Цзяху

редактировать
Неолитическая культура в Китае

Цзяху
賈湖
Цзяху находится на Северо-Китайской равнине Цзяху Местоположение на севере Китая
МестоположениеКитай
ОбластьХэнань
Координаты33 ° 36′47 ″ N 113 ° 40′01 ″ E / 33,613 ° N 113,667 ° E / 33,613; 113,667 Координаты : 33 ° 36'47 ″ N 113 ° 40'01 ″ E / 33,613 ° N 113,667 ° E / 33,613; 113.667
История
Основаниеок. 7000 г. до н.э.
Заброшенныйок. 5700 г. до н.э.
КультурыКультура пейлиган

Цзяху (китайский : 賈湖; пиньинь : Цзюху) была местом неолита поселение, основанное на центральной равнине древнего Китая, недалеко от Желтой реки. Он расположен между поймами на севере и рекой Ша на юге, в 22 км (14 миль) к северу от современного города Уян, Провинция Хэнань. Большинство археологов считают это место одним из самых ранних примеров культуры пейлиган. Поселившись около 7000 г. до н.э., это место было позже затоплено и заброшено около 5700 г. до н.э. Поселок был окружен рвом и занимал относительно большую площадь в 55 000 квадратных метров (5,5 га). Когда-то это было «сложное, высокоорганизованное китайское неолитическое общество», в котором проживало не менее 250 человек, а возможно, целых 800.

Важные открытия археологического памятника Цзяху включают Цзяху символы, возможно, ранний пример прото-письма, вырезанные на панцирях и костях черепах; тридцать три флейты цзяху, вырезанные из костей крыльев журавлей, которые считаются одними из старейших игровых музыкальных инструментов в мире; и свидетельства того, что вино сброжено из риса, меда и листьев боярышника.

Большое количество других артефактов указывает на довольно развитое поселение в период раннего неолита, включая жилые дома, захоронения, гончарные печи, набор орудий из камня и глиняной посуды, а также большое центральное строение, предположительно общее рабочее пространство. На сегодняшний день в Цзяху раскопано 45 жилых домов. Большинство из них небольшие, от четырех до десяти метров. Большинство из них были полуподземными (частично врытыми в землю) и с одной комнатой; однако в некоторых из них позже были построены дополнительные помещения. Были также раскопаны ямы для мусора и подвалы для хранения, и было обнаружено девять гончарных печей.

Содержание

  • 1 Открытие и раскопки участка
  • 2 Цзяху и Пейлиган
  • 3 Сельское хозяйство, охота, рыболовство и добыча пищи
  • 4 Инструменты, укрепления и оружие
  • 5 Свидетельства культурного развития
    • 5.1 Церемониальное захоронение
    • 5.2 Флейты
    • 5.3 Керамика и ферментированные напитки
    • 5.4 Выписанные символы
  • 6 Конец деревни: наводнение
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешний вид ссылки

Открытие и раскопки этого места

Обнаруженный Чжу Чжи в 1962 году, обширные раскопки этого места не проводились до 1980-х годов. Большая часть участка до сих пор не раскопана, хотя работы медленно продвигаются. Раскопки захоронений Цзяху и ям для мусора были продуктивными и дали множество свидетельств о жизни народа Цзяху. Китайские исследователи из Института культурных реликвий и археологии провинции Хэнань, на протяжении многих лет возглавляемые профессором Китайского университета науки и технологий Чжан Цзючжун, десятилетиями проводили археологические исследования этого места.

Команда Чжана провела раскопки на участке в семь этапов; каждый этап занял от двух до трех лет. Большая часть памятника Цзяху была раскопана на первых двух этапах проекта, с 1983 по 1987 год. Чжан и его помощники подробно опубликовали результаты первых двух этапов в журнале Antiquity.

Цзяху и Пэйлиган

Некоторые археологи указывают на культурные различия между Цзяху и Пейлиган, а также на расстояние: Цзяху изолирован, во многих километрах к югу от более крупной группы Пейлиган, состоящей из более чем 100 археологических памятников на довольно компактной территории. Расстояние представляло бы собой путешествие пешком в несколько дней в эпоху неолита. Эта школа мысли предполагает, что Цзяху и Пэйлиган представляли отдельные соседние культуры, которые взаимодействовали и имели много общих характеристик. Другие поселения раннего неолита в этой части мира располагались гораздо дальше на юг и восток.

Археологи разделили Цзяху на три отдельные фазы. Самая старая фаза колеблется от 7000 до 6600 г. до н.э.; средняя фаза колеблется от 6600 до 6200 до н.э.; и последняя фаза колеблется от 6200 до 5700 г. до н.э. Последние две фазы соответствуют культуре пейлиган, а самая ранняя фаза уникальна для Цзяху.

Тщательное исследование скелетов более 400 человек, извлеченных из более чем 300 могил, несколькими научными группами за последние 30 лет доказывает, что этническая группа цзяху была частью североазиатской монголоидной группы, и тесно отождествлялись с подгруппами Мяодигоу и Сяванган, которые также были потомками племен охотников и собирателей в провинции Хэнань, и подгруппами Давэнкоу, Сисяхоу и Едиан, которые позже были найдены в провинции Шаньдун.

Сельское хозяйство, охота, рыболовство и добыча пищи

Журавли с красной короной в Хоккайдо, Япония. В настоящее время вымирающий вид, они были многочисленны по всему региону Восточной Азии в период неолита, и на них охотились ради мяса; кости их крыльев использовались для изготовления флейт цзяху.

. Жители Цзяху выращивали просо и рис. В то время как выращивание проса является обычным явлением в культуре пэйлиган, выращивание риса в Цзяху уникально и, как правило, поддерживает теорию о том, что Цзяху был отдельной культурой от группы пэйлиган. С другой стороны, разница в местном климате, влажности и почвенных условиях, возможно, затруднила выращивание риса в районе Пейлиган. Выращивание риса Цзяху - одно из самых ранних и наиболее северных обнаруженных на столь раннем этапе истории. Рис был разновидностью короткозернистого японского риса. Ученые ранее думали, что самый ранний одомашненный рис принадлежал к подвиду длиннозернистой индика.

Существует множество доказательств выращивания проса в прохладных и засушливых высоких широтах долины Хуанхэ, а выращивание риса преобладало в теплых и влажных низких широтах долины реки Янцзы. Место раннего неолита Цзяху находится недалеко от границы между прохладным сухим севером и теплым влажным югом. Другим признаком прогресса является то, что фермеры Цзяху отошли от обычных подсечных техник фермеров эпохи неолита и начали интенсивную культивацию на постоянных полях.

Цзяху также является местом самой ранней находки семян дикой сои в Китае; Большое количество остатков сои было обнаружено в Цзяху.

Пища была в изобилии, от земледелия, охоты и собирательства, и способствовала значительному росту населения в таком раннем поселении. Женщины культуры Цзяху собирали дикие груши и абрикосы и собирали желуди, каштаны, бобы, съедобные корнеплоды и клубни в окружающей сельской местности. Есть свидетельства наличия домашних свиней, собак, домашней птицы и небольшого количества крупного рогатого скота. Жители Цзяху использовали навоз своих свиней и крупного рогатого скота в качестве удобрения, значительно увеличивая урожайность рисовых культур. Животноводство давало мясо, молоко и яйца. Были также свидетельства охоты на оленя, дикого кабана и кролика и ловли карпа и сельди в близлежащие реки на севере и юге, с сетками из волокон конопли. журавль, большая птица, обитающая в этом регионе, охотились ради мяса; его кости и перья также использовались для других целей.

Благодаря этой постоянно улучшающейся и разнообразной диете здоровье и долголетие людей Цзяху постепенно улучшались. Это было задокументировано путем сравнения археологических свидетельств. В Цзяху было обнаружено более 400 захоронений, и многие сотни других, как полагают, ожидают раскопок. Скелеты были измерены и тщательно изучены, чтобы выявить рост, вес, пол и приблизительный возраст каждого из умерших Цзяху на момент смерти, а также общее состояние здоровья и, во многих случаях, причину смерти. Три фазы истории Цзяху соответствуют неуклонному увеличению числа людей среднего и пожилого возраста, что свидетельствует об увеличении выживаемости и ожидаемой продолжительности жизни, и меньшем количестве останков детей и младенцев, что предполагает сокращение числа детей и младенческая смертность. К третьему этапу средний рост взрослого человека увеличился на 0,8 дюйма (2 см), а кости и зубы были в значительно лучшем состоянии.

Инструменты, укрепления и оружие

Каменный серп клинок был найден. Это было прикреплено к деревянной ручке для сбора зерна. Обнаружены следы корзин, сплетенных из дикой травы. Их использовали для перевозки урожая зерна. Обнаружены остатки прядильного станка, указывающие на производство ткани, вероятно, из волокон конопли. Среди множества инструментов и посуды, обнаруженных в Цзяху, есть глиняные горшки с тремя ножками с плотно закрывающимися крышками и различные каменные орудия, включая наконечники стрел, гарпуны с зазубринами, лопаты, топоры, шила и долота.

Также были найдены каменные наконечники копий и свидетельство того, что могло быть деревянным частоколом забором, по крайней мере, на части внутреннего берега рва. Это улучшенное оружие и ров, окружавший поселение, служили идеальной защитой для такой ранней культуры. Известно, что в этом районе за несколько тысяч лет до поселения Цзяху часто бывали кочевые племена, занимавшиеся охотой и собирательством, и они, возможно, были потенциальными врагами, а также генетическими предками Цзяху. Считается, что люди Цзяху не были воинственными по своей природе, но были способны защитить себя, если в этом возникла необходимость.

Тщательное обследование места не выявило никаких доказательств вооруженного конфликта. Раскопанные человеческие останки с признаками насильственной смерти очень редки и разбросаны по известной временной шкале, а не происходят одновременно, что указывает на битву. Возможно, что большие размеры поселения, его мощная защита и улучшенное оружие народа Цзяху могли заставить потенциальных врагов того времени держаться на расстоянии. Такой сценарий согласуется со значительным ростом населения и продолжительностью жизни, демонстрируемыми участком Цзяху. Без войны и с большим количеством питательной еды деревня процветала.

Свидетельства культурного развития

После тщательного изучения 238 останков скелетов Гарвардский университет судебный археолог Барбара Ли Смит опубликовала данные о том, что жители деревни Цзяху имели довольно хорошее здоровье. Средний возраст смерти к третьей фазе был около 40 лет, что является очень хорошей продолжительностью жизни для людей неолита. Поражения губкой на черепе указывают на то, что проблемой были анемия и дефицит железа. Поражения дырочной кости в результате болезней и паразитарных инфекций были редкими, хотя фекальные данные указывали на случайное присутствие паразитов анкилостомы, возможно, от плохо приготовленной свинины.

Церемониальное захоронение

Захоронения в Цзяху обычно сопровождались погребальными подношениями, причем частота их возрастала по мере развития второй и третьей фаз. Диапазон захоронений варьируется от керамики до панцирей черепах. Приношения на погребение различались у разных людей и, как полагают, связаны с навыками, которые они проявляли в жизни, что свидетельствует о ранней специализации труда. Типы рабочих специализаций, от наиболее распространенных до наиболее редких, включали фермеров, пастухов, рыбаков, охотников, гончаров, музыкантов и племенных священников.

Большинство захоронений были земляными ямами; младенцев хоронили в глиняных кувшинах. Как это принято в неолитических сообществах, захоронения находились на кладбищах, которые были отделены от жилых районов, хотя многие могилы перекрывались, поэтому они, вероятно, не были отмечены. Несколько захоронений были множественными, в то время как в большинстве могильных ям находились одиночки. Они не следовали какой-либо заметной схеме, хотя возможно, что в некоторых случаях пары (мужчина и женщина примерно одного возраста) были похоронены вместе.

В некоторых могилах головы были отрезаны от тела и обращены на северо-запад. Следы от порезов, сделанные, когда кости были свежими, указывают на то, что головы были отрезаны вскоре после смерти человека. Некоторые захоронения включали бирюзовую резьбу и представляли значительный уровень материального богатства, что указывает на некоторые различия в социальном статусе. Приношения в могилах женщин были более редкими, что указывало на более низкий социальный статус, и указывало на то, что их роль ограничивалась деторождением и уходом за детьми, приготовлением пищи и добычей пищи.

Флейты

флейта Гуди, найденная в Цзяху, экспонируется в Музее Хэнань

Некоторые из наиболее значительных обнаруженных подношений были играбельными тональными флейтами из костей крыла красноконвольного журавля. Этот подъемный кран пяти футов высотой с размахом крыльев восьми футов, что дает для этой цели большие кости. Первые флейты были найдены в конце 1980-х, но не были описаны на Западе до 1999 года.

Тридцать три флейты, включая около 20 целых флейт, несколько сломанных или фрагментированных и еще несколько незаконченных. - были найдены в Цзяху. Все они от семи до 10 дюймов в длину. Кажется правдоподобным, что древние флейты также были сделаны из бамбука. Древние мифы описывали бамбуковые флейты; но древних не было найдено, по всей вероятности, потому что бамбук разлагается быстрее, чем кость, и не выдерживает захоронения в течение тысяч лет, как кость.

Самая старая фаза в Цзяху содержит только две флейты: тетратоническую и пентатоническую ; средняя фаза в Цзяху содержит несколько флейт, включая интересную пару гексатонических флейт. Одна из флейт была сломана, а другая, похоже, является копией первой флейты, так как показывает доказательства корректировок, сделанных для соответствия высоте звука первой. Нововведения на последнем этапе включают использование гептатонических флейт. Канавки были вырезаны, зачищены на концах, отполированы и, наконец, просверлены с рядом отверстий с одной стороны. Одна из сломанных флейт была отремонтирована путем просверливания четырнадцати крошечных отверстий вдоль линий разрыва и последующего связывания частей вместе конопляной нитью.

Флейты играют в так называемой пентатонной шкале, в которой октавы разделены на пять ноты - основа многих видов музыки, в том числе китайской народной музыки. Тот факт, что у флейты есть шкала, указывает на то, что ее оригинальные игроки играли музыку, а не только отдельные ноты. Флейты, вероятно, использовались в каком-то церемониальном качестве, но, возможно, играли для развлечения.

Керамика и ферментированные напитки

В Цзяху были обнаружены некоторые из старейших китайских керамических изделий, которые были найдены в Китае в эпоху неолита. Патрик Макговерн из Музея Пенсильванского университета возглавлял группу ученых, которые применили химический анализ биомаркера к глиняным сосудам из Цзяху. Они обнаружили характерные молекулы, доказывающие, что алкоголь был сброжен из риса, меда, винограда и боярышника. Исследователи предполагают, что этот гибридный напиток (комбинация пива, вина и медовухи) был сброжен благодаря уникальному китайскому вкладу в искусство приготовления напитков, в котором несколько видов плесени используются для расщепления углеводов риса и других продуктов. зерна в простой сбраживаемый сахар. Исследователи обнаружили, что в гибридные напитки были добавлены определенные ароматические травы и цветы, такие как хризантема, в дополнение к древесным смолам, таким как китайская пихта. Эти ароматические добавки, а также мед указывают на то, что ферментированные напитки с приятным ароматом и сладким вкусом были важны для народа Цзяху.

Значительные количества риса и проса хранились в глиняных сосудах, что позволяло специализироваться на производстве труд, работа. Считается, что общество Цзяху было довольно эгалитарным: несколько сотен жителей деревни находились на пике своего развития. Сравнительные свидетельства ДНК останков в самом поселении Цзяху, а также другие собранные свидетельства приводят к предположениям среди исследователей о том, что поблизости находились одна или несколько других древних деревень, в той или иной форме мирно взаимодействовавших с Цзяху; но не были обнаружены участки других деревень поблизости.

Надписанные символы

Примеры символов Цзяху

В Цзяху археологи обнаружили одиннадцать отметок символов Цзяху, также известных как пиктограммы: девять на панцирях черепахи и два на кость, как возможное свидетельство прото-письменности. Обозначения соответствуют средней фазе. Некоторые маркировки очень похожи на более поздние китайские иероглифы ; два самых интригующих знака похожи на более поздние символы глаза (目) и солнца (日). Тем не менее, соответствие многих ранних неписаных символов с письмом династии Шан периода оракула следует ожидать, учитывая пиктографический стиль многих символов Шан.

В более поздней китайской культуре, датируемой примерно 3500 годом до нашей эры, панцири черепах использовались как форма гадания. Они подвергались сильному нагреву, а образовавшиеся трещины считались предзнаменованием. Затем трещины были вырезаны в виде постоянных следов на поверхности корпуса. Наличие пиктограмм ракушек из Цзяху может указывать на то, что эта традиция или родственная ей имеет гораздо более глубокие корни в древней китайской культуре, чем считалось ранее.

Конец деревни: наводнение

На основании археологических данных, сильное наводнение из близлежащих рек затопило большую часть или все поселение Цзяху под водой в несколько футов примерно в 5700 г. до н.э.. Жители эвакуированы. Куда они пошли, неизвестно. Отсутствие инструментов и оружия в большинстве домов указывает на то, что им удалось спасти большую часть своего имущества. Возможно, они построили новую деревню, которая не была обнаружена, эмигрировала в деревни Пейлиган или разбросана.

Чжан Цзючжун воображает, что их племенной священник вел их, чтобы построить новую деревню неподалеку на возвышенности, чтобы они могли отправлять спасательные партии на старую деревню. Новую деревню так и не нашли. Снос старых построек для спасения материалов для строительства новых, возможно, уничтожил место новой деревни, если бы она существовала.

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 09:32:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте