Иллюстрация на суперобложке первого британского издания | |
Автор | Агата Кристи |
---|---|
Художник обложки | Робин Макартни |
Страна | Объединенное Королевство |
Язык | английский |
Жанр | Криминальный роман |
Издатель | Криминальный клуб Коллинза |
Дата публикации | 6 июля 1936 г. |
Тип СМИ | Печать (в твердой и мягкой обложке) |
Страницы | 288 |
Предшествует | Убийства ABC |
С последующим | Карты на столе |
«Убийство в Месопотамии» - это детективное произведение британской писательницы Агаты Кристи, впервые опубликованное в Великобритании Collins Crime Club 6 июля 1936 года и в США Dodd, Mead and Company позже в том же году. Британская версия продавалась по цене семи шиллингов и шести пенсов (7/6), а американская - по 2 доллара. Обложка была разработана Робином Маккартни.
В книге рассказывается о бельгийском сыщике Эркюле Пуаро. Действие романа происходит на археологических раскопках в Ираке, а описательные детали происходят из посещения автором Королевского кладбища в Уре, где она встретила своего мужа, сэра Макса Маллоуэна, и других британских археологов. Его адаптировали для телевидения в 2002 году.
Медсестра Эми Леатеран прибывает на археологические раскопки недалеко от Хассании, Ирак, чтобы помочь шведско-американскому археологу доктору Эрику Лейднеру ухаживать за его женой Луизой. В первые дни своей жизни Эми узнает, что Луиза была замужем за немцем по имени Фредерик Боснер. Пятнадцать лет назад, во время Великой войны, Боснер был арестован за шпионаж в Государственном департаменте США и приговорен к смертной казни; он избежал наказания, но позже умер в крушении поезда. Луиза рассказывает, что у Боснера был младший брат, и она получала от него письма всякий раз, когда ей нравились другие мужчины; они прекратились, когда она вышла замуж за Лейднер три года назад, до недавнего времени. Неделю спустя Луизу находят мертвой в спальне дома недалеко от раскопок ее мужа, которую пара использует. Согласно исследованию тела доктором Джайлзом Рейли, ее ударили по голове большим тупым предметом.
Первоначальное расследование, проводимое капитаном Мейтлендом, не может найти орудие убийства, но подтверждает, что убийство должно быть совершено кем-то на раскопках. Рейли узнает, что его друг Эркюль Пуаро путешествует по Ираку, и обращается к нему за помощью. Когда приходит Пуаро, он отмечает, что в спальне есть только один вход, что единственное окно в комнате было закрыто и зарешечено, и что на коврике возле умывальника была кровь. Энн Джонсон, коллега Лейднера, утверждает, что слышала крик, но не уверена в этом. Дочь Рейли, Шейла, замечает, что жертва привлекла внимание каждого мужчины, однако очевидного субъекта не было в команде. Пуаро проявляет интерес к истории, которую Луиза рассказала медсестре Леатерин о своем первом муже; он задается вопросом, есть ли в команде Боснер или, возможно, его брат (предположительно, все еще жив, но местонахождение неизвестно). Пуаро также заинтригован, обнаружив, что письма, полученные Луизой, написаны ее почерком.
После похорон Луизы медсестра Леатеран встречается с мисс Джонсон на крыше дома, которая утверждает, что знает, как кто-то мог войти незамеченным; она не уточняет это дальше. В ту ночь мисс Джонсон невольно выпивает стакан соляной кислоты. Он был заменен ее обычным стаканом воды на тумбочке. Эми встречает ее и слышит ее упоминание «окно» перед смертью. Медсестра не верит, что мисс Джонсон покончила жизнь самоубийством, и задается вопросом, не намекнула ли она на то, как кислоту заменили водой. Потратив день на отправку телеграмм, Пуаро собирает всех вместе и показывает, что обе женщины были убиты доктором Эрихом Лейднером, который на самом деле является Фредериком Боснером. Настоящий Лейднер погиб в крушении поезда 15 лет назад - когда Боснер наткнулся на его тело и обнаружил, что его лицо изуродовано, он поменял их личности, чтобы скрыться от властей.
Боснер глубоко собственнически относился к Луизе. Чтобы отговорить ее от установления отношений с другими мужчинами, он отправлял ей письма, которые тщательно писал ее почерком. Письма прекратились после того, как он женился на ней двенадцать лет спустя, когда она перестала его узнавать. Когда Луизу привлек его друг Ричард Кэри, Боснер решил убить ее, чтобы никто другой не мог ее заполучить. В день убийства Боснер на крыше привлек ее к окну маской, которую он использовал, чтобы напугать ее предыдущими ночами. Как только она высунула голову, чтобы исследовать, он уронил на нее кверн, который затем потянул обратно на крышу с помощью веревки, которую он привязал к ней. Под предлогом проверки, он закрыл окно спальни, перенеся тело и ковер под ним туда, где они были позже найдены. Затем он использовал Эми как часть своего алиби, чтобы отвлечь от себя подозрения. Мисс Джонсон убили, потому что она поняла, как была убита Луиза.
После его расследования полиция арестовала двух мужчин в Бейруте, которые, как выяснил Пуаро, крали драгоценные артефакты из раскопок: Рауль Менье, замаскированный под отца Лавиньи, хорошо известного эпиграфиста, малоизвестного археологам; и Али Юсуф, известный соратник Меньера. Менье заменял украденные артефакты почти идеальными копиями. Шейла выходит замуж за Дэвида Эммотта, а медсестра Леатерин возвращается в Англию.
Литературное приложение к Times от 18 июля 1936 года, в котором Гарри Пири-Гордон резюмировал установку сюжета, и заключает: «Заговор гениальный, а первое убийство очень хорошо продумано, но некоторые будут сомневаться в том, могла ли миссис Лейднер, как описано, были настолько забывчивы и ненаблюдаемы, что сделали возможными основные предварительные условия рассказа ".
В «Нью-Йорк Таймс Книжное обозрение» (20 сентября 1936 г.) Кей Ирвин писал: «Как всем известно, Агата Кристи - мастер прошлого, давая нам полный набор подсказок, которые мы не можем прочесть. И в загадках есть загадки. среди этой тихой, но странно встревоженной группы научных сотрудников, один из которых, должно быть, был убийцей; часть умения автора заставить нас почувствовать, что каждый человеческий персонаж немного загадочен, и что когда преступления совершаются среди группы очевидно воспитанных и образованных людей, каждый из которых может вызывать подозрение. Опыт Агаты Кристи в построении своих детективных историй, как таковых, до удивительных (хотя иногда и очень надуманных) выводов более или менее затмил ее удивительную универсальность. не только в предыстории и происшествии, но и в рисовании персонажей и в реальном стиле. История здесь рассказана обученной медсестрой, как это делали другие выдающиеся писатели-детективы. Медсестра Леатеран держится со всеми ними. «Сент-Кристи» - это плавная, очень оригинальная и полностью увлекательная сказка ».
В выпуске The Observer от 12 июля 1936 года «Торквемада» ( Эдвард Поуис Мазерс ) писала, что «Агата Кристи рассказывает юмористическую, хорошо наблюдаемую историю среди руин Телль-Яримджа и ее последний метод убийства, который заставил меня гадать и безуспешно гадать. В нем, как всегда, больше простота чуда, чем сложность фокусов.Пуаро как человек столь же очарователен, как всегда, а Пуаро как детектив не только сбивает с толку приятную и не слишком умную медсестру, чья обязанность он должен рассказывать историю, но, опять же, как обычно, и умному читателю. Проблема в том, что он также сбивает с толку непредубежденных самым необычным для него способом: я, например, не могу понять, почему он позволил Агате Кристи заставить его сторона преступления, чья честность стоит или падает из-за центральной ситуации, которая, хотя и наиболее изобретательна, почти невозможна. Спорный вопрос, который было бы крайне несправедливо указывать, между миссис Кристи и читателем - это тот, который мог бы обеспечить Это действительно интересная дурацкая переписка ». Он пришел к выводу, что «обычно Пуаро нужно поджаривать в чем-нибудь, что под рукой, и без постукивания; на этот раз я выпью за него довольно печальный стакан Lachryma Christie».
Daily Mirror (9 июля 1936) писал: «Не начинайте читать это, если у вас есть что - то делать или хотите книгу только за четверть часа или около того Потому что вы просто не опусти его сезам вас. дошли до последнего предложения ". Обзор заканчивался словами: «Грандиозная Агата Кристи. В этом рассказе об особом убийстве она подарила нам еще одну потрясающую хорошую историю».
Роберт Барнард заметил, что «археологические раскопки представляют собой необычную обстановку, искусно и увлекательно представленную. Жена-жертва, несомненно, основана на Кэтрин Вулли и очень хорошо сделана. фигура в целом ". Барнард был доволен главным героем и тем, что Кристи не использовала Гастингса в романе, но в целом чувствовал, что роман «испорчен финалом, выходящим за рамки невероятного к немыслимому».
По сообщениям, Кристи основала образ Луизы Лейднер на Кэтрин Вулли, жене археолога сэра Леонарда Вулли. Муж Кристи Макс Маллоуэн работал на раскопках Вулли в Уре.
Убийство в Месопотамии было адаптировано как эпизод для сериала «Пуаро Агаты Кристи» 2 июня 2002 года. В нем снимался Дэвид Суше в роли Эркюля Пуаро, и он был снят на месте в отеле-казино в Хаммам-Лиф и на археологических раскопках Утина в Тунисе. Хотя он остался верен основным сюжетным элементам романа, включая убийство, мотив и развязку, адаптация внесла ряд изменений:
Майкл Бейкуэлл адаптировал « Убийство в Месопотамии» для BBC Radio 4 с Джоном Моффаттом в роли Пуаро.
«Убийство в Месопотамии» было выпущено HarperCollins как адаптация графического романа 1 июля 2008 года, адаптирована Франсуа Ривьер и проиллюстрирована «Chandre» ( ISBN 0-00-727530-7 ). Это было переведено из издания, впервые опубликованного во Франции Emmanuel Proust éditions в 2005 году под названием Meurtre en Mésopotamie.
Книга впервые была издана в США в The Saturday Evening Post шестью частями с 9 ноября (том 208, номер 19) по 14 декабря 1935 года (том 208, номер 24) с иллюстрациями Ф. Р. Грюгера.
В Великобритании роман был сериализован в виде сокращенной версии в еженедельном журнале Women's Pictorial в восьми выпусках с 8 февраля (том 31, номер 787) по 28 марта 1936 года (том 31, номер 794) под заголовком No Other Love. Разделов на главы не было, и все части содержали иллюстрации Клайва Апттона. Некоторые имена персонажей отличались от окончательно опубликованного романа: Эми Леатеран стала Эми Сеймур, а мистера и миссис Лейднер звали Тревор.