Никос Поуланцас | |
---|---|
Родился | (1936-09-21) 21 сентября 1936 года. Афины, Греция |
Умер | 3 октября 1979 г. (1979-10-03) (43 года). Париж, Франция |
Образование | Школа права Афинский университет (бакалавр, 1957). Мюнхенский университет. Гейдельбергский университет. Парижский университет (доктор философии, 1964) |
Эпоха | философия ХХ века |
Регион | Западная философия |
Школа | Континентальная философия. Западный марксизм / Структурный марксизм |
Институты | Университет Париж 8 |
Основные интересы | Политическая философия |
Известные идеи | Относительная автономия государства от капиталистического класса |
Влияния | |
Под влиянием | |
Никос Поуланцас (греч. : Νίκος Πουλαντζάς ; 21 сентября 1936 г. - 3 октября 1979 г.) был греком -французским марксистом политическим социологом и философом. В 1970-е годы Пуланцас был известен, наряду с Луи Альтюссером, как ведущий структурный марксист и, будучи сначала ленинцем, в конечном итоге стал сторонником 99>демократический социализм. Он наиболее известен своими теоретическими работами о государстве, но он также внес марксистский вклад в анализ фашизма, социального класса в современном мире и краха диктатур в Южная Европа в 1970-е годы (например, Франко в Испании, Салазар в Португалии и Пападопулос в Греции).
Поуланцас изучал право в Греции и переехал во Францию в 1961 году; там он защитил докторскую диссертацию по философии права под названием «Возрождение естественного права в Германии» (La renaissance du droit naturel en Allemagne) в 1964 г. Он преподавал социологию в Парижском университете VIII с 1968 по его смерть. Он был женат на французском писателе [фр ] и имел одну дочь. Он покончил с собой в 1979 году, выпрыгнув из окна квартиры друга в Париже.
Теория государства Пуланцаса отреагировала на то, что он считал упрощенным пониманием в марксизме. Инструменталист Марксистские учения утверждали, что государство было просто инструментом в руках определенного класса. Поуланцас не согласился с этим, потому что он видел, что класс капиталистов слишком сосредоточен на своей индивидуальной краткосрочной выгоде, а не на поддержании власти класса в целом, чтобы просто использовать всю государственную власть в своих собственных интересах. Поуланцас утверждал, что государство, хотя и относительно автономно от класса капиталистов, тем не менее функционирует для обеспечения бесперебойной работы капиталистического общества и, следовательно, приносит пользу капиталистическому классу. В частности, он сосредоточился на том, как изначально разделяющая система, такая как капитализм, может сосуществовать с социальной стабильностью, необходимой для ее воспроизводства, - в частности, обращаясь к национализму как к средству преодоления классового разделения внутри капитализма. Поуланцас оказал особое влияние на ведущего современного марксистского теоретика государства, Боба Джессопа.
. Заимствуя Антонио Грамши понятие культурной гегемонии, Поуланцас утверждал, что подавляющие движения угнетение - не единственная функция государства. Скорее, государственная власть также должна получать согласие угнетенных. Это достигается посредством классовых союзов, когда доминирующая группа заключает «союз» с подчиненными группами как средство для получения согласия подчиненной группы. В своих более поздних работах Поуланцас проанализировал роль того, что он назвал «новой мелкой буржуазией», как в консолидации господствующих классов гегемонии, так и в подрыве способности пролетариата к самоорганизации. Занимая противоречивую классовую позицию, то есть отождествляя себя со своим фактическим угнетателем, эта фракция рабочего класса связывает свою судьбу с буржуазией, судьбу которой она (ошибочно) считает, что разделяет. По мнению Пуланцаса, фрагментация классовой системы (некоторые утверждают, что это ее исчезновение) является определяющей характеристикой позднего капитализма, и любой политически полезный анализ должен касаться этого нового созвездия интересов и власти. Краткий пример этого можно увидеть в проведенном под влиянием Пуланцаса анализе Нового курса в Соединенных Штатах : американского правящего класса, который согласился с некоторыми требованиями труд (такие вещи, как минимальная заработная плата, законы о труде и т. Д.), Помогли укрепить союз между трудом и определенной долей капитала и государством (Levine 1988). Это было необходимо для продолжения существования капитализма, поскольку, если бы правящий класс просто подавил движения и избегал каких-либо уступок, это могло бы привести к социалистической революции.
Поуланцас дает подробный анализ классовой структуры в эпоху, когда интернационализация производственных систем (сегодня «глобализация») перемещала власть от рабочих к капиталистическим классам. Во многих областях он предвидел текущие дебаты о критическом марксистском языке класса, буржуазии и гегемонии, который не находит отклика в современной политической науке, где ее позитивизм требует от исследователей сосредоточения внимания на предполагаемых измеримых и объективных сущностях. Однако, помещая классовый анализ в центр политического анализа, Пуланцас напоминает нам, что теоретики сами являются политическими агентами и что описания политического мира пронизаны окружающей идеологией, которую они, по их мнению, ограничивают.
Официальный аналитический центр СИРИЗА, левой греческой политической партии, называется.