Знаки неолита в Китае

редактировать
Знаки, начертанные на китайской керамике эпохи неолита

Со второй половины 20 века надписи на керамике в различные места в Китае, такие как Банпо около Сиань, а также на костях и костных мозгах в Хуалоузи, уезд Чанъань около Си 'ан. Эти простые, часто геометрические знаки часто сравнивают с некоторыми из самых ранних известных китайских иероглифов, появившихся на костях оракула, и некоторые считают, что это означает, что история китайской письменности насчитывает более шести тысячелетий. Однако были обнаружены только единичные экземпляры этих символов, и они не показывают никаких признаков представления речи или не изобразительных процессов, которые требуются для системы письма .

Содержание
  • 1 Природа символов
  • 2 Ранний неолит
    • 2,1 Цзяху
    • 2,2 Дадиван
    • 2,3 Дамайди
  • 3 Средний неолит
    • 3,1 Банпо и Цзянчжай
    • 3,2 Другие открытия
  • 4 Поздний неолит
    • 4.1 Давэнкоу
    • 4.2 Культура Луншань
    • 4.3 Возможные символы Лянчжу
    • 4.4 Другие открытия
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Литература
Характер символов
Знаки неолита в Китае расположены на Северо-Китайской равнине Цзяху Цзяху Дадиван Дадиван Дамайди Дамайди Банпо Банпо Давэнкоу Давэнкоу Луншань Луншань Лянчжу Лянчжу Неолитические стоянки, на которых обнаруживаются надписанные символы

В диапазоне В памятниках неолита в Китае было обнаружено небольшое количество символов либо изобразительного, либо простого геометрического характера, которые были вырезаны, нарисованы или нарисованы на артефактах, в основном на керамике, но в некоторых случаях на панцирях черепах. кости животных или артефакты из кости или нефрита. Эти сайты относятся к культурам Яншао, Лянчжу, Маджиаяо и Луншань.

. Вопрос о том, пишутся ли такие символы, примитивные или прото-письменность, или просто неписаные символы или знаки для других целей, таких как идентификация, является весьма спорным вопросом, и споры продолжаются и сегодня. Сторонники точки зрения, что это ранняя китайская письменность, склонны видеть доказательства в сравнении отдельных знаков с отдельными персонажами письменности из костей оракула. Другие считают, что неолитические знаки являются частью зарождающейся семиотической системы, которая в конечном итоге привела к развитию зрелой китайской письменности.

из Департамента азиатских языков и литературы Вашингтонского университета указывает, что такие сравнения «заведомо рискованные и опасные. безрезультатно », если основываться на таких примитивных царапинах, а не на сходстве функций (2003, стр. 38). Больц добавляет:

«Кажется, не существует какого-либо значимого порядка повторения или конкатенации, который заставил бы нас подозревать что-то большее, кроме того, что это случайные и в значительной степени неорганизованные, бессистемные отметки».

— с.35

В целом, неолитические символы, которые были обнаружены на сегодняшний день, используются изолированно (как и следовало ожидать в отношении знаков собственности или клановых символов), а не в последовательностях, согласующихся с представлением разговорного языка, и нет никаких свидетельств фундаментальных процессов. начало истинной, полезной системы письма, такой как использование фонетического заимствования. Как объясняет Цю (2000, стр. 39):

Только когда символы... сознательно используются для записи слов, используемых для формирования предложений, есть верный признак того, что разработка письменности началась.

Кроме того, доказательства все еще крайне скуден, даже если добавить к картине свидетельства раннего периода Шан:

Хотя эти материалы очень ценны, их, к сожалению, немного, и большинство из них довольно фрагментарны, так что они далеки от возможности дают достаточную основу для решения проблемы формирования китайской письменности.

— Qiu 2000, pp.29–30

Все еще можно с уверенностью заключить, что самые ранние известные неоспоримые примеры истинной письменности в Китае (то есть, символы, используемые для полной записи языка, а не отдельных значений) - это кости оракула конца династии Шан, ок. 1250 г. до н.э.

Ранний неолит

Самые ранние знаки неолита Китая происходят из Цзяху, Дадиван и Дамайди.

Цзяху

Примеры символов Цзяху

Цзяху - это неолитическое поселение в округе Уян, провинции Хэнань, в бассейне Желтая река, датируемая 6600–6200 гг. До н. Э. На этом участке были обнаружены черепахи пластроны с изъеденными костями и нанесенными на них отметинами, известными как символы Цзяху. Несмотря на заголовки, провозглашающие самую раннюю известную «письменность», некоторые ученые предупреждают, что осмысленное использование таких отдельных знаков не следует легко приравнивать к письму, хотя оно может представлять собой более раннюю стадию формирования. По словам археологов, сделавших последнее открытие в Цзяху:

«Мы интерпретируем эти знаки не как письменность, а как особенности длительного периода использования знаков, которые в конечном итоге привели к полноценной системе письма... Современное состояние археологических данных в Китае, где никогда не проводились интенсивные археологические исследования, например, Египта или Греции, не позволяет нам точно сказать, в какой период неолита китайцы изобрели свою письменность. Что сохранилось. в течение этих длительных периодов времени была идея использования знаков. Хотя на данный момент невозможно проследить какую-либо прямую связь между знаками Цзяху и символами Иньсю, мы действительно предполагаем, что медленные, связанные с культурой эволюционные процессы, принятие идеи использования знаков имело место в различных условиях вокруг Желтой реки. Мы не должны предполагать, что существовал единый путь или темп для развития письменности ».

Li Xueqin et al., 2003

Кроме того, нет никаких доказательств наличия прямая культурная связь между Цзяху и культурой Шан, а разрыв в пять тысячелетий между ними делает эти связи маловероятными; как сказал Би-би-си специалист по костям оракула Дэвид Кейтли :

«Существует разрыв примерно в 5000 лет. Кажется удивительным, что они были связаны, [...] Мы не можем назвать это письмом пока у нас не будет дополнительных доказательств. "

Дадиван

Дадиван (5800–5400 гг. до н.э.) - это место неолита, обнаруженное в округе Циньань, в провинции Ганьсу. На самом раннем этапе ее существования появились символы, нарисованные на внутренней поверхности керамических чаш. Более поздние раскопки также обнаружили несколько неолитических символов.

Дамайди

В Дамайди, на горе Бейшань в Нинся, 3172 вырезанных на скалах предметов. датируемые 6000–5000 гг. до н.э., были обнаружены на площади в 15 квадратных километров, включая 8 453 различных изображений, таких как небесные тела, богов, сцены охоты или пастбища. Исследователи идентифицировали 2000 графических символов, которые, по их словам, похожи на более поздние формы древних символов, и многие из них могут быть идентифицированы как таковые.

Средний неолит

Банпо и Цзянчжай

Керамические символы Банпо Керамические символы Цзянчжай

Еще одна группа ранних символов, которую многие сравнивают с китайскими иероглифами, - это символы Банпо с таких сайтов, как Банпо, к востоку от Сиань в Шэньси, датируемый 5-м тысячелетием до нашей эры, и поблизости, в Цзянчжай, Район Линтун, с начала 4-го тысячелетия до н.э.. Поскольку символы Банпо были обнаружены довольно рано (1954–57) и относительно многочисленны (с 22 различными символами на 113 черепках ), они были в центре внимания.

Некоторые ученые пришли к выводу, что это значимые символы, такие как клановые эмблемы или подписи, которые обладают некоторым качеством письма, возможно, являются примитивными символами, в то время как другие пришли к выводу, основываясь на сравнении с скрипт кости оракула, что некоторые из них являются цифрами. Третьи считают, что это могут быть знаки собственности или гончарные знаки.

Наконец, некоторые ученые делают предостережение, называя такие выводы необоснованными или преждевременными. Это связано с тем, что все символы типа Банпо встречаются по отдельности на керамике и ее фрагментах, в отличие от письменных слов, которые, как правило, встречаются в строках, представляющих язык. Таким образом, нет контекста, из которого можно было бы сделать вывод, что символы действительно используются для представления языка.

Кроме того, нет свидетельств использования фонетического заимствования и семантико-фонетического соединения, необходимого для создания функционального сценария как видно в сценарии костей оракула династии Шан.

Таким образом, ведущий ученый Цю Сигуй (2000) утверждает, что:

То, что представляют эти символы, определенно не может быть полностью сформированной системой письма; это совершенно ясно. Есть ли вероятность, что это примитивное письмо? Скорее всего, нет. У нас просто нет оснований утверждать, что они уже использовались для записи языка. С точки зрения символов того же типа, которые продолжали использоваться после создания китайской письменности, они даже не похожи на письменность (с.31). Многие люди, опираясь на символы типа Банпо, имеют сказал, что история китайской письменности насчитывает более 6000 лет. Такие утверждения, вероятно, необоснованны.)

По мнению Цю, они больше напоминают неписаные символы, которые использовались даже в ранний исторический период. Другая проблема, которая была отмечена, заключается в том, что, поскольку сценарий кости оракула был довольно изобразительным по своей природе, если вернуться к предкам, предшествующим им более чем на три тысячелетия, следует ожидать увеличения изобразительности символов, но в Фактически, сравнение большинства символов Банпо показывает, что это правда.

Однако возможно, что некоторые из символов Банпо или других неолитических символов использовались в качестве цифр в дописьменной обстановке. Также вероятно, что когда в конечном итоге появилась письменность, некоторые из уже используемых неолитических символов (и не обязательно из такого раннего места, как Банпо) были поглощены этой системой письма.

Другие открытия

Считается, что символы, обнаруженные в 1992 году в Шуандуне в Бэнбу, провинции Аньхой, включают составные знаки.

Поздний неолит

Давэнкоу

Артефакты с надписью из культуры Давэнкоу в Шаньдуне, датируемые ок. 2800–2500 гг. До н.э., также были обнаружены с момента начала раскопок в 1950-х годах и вызвали большой интерес у исследователей, отчасти потому, что культура Давэнкоу считается прямым наследником культуры Луншань, которая, в свою очередь, считается наследственной. в Шан, где появилась первая бесспорная китайская письменность. На стоянке Давэнкоу в Шаньдуне был найден один графический символ, нарисованный киноварью, а на стоянках Давэнкоу у реки Линъян (陵陽 河) и в деревне Дачжу (大 朱村) - восемнадцать отдельных графических изображений. Были найдены символы восьми типов, вырезанные и / или нарисованные киноварью на шестнадцати глиняных сосудах и черепках, в основном в более богатых гробницах. Некоторые напоминают топоры, а другие по-разному описывают как напоминающие солнце над облаком или огнем символ Давэнкоу 1 , в то время как у третьего типа последнее находится над огнем или подобным горе элементом.

Помимо сходства стиля между этими и пиктографическими символами Шан и раннего клана Чжоу, что важно в последних двух типах, так это то, что они имеют несколько компонентов, напоминающих составление элементов в китайском письме, таким образом вызывая претензии на отношения. Юй Синву определил, что граф из кругов и облаков - это китайский иероглиф «рассвет», 旦 dàn, тогда как Тан Лань определил его как «яркий», 炅 jiǒng и так далее. Разжиганию предположений о связи между символами Давэнкоу и письменностью Шан является их несколько большая близость во времени (расстояние 1400 лет) и пространстве к костям оракула Шан по сравнению с более ранними неолитическими находками; кроме того, некоторые считают, что культура Шаньдун Давэнкоу является предком культуры Шаньдун Луншань, которая, в свою очередь, могла дать начало ранней шанской культуре.

Как и в случае с другими памятниками эпохи неолита, сравнение основано на только несколько отдельных изображений, и снова нет доказательств использования в цепочках символов, которых мы ожидали бы от настоящего письма - ни одно из них не появляется вместе. Таким образом, Ван Нингшенг пришел к выводу, что они являются признаками личной или клановой идентичности, а не письменными. Согласно Вангу, «Истинное письмо начинается, когда оно представляет звуки и состоит из символов, которые могут записывать язык. Несколько отдельных фигур, найденных на керамике, все еще не могут подтвердить эту точку зрения». Кейтли полагает, что «они, вероятно, служили эмблемами собственности или идентичности на этих горшках и нефритах, а не словами в системе письма». Больц соглашается с тем, что они могли быть «дошанскими аналогами знаков различия клана Шан» (стр. 48), но противопоставляет это фактической системе письма, свидетельств которой в то время не было (стр. 51–52), в то время как Цю заключает:

Хотя символы типа B культуры Давэнкоу все еще нельзя окончательно рассматривать как примитивное письмо, тем не менее, это символы, которые больше всего напоминают древнее пиктографическое письмо, обнаруженное к настоящему времени в Китае... Они, несомненно, могут быть считается предшественником примитивной письменности.

— с.39

Культура Луншань

Одиннадцать символов, найденных в Динггуне в Шаньдуне, Китай, на черепке керамики, культура Луншань

Сайт Чэнцзя в Луншань, Шаньдун добыл фрагменты костей с надписями, предположительно использовавшиеся для предсказания будущего, датируемые 2500–1900 гг. до н.э., а символы на керамических сосудах из Динггуна, по мнению некоторых ученых, являются ранняя форма письма. Опять же, это спорно. Символы подобного характера также были найдены на черепках керамики культуры Лянчжу нижней Янцзы долины.

Керамическая надпись культуры Луншань, обнаруженная в деревне Динггун, округ Цзоупин, Шаньдун, содержит одиннадцать символов, которые не похожи на прямых предков китайских иероглифов. Китайский ученый Фэн Ши (馮 時) утверждал в 1994 году, что эта надпись может быть интерпретирована как написанная людьми Луншань. Другие ученые, такие как Мин Ру, сомневаются в приписывании надписи неолитической датой. Подлинность этих надписей горячо оспаривается из-за их появления на сломанной керамической посуде, необычной особенности среди доисторических текстов, а также из-за их неожиданной связи с письмом И, современной системой письма, связанной с этническим группа в юго-западном Китае, за тысячи миль и тысячи лет от культуры Луншань в северном Китае.

Возможные символы Лянчжу

Есть также некоторые предметы, в том числе нефриты с надписями, на которых есть символы, похожие или идентичные некоторым изображениям Давэнкоу, такие как круг и остроконечный полумесяц символ Давэнкоу 1 , а другой описан как птица, сидящая на горе, подобной форме; похоже, что некоторые из них могут принадлежать культуре Лянчжу.

В период с 2003 по 2006 год в руинах Чжуанцяофэнь в городе Линдай было обнаружено более 240 экспонатов, содержащих древние символы, использовавшиеся 5000-летней культурой Лянчжу., Город Пинху, провинция Чжэцзян. Буквы были определены за 1000 лет до китайского письма Аньян. Однако открытие не позволило сделать вывод о том, был ли он предшественником письма Аньян. Обнаруженная письменность Лянчжу была определена академиками как символы, а не как правильный язык.

Другие открытия

Несколько геометрических символов были обнаружены в Хуалузо (2-й этап культурного памятника Кешонгжуан) в Чанге. графство около Сиань, вырезанные на костях и костяных изделиях, которые некоторые утверждали, что они являются предками костей оракула, но это оспаривается.

Примечания
Ссылки
Литература
  • Больц, Уильям Г. (1994; переработано в 2003 г.). Происхождение и раннее развитие китайской письменности. Американская восточная серия, т. 78. Американское восточное общество, Нью-Хейвен, Коннектикут, США. ISBN 0-940490-18-8.
  • Дематте, Паола (2010). Истоки китайской письменности: свидетельства неолита. Кембриджский археологический журнал, 20, стр. 211–228. DOI: 10.1017 / S0959774310000247.
  • Gāo Míng 高明 (1987). «中國 古 文字 通 論» (Общий обзор древней китайской письменности), Боидзин: 文物 物կ社 Wénwù Chūbǎnshè (на китайском языке)
  • Го Моруо (1972).古代 文字 之 辯 證 的 發展. в 考古 Kǎogǔ v.3, pp. 2–13.
  • Kaogu (1965).河南 偃師 二 里頭 遺址 發掘 簡報 (Раскопки стоянок Эрлотоу в Инши, Хэнан), т. 5, стр. 215–224. (на китайском языке)
  • Кейтли, Дэвид. Н. (1989). Истоки письма в Китае: сценарии и культурные контексты. В Сеннер, Уэйн М. (1989). Истоки письма. Линкольн: Университет Небраски Пресс; ISBN 978-0-8032-9167-6 : стр. 171–202.
  • Ли Сюэцинь (1985).考古 發現 與 中國 文字 起源 (Археологические открытия и происхождение китайской письменности), в 中國 文化 研究 集刊 Чжунгуо вэнхуа янджиу дзикан 2; Shànghǎi: Fúdàn Dàxué Chūbǎnshè, стр. 146–157 (на китайском языке).
  • Qiu Xigui (2000). Китайское письмо. Английский перевод 文字 學 概論 Гилберта Л. Маттоса и Джерри Нормана. Серия специальных монографий Раннего Китая № 4. Беркли: Общество изучения Древнего Китая и Институт исследований Восточной Азии Калифорнийского университета в Беркли. ISBN 978-1-55729-071-7.
  • Тан Лан (1975).關於 江西 吳 城 文化 遺址 與 文字 的 初步 探索 (Предварительное исследование сценария древних культурных памятников в Ученге, Цзянси), в Венво (Культурные реликвии), т.7, стр. 72–76 (на китайском языке)
  • Ван Ниньшэн 汪寧生 (1981).從 原始 記事 到 文字 發明 (От примитивного ведения записей до изобретения письма), 考古學 Kǎog Xuébào, v.1, p. 42 (на китайском языке)
  • Wénwù zīliào cóngkān (文物 資料 叢刊) (1978).江西 清江 吳 城 代 代 次 發掘 的 主要 Results (Основные результаты раскопок ямы № 4 периода Шанг в 城 Учэн в Цинцзян, Цзянси. 2.1–13 (на китайском).
  • Woon, Wee Lee 雲 惟 利 (1987). Chinese Writing: Its Origin and Evolution (на английском языке; китайское название 漢字 的 原始 和 演變). Первоначально опубликовано Университетом Восточной Азии, Макао; теперь - Joint Publishing, Гонконг.
  • Yú Xĭngwú 于 省吾 (1973) 關於 古 文字 研究 的 若干 問題 (Некоторые проблемы, относящиеся к изучению древней китайской письменности), в Wénw (Культурные реликвии), т. 2, стр. 32–35 (в Китайский).
  • Чжэн Хонгчуун 鄭洪春 Mù Hǎitíng 穆海亭 (1988) 陜西 長安 花 樓 子 客 省 莊 二期 文化 遺址 發掘 (Раскопки двух древних культурных памятников в Хуалузо в Чанъане, Shaǎnxī), Kǎogǔ yǔ Wénwù 5–6, pp. 229–239 (на китайском языке).
Последняя правка сделана 2021-05-31 14:31:22
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте