Часть серии по |
Культура муиска |
---|
Темы |
География |
Соленые люди |
Основные соседи |
История и хронология |
|
Эта статья описывает войну в Muisca. Muisca населяли TENZA и Убак долину и Altiplano Cundiboyacense, высокое плато в Колумбии Восточных диапазонов этих Анд в момент перед испанским завоеванием. Их общество было в основном эгалитарным, с небольшой разницей между элитным классом ( касиками ) и народом в целом. Экономика Муиски была основана на сельском хозяйстве и торговле сырьем, таким как хлопок, кока, перья, морские улитки и золото, со своими соседями. Названные « солеными людьми», они добывали соль из рассолов в Сипакира, Немокон и Тауса, чтобы использовать ее для своей кухни и в качестве торгового материала.
Будучи в основном торговцами и земледельцами, муиски также имели структуру бойцов, называемых воинами гуэча. Между северными и южными части Muisca Конфедерации, бои, где ZIPA, постановив над саванной Боготы на юге и zaque из Хунзы на севере оспариваемого контроля над ландшафтами. Лидеры общин сражались со своими воинами. Главным врагом муисков были люди панче, населявшие местность к западу от Альтиплано на холмах, ведущих к реке Магдалена. Укрепления воинов гуэча, привилегированного класса в их обществе, были построены в пограничном районе с панче. Воины гуэча были вооружены ударными ружьями, копьями, дубинками и пращами и защищались длинными щитами и толстыми многослойными хлопковыми мантии. Битвы в истории Muisca описаны вокруг Chocontá ( ~ 1490 ) и Паска около 1470. Когда испанские конкистадоры вошли в Конфедерацию Муиска в марте 1537 года после долгой, смертоносной и бесплодной экспедиции из Санта-Марты на побережье Карибского моря, они не встретили сопротивления Муиски, за исключением более поздних сражений против Тундамы, правившей в самой северной части Дуитамы. Испанцы, которые уже завоевали Муиску и основали Боготу, использовали воинов гэча, чтобы победить панче в битве при Токареме 20 августа 1538 года.
Знания о войне Муиска были предоставлены конкистадорами, которые впервые вступили в контакт с Муисками; Гонсало Хименес де Кесада, его брат Эрнан, Хуан де Сан Мартин и Антонио де Лебриха. Позже учеными были Хуан де Кастельянос, Педро Симон и Лукас Фернандес де Пьедрахита. Современные антропологические исследования пересмотрели некоторые свидетельства ранних летописцев о воинственном статусе муисков, которых даже конкистадоры считали скорее торговцами и переговорщиками, чем воинами.
За века до испанского завоевания Муиски, высокие центральные равнины восточных хребтов Колумбийских Анд были заселены муисками. Они основали довольно эгалитарное общество небольших поселений, разбросанных по долинам и равнинам в горах, основанное в основном на сельском хозяйстве, торговле и добыче соли, что дало им название «Соленые люди». Альтиплано Cundiboyacense и соседний Убак и TENZA долины на востоке обитаемый было очень изолированно от побережья Колумбии позднее, но через торговые пути и многие рынки проводятся часто, они были связаны с их соседних группами коренных ; на запад и северо - запад Panche, MUZO и Yarigui человек, на север гуан, Lache и U'wa, в восточной части в направлении обширных равнин в Льяносе Восточного в Achagua, Guayupe и Тегу людьми и на юг в горы Sumapaz Sutagao.
Муиски говорили на чибче или на своем собственном языке, называемом муискубун; "язык народа", и торговали со своими соседями сырыми продуктами, чтобы создать самодостаточную экономику, где излишки продавались на хлопок, золото, изумруды, перья, пчелиный воск (для тонкой обработки золота их частей предложения тунжо ) и тропические фрукты не растет на высоких равнинах. Люди были очень религиозны и почитали своих двух главных божеств Суэ, Солнце, и Чиа, его жену; Луна в их храмах Солнца и Луны в Сугамуси и Чиа соответственно. Каждое небольшое поселение максимум 100 bohíos возглавил касике и крупные города Bacata и Хунза находились под властью ZIPA и zaque. Священным городом Солнца Сугамуси управлял священник, которого звали ирака, а самой северной областью, возглавляемой тундамой, располагались холмы вокруг бывшего озера Дуитама.
Ритуал инициации нового зипа проходил в их священном озере Гуатавита, где он покрывался золотой пылью и прыгал с плота в водах круглого озера на высоте 3000 метров (9800 футов), ритуал, представленный в знаменитой Муиске. плот. Именно этот «Человек из золота» лег в основу мифа об Эльдорадо, известном далеко за пределами Конфедерации Муиска, как называлась их свободная коллекция правителей. Эта легенда стала главной целью испанского завоевания, в результате которого конкистадоры более чем на год перебрались в Анды из Санта-Марты, откуда они ушли в начале апреля 1536 года.
Хотя ранние описания испанских хронистов повествуют о войне, более поздний пересмотр более ранних верований показал, что муиски были скорее сообществом торговцев, чем воинов. Тем не менее, все исследователи согласны с тем, что у народа муиска были особые классы в своем обществе, предназначенные для своих воинов, и что сражения велись в основном для защиты своей территории от панче на западе и юго-западе и между собой; сражения между ZIPA и zaque. Чибч слово «война» или «враг» саб.
Для этимологии слова güecha были представлены различные гипотезы. Согласно Педро Симону, guecha означало «храбрый», в то время как Ezequiel Uricoechea означает его происхождение от zuecha, что означает «дядя»; «брат матери». Родословная наследия в обществе Muisca была материнской. Uricoechea описал этот термин как комбинацию gue- («деревня») и ча, что означает «мужчина» или «мужчина»; «деревенский человек». Название guecha было изменено в современном колумбийском испанском языке как guache, что означает «нецивилизованный», «грубый».
Воины гэча пользовались особыми привилегиями и считались высшим классом общества. Они стояли ниже священников, но выше обычных людей. И Педро Симон, и Лукас Фернандес де Пьедрахита описывают воинов гэча как сильных и храбрых людей, набранных из жителей разных деревень Конфедерации Муиска. Они прошли годы боевой подготовки, прежде чем были назначены воинами-гуеча. Их внешний вид отличался от других людей, у мужчин были длинные волосы. Чтобы быть более эффективными и безопасными в бою, воины гэча коротко стриглись. В то время как украшения не были распространены среди простых людей, а после введения Кодекса Немеквена даже были запрещены, воины гэча носили драгоценности, такие как золотые или тумбага носовые части, пекторали, серьги и короны с цветными перьями. Количество серег указывало бы на количество побежденных врагов. Их тела были раскрашены чернилами из дерева Genipa americana.
Для их сражений, и для охоты, воины использовали клубы, отравленные дротики с раздувом пушкой, копьем и рогатками, похожей на атлатль из Мезоамерики. Луки и стрелы не производились самими муисками, а были взяты у покоренных рабов панче. Чтобы защитить себя от отравленных стрел, которые использовали Панче, воины гуэча покрывали себя несколькими слоями хлопковых мантий. Чтобы защитить себя, они используют длинные щиты.
На границах территорий Муиска лидеры организовали укрепления воинов-гуеча для защиты своей территории. Хотя наличие каменной крепости в Кахике вызывает серьезные сомнения, существовала ли она в доконкистические времена, укрепления вокруг Конфедерации были описаны.
Поселок | Отдел | Сосед (ы) | Высота (м) центр города | карта |
---|---|---|---|---|
Сан-Франциско | Кундинамарка | Панче | 1520 | |
Анолайма | Кундинамарка | Панче | 1657 | |
Сан-Антонио- дель-Текендама | Кундинамарка | Панче | 1540 | |
Тена | Кундинамарка | Панче | 1384 | |
Tibacuy | Кундинамарка | Панче, Сутагао | 1647 | |
Сильвания | Кундинамарка | Сутагао | 1470 | |
Fosca | Кундинамарка | Гуайупе | 2080 г. | |
Chocontá | Кундинамарка | между ZIPA и zaque | 2655 | |
Turmequé | Boyacá | между ZIPA и zaque | 2389 |
В то время как некоторые более поздние ученые описывали муисков как воюющих людей, конкистадоры, впервые вступившие с ними в контакт, рассказывают другую историю. Конкистадоры Хуан де Сан Мартин, Антонио де Лебриха и лидер и писатель Гонсало Хименес де Кесада сказали, что они были:
... gente que quiere paz y no guerra, porque aunque son muchos, son de pocas armas y no ofensivas
... люди, которые хотят мира, а не войны, потому что, хотя их много, их оружие мало и не агрессивно
Сражения, которые велись, были в основном против панчей на западе, которые были описаны первыми конкистадорами как гораздо более воинственные, даже каннибалистические. Педро Симон интерпретировал их имя, слово панче как означающее «жестокий» и «убийца». Между двумя основными частями Конфедерации Муиска; ZIPA и zaque две главные сражения были описаны, первое, что происходит вокруг 1470 в Паска. Во время сражений воины носили на спине мумии предков, чтобы произвести впечатление на врагов. Бои велись в соответствии с календарем Muisca, сложный лунно - солнечный календарь люди использовали для обозначения различных типов лет и месяцев.
Летописцы, в основном Де Пьедрахита, описали две основные битвы, одну между северной и южной Муиской и одну с южными соседями, Сутагао. Первый бой был вокруг 1470 года в Паске между ZIPA из Bacata Saguamanchica, что приводит армию около 30 тысяч guecha воинов, и касика в Sutagao, в результате победы первого и включение южного региона в Muisca Конфедерация.
Вторая битва, примерно двадцать лет спустя, произошла около Чоконы на севере Боготской саванны между зипой и заке. Здесь снова Сагуаманчика победил своего более сильного врага Мичуа, насчитывавшего около 60 000 воинов, в трехчасовом бою. Оба лидера погибли из-за кровопролитного боя.
Когда испанские конкистадоры вошли на территорию Муиски в марте 1537 года, когда они основали Чипату, они сначала не встретили большого сопротивления в северных частях. Перейдя Бояку в узкой части, они вошли в саванну Боготы, где в Немоконе, важном поселении по производству соли, они встретили первое сопротивление. Рассказы обессиленных завоевателей говорят о нападениях сотен воинов на сильно уменьшенные войска Де Кесада, которым испанцы отбили. Большую часть времени муиска, отличные торговцы, пытались договориться с испанскими захватчиками, чтобы помешать им использовать свои «громовые палки»; оружие, неизвестное среди муисков и опасное для них. Вскоре после того, как Muisca Конфедерация была захвачена и столицей Нового Королевства Гранада, Санта - Фе - де - Богота была основана в августе 1538 года, конкистадоры использовали вечные конфликты Muisca с Panche объединиться с ZIPA Sagipa и бороться Panche только с 50 Испанские солдаты и от 12000 до 20000 воинов-гэча в битве при Токареме 20 августа 1538 года.