Культура Лянчжу

редактировать
Культура Лянчжу
Liangzhu map.svg
ГеографияЧжэцзян, Китай
ПериодНеолит Китай
Даты3400–2250 гг. До н.э.
Предшественникикультуры Сунцзэ, культуры Хемуду
Всемирного наследия ЮНЕСКО
Официальное названиеАрхеологические руины города Лянчжу
КритерииКультурные: (iii), (iv)
Назначен2019 (43-я сессия )
Ссылка №1592
Государство-участникКитай
РегионВосточная Азия
Китайское название
Китайский 良渚 文化

культура Лянчжу (; 3400–2250 до н.э.) была последним неолитическим нефритом культура в дельте реки Янцзы Китая. Культура была сильно стратифицирована, как нефрит, шелк, слоновая кость и лак артефакты находили исключительно в элитных захоронениях, а керамику чаще находили в на могильниках более бедных людей. Это классовое разделение указывает на то, что период Лянчжу был ранним государством, что символизируется четким различием, проведенным между социальными классами в погребальных сооружениях. Панрегиональный городской центр возник на территории города Лянчжу, и элитные группы с этого места руководили местными центрами. Культура Лянчжу была чрезвычайно влиятельной, и ее сфера влияния простиралась на север до Шаньси и на юг до Гуандун. Городище Лянчжу было, пожалуй, одним из старейших памятников эпохи неолита в Восточной Азии, которые считались государственным обществом. Сайт типа в Лянчжу был обнаружен в уезде Юйхан, Чжэцзян и первоначально раскопан Ши Синенгэном в 1936 году. Анализ ДНК, извлеченной из человеческих останков, 2007 года показывает высокие частоты гаплогруппы O1 в культуре Лянчжу, связывающие эту культуру с современными австронезийскими и тай-кадайскими популяциями. Считается, что культура Лянчжу или другие связанные с ней субтрадиции являются прародиной австронезийских говорящих.

6 июля 2019 года Лянчжу был внесен в список ЮНЕСКО Объект всемирного наследия.

Содержание

  • 1 Исчезновение
  • 2 Городское строительство и сельское хозяйство
  • 3 Артефакты и технологии
  • 4 Нефритовые изделия
  • 5 Религия
  • 6 Генетические исследования
  • 7 См. Также
  • 8 Ссылки
    • 8.1 Сноски
    • 8.2 Источники

Исчезновение

Культура Лянчжу достигла своего расцвета около 4000–5000 лет назад, но внезапно исчезла из озера Тайху. область около 4200 лет назад, когда она достигла пика. В последующие годы в этой области почти не осталось следов. Недавние исследования показали, что развитие населенных пунктов несколько раз прерывалось подъемом воды. Это привело исследователей к выводу, что исчезновение культуры Лянчжу было вызвано экстремальными изменениями окружающей среды, такими как наводнения, поскольку культурные слои обычно прерываются грязными или болотистыми и песчано-гравийными слоями с погребенными палеодеревнями.

Некоторые данные свидетельствуют о том, что озеро Тайху образовалось в виде ударного кратера всего 4500 лет назад, что может помочь объяснить исчезновение культуры Лянчжу. Однако в других работах не было обнаружено структуры ударного кратера или разрушенных минералов на озере Тайху.

Городское строительство и сельское хозяйство

Культура обладала развитым сельским хозяйством, включая ирригацию, рисовые поля выращивание риса и аквакультура. Дома часто строили на сваях, на реках или берегах.

29 ноября 2007 года правительство провинции Чжэцзян объявило о новом открытии реликвий основания древней городской стены. Было сделано заключение, что это место было центром культуры Лянчжу. Новый музей культуры Лянчжу был построен в 2008 году и открылся в конце года.

Древний город Лянчжу расположен в заболоченной местности на равнине речных сетей между горой Даксюн и горой Даже горного хребта Тяньму. Этот древний город считается самым большим городом того времени. Его внутренняя площадь составляет 290 гектаров, окружена глиняными стенами с шестью городскими воротами. Два ворот находились в северной, восточной и южной стенах. В его центре находился дворец площадью 30 гектаров, а также имелись свидетельства искусственной защиты от наводнений, реализованной в городе. Обе эти конструкции считаются индикаторами социальной сложности, развивающейся в Лянчжу в то время. На месте мог быть зернохранилище, в котором находилось до 15 000 кг рисового зерна. Внутри и за пределами города есть многочисленные водные пути, соединяющие его с речными сетями. Внутри города были искусственные земляные насыпи и естественные холмы. За пределами огороженной территории останки обнаружены на 700 гектарах, считается, что жилые дома построены в рамках градостроительной системы. В 8 км к северу были обнаружены различные участки, похожие на плотины, которые предположительно являются древней системой защиты от наводнений. Также внутри и за пределами города обнаружено большое количество посуды для производства, быта, военных и ритуальных целей, представленных многочисленными тонкими изделиями из нефрита Лянчжу, имеющими культурную ценность; остатки, включая городские стены, фундаменты больших построек, гробницы, алтари, жилые дома, доки и мастерские. Считается, что город-памятник Лянчжу был заселен и застроен с определенной целью, поскольку в этой области очень мало остатков, которые можно проследить до более ранних периодов.

Типичная община Лянчжу, в которой есть На данный момент найдено более 300 человек, предпочли жить у рек. Были найдены лодки и весла, что свидетельствует об умении управлять лодками и плавсредством. На участке Лянчжу есть остатки деревянного пирса и насыпи, которые, как считается, использовались для защиты от наводнений. Дома были возведены на деревянных основах, чтобы помочь от наводнений, хотя дома на возвышенности включали полуподземные дома с соломенными крышами. Технология скважин на участке Мяоцянь в этот период была аналогична технологии более раннего периода Хэмуду. Считается, что культура Лянчжу была более социально развитой и сложной, чем ее северные современники в долине Хань.

Артефакты и технологии

Неолитическая керамика доу, культура Лянчжу, Чжэцзян, 1955. Национальный музей Китай, Пекин

Жители стоянок Лянчжу использовали артефакты в виде ручек тесла в форме "согнутых колен", каменных распутанных тесл, художественных стилей, подчеркивающих использование спиралей и кругов, маркировки керамических шнуров, керамических постаментов с вырезом - украшения, веретено из обожженной глины, сланцевые ножи и наконечники копий. Глиняную посуду часто украшали красной накладкой. Эти артефакты также распространены в более поздней неолите Юго-Восточной Азии, а технологические и экономические инструменты этих обществ, возможно, возникли в неолитическом районе реки Янцзы. Некоторые керамические изделия из Лянчжу напоминают шаньдунский Луншань стиль черной «яичной скорлупы», однако большинство из них отличались и были мягко обожженными серыми с черными или красными пятнами. Также были свидетельства использования частиц тремолита в качестве ингредиента для изготовления некоторых черных гончарных изделий из яичной скорлупы. Было установлено, что черный цвет глиняной посуды стал результатом аналогичных достижений в процессах науглероживания и обжига. Были отмечены сходства между Лянчэнчжэнь, крупнейшим памятником Давэнкоу, процессом изготовления керамики и Лянчжу, что привело исследователей к выводу, что существует связь между двумя культурами. Участок Гуанфулинь проявил влияние более северных культур, но также имел гончарные обычаи, очень похожие на таковые в типичных поселениях Лянчжу.

Исследователи обнаружили, что некоторые топоры на памятниках Лянчжу были созданы с использованием алмазных инструментов. Жители Лянчжу, используя эти инструменты, вырабатывали корунд в церемониальные топоры. Говорят, что топоры «отполированы до зеркального блеска». Используемые ими методы дали результаты, которые, как говорят, трудно воспроизвести даже с помощью современных технологий. Это самое раннее известное использование алмазных инструментов во всем мире, на тысячи лет раньше, чем драгоценный камень, как известно, использовался где-либо еще. Исследователи также отмечают, что это единственная доисторическая культура, которая, как известно, работала с сапфиром.

Нефритовая работа

Нефрит би из культуры Лянчжу. Ритуальный объект - символ богатства и военной мощи.

Нефрит этой культуры характеризуется тонко обработанными крупными ритуальными нефритами, обычно вырезанными с мотивом даотэ. Наиболее показательными артефактами культуры были ее cong (цилиндры). Самый большой обнаруженный конг весил 3,5 кг. Bi (диски) и (церемониальные топоры) также были обнаружены. Были также найдены нефритовые подвески с выгравированными изображениями маленьких птиц, черепах и рыб. Многие нефритовые артефакты Лянчжу имели белый молочно-костяной оттенок из-за тремолита каменного происхождения и влияния водной жидкости в местах захоронения, хотя нефрит сделан из актинолита и змеевик также часто встречались. У большинства современников Лянчжу есть несколько нефритов, но 90 процентов всех извлеченных конг и би нефритов, безусловно лучших по качеству, происходят из памятников Лянчжу. Считается, что нефритовые артефакты, обнаруженные на стоянках Лянчжу, оказали влияние на развитие других неолитических культур в Китае: «Впечатляющее наследие культуры Лянчжу можно увидеть в Луншане в Шаньдуне, Таоси в Шаньси, Цицзя в Ганьцине и многих других местах на севере Шэньси., где были обнаружены колбасные трубы, би-диски и другие нефритовые предметы, напоминающие культуру Лянчжу ". Говорят, что работа из нефрита Лянчжу оказала длительное влияние на ритуальные предметы в более поздние периоды китайской культуры.

«Древний город» Лянчжу или комплекс памятников Лянчжу контролировали лучшие нефритовые изделия, но и менее важные центры. производила элитные ремесла, которые заставляют исследователей полагать, что культура Лянчжу не была простой пирамидальной структурой общества с точки зрения уровней статуса. Многие второстепенные центры имели доступ к собственному нефриту (нефрит ). Однако элиты Лянчжу в древнем городе общались и обменивались товарами с элитами из других частей мира Лянчжу (а также из других регионов Китая эпохи Луншань) и устанавливали критерии того, как должен выглядеть нефрит. Судя по всему, жители Лянчжу не были импортерами нефрита, хотя они и активно его экспортировали.

Религия

Неолитический алтарь культуры Лянчжу, раскопанный в Чжэцзяне, показывает, что религиозные сооружения были сложными и состояли из тщательно расположенных груд камней и каменных стен: это указывает на то, что религия имела большое значение. У алтаря три уровня, самый высокий - платформа из утрамбованной земли. Три дополнительные площадки были вымощены булыжником. Есть остатки каменной стены. На алтаре двенадцать могил в два ряда. Некоторые ученые утверждают, что ритуальное принесение в жертву рабов было частью традиции Лянчжу.

Генетические исследования

Анализ ДНК, извлеченной из человеческих останков на археологических памятниках доисторических народов вдоль в 2007 году. Река Янцзы показывает высокие частоты гаплогруппы O1 (Y-ДНК) в культуре Лянчжу, связывая их с австронезийскими и тай-кадайскими народами. Культура Лянчжу существовала в прибрежных районах вокруг устья Янцзы. Гаплогруппа O1 отсутствовала в других археологических раскопках на суше. Авторы исследования предполагают, что это может свидетельствовать о двух разных путях миграции людей во время заселения Восточной Азии, один прибрежный, а другой внутренний, с небольшим генетическим обменом между ними.

См. Также

Wikimedia В Commons есть средства массовой информации, связанные с культурой Лянчжу.

Ссылки

Сноски

Источники

  • Аллан, Сара (редактор), Формирование китайской цивилизации: археологическая перспектива, ISBN 0-300-09382-9
  • Чжоу Ин, «Рассвет восточной цивилизации: город Лянчжу и культура Лянчжу», ISBN 978-7-5085-1058-3, China Intercontinental Press, Пекин, 2007 (в на китайском и английском языках).
Последняя правка сделана 2021-05-27 08:02:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте