, как она населяет Землю. Тейяр утверждал, что ноосфера развивается в направлении все большей персонализации, индивидуализации и объединения ее элементов. Он видел христианское представление о любви как главную движущую силу ноогенезиса. Эволюция завершится в Точке Омега - вершине мысли / сознания, - которую он отождествил с эсхатологическим возвращением Христа.

Один из исходных аспектов концепции ноосферы касается эволюции. Анри Бергсон в своей L'évolution créatrice (1907) был одним из первых, кто предположил, что эволюция является «творческой» и не обязательно может быть объяснена исключительно дарвиновским естественным отбором.. L'évolution créatrice поддерживается, согласно Бергсону, постоянной жизненной силой, которая оживляет жизнь и фундаментально связывает разум и тело, идея, противостоящая дуализму Рене Декарта. В 1923 г. К. Ллойд Морган развил эту работу дальше, подробно остановившись на «эмерджентной эволюции », которая может объяснить возрастающую сложность (включая эволюцию разума). Морган обнаружил, что многие из самых интересных изменений в живых существах в значительной степени не связаны с прошлой эволюцией. Следовательно, эти живые существа не обязательно эволюционировали в результате постепенного процесса естественного отбора. Скорее, он утверждал, что процесс эволюции испытывает скачки сложности (такие как появление саморефлексивной вселенной или ноосферы) в своего рода качественном прерывистом равновесии. Наконец, усложнение человеческих культур, особенно языка, способствовало ускорению эволюции, при которой культурная эволюция происходит быстрее, чем биологическая. Недавнее понимание человеческих экосистем и воздействия человека на биосферу привело к связи между понятием устойчивости с «совместной эволюцией» и гармонизацией культурной и биологической эволюции.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Делёз, Жиль и Феликс Гваттари, Тысяча плато, Continuum, 2004, стр. 77.
  • Hödl, Elisabeth, «Die Noosphäre als Bezugsrahmen für das Recht» («Ноосфера как основа для концепции права») в: Schweighofer / Kummer / Hötzendorfer (ed.): Transformation juristischer Sprachen, Tagungsband des 15. Internationalen Rechtsinformatik Symposions, 2012, стр. 639–648.
  • Оливер Крюгер : Гайя, Бог и Интернет - еще раз. История эволюции и утопия сообщества в медиа-обществе. В: Интернет - Гейдельбергский журнал религий в Интернете 8 (2015 г.), текст в Интернете.
  • Норгаард Р. Б. (1994). Преданное развитие: конец прогресса и коэволюционный пересмотр будущего. Лондон; Нью-Йорк, Рутледж. ISBN 0-415-06862-2
  • Рэймонд, Эрик (2000), «Homesteading the Noosphere », доступно в Интернете
  • Самсон, Пол Р.; Питт, Дэвид (ред.) (1999), Читатель по биосфере и ноосфере: глобальная окружающая среда, общество и изменения. ISBN 0-415-16644-6
  • Различные авторы (1997). «В поисках единой теории информации», World Futures, тома «49 (3-4)» и «50 (1-4)», специальный выпуск
Внешние ссылки
Найдите ноосферу в Викисловаре, бесплатном словаре.
Последняя правка сделана 2021-05-31 12:18:51
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте